Абрамова Ольга Павловна
Использование диалогической речи дошкольников путем ознакомления с художественной литературой
▼ Скачать + Заказать документы
«Использование диалогической речи дошкольников путем ознакомления
с художественной литературой»
Диалогически речь на протяжении дошкольного возраста претерпевает существенные изменения.
В раннем детстве речь ребенка непосредственно связана с его практической деятельностью или ситуацией, в которой или по поводу которой происходит общение. Деятельность ребенка этого возраста осуществляется в большинстве случаев или совместно со взрослыми, или с их помощью, потому и его общение носит ситуативный диалогический характер. В связи с этим его речь, как указывает д. Б. Эльконин, представляет собой или ответы на вопросы взрослого, или вопросы к взрослым в связи с затруднениями, возникающими в ходе деятельности, или требование об удовлетворении тех или иных потребностей, или, наконец, вопросы, возникающие при знакомстве с предметами и явлениями окружающей действительности.
Публикация «Использование диалогической речи дошкольников путем ознакомления с художественной литературой» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Из-за непосредственного контакта со взрослым у ребенка появляется новая форма речи — сообщения. У дошкольников возникает необходимость договориться об общем замысле деятельности, распределении функций, контроле за выполнением правил и т. д. На этой основе продолжает развиваться диалогическая речь и возникают новые ее формы — указания, оценки, согласование действий.
Особенностям общения дошкольников со взрослыми посвящено исследование А. Г. Рузской. Она отмечает, что детям небезразлично, в какой форме взрослый предлагает им общение:
они охотнее принимают задачу общения в том случае, когда взрослый их ласкает, чем старше дошкольники, тем выше уровень их инициативности в общении, тем чаще появление взрослого не остается незамеченным и используется ими для завязывания с ним контактов. Чем младше ребенок, тем больше его инициатива в общении со взрослым связана с активностью последнего.
Основная цель развития диалогической речи у дошкольников — научить их пользоваться диалогом как формой общения. Для этого недопустимо сводить задачи обучения диалогу лишь к освоению вопросно-ответной формы. Дети должны овладеть целым рядом умений, среди которых:
•
умение активно вступать в контакт с собеседником, быстро реагировать на реплики, пользуясь различными их видами (вопрос, сообщение, дополнение, просьба, предложение и т. д.);
•
умение беседовать на различные темы, поддерживать разговор на предложенную тему, не отвлекаться от нее, переспрашивать, доказывать свою точку зрения, выражать свое отношение к предмету разговора;
•
умение говорить спокойно, с умеренной громкостью, доброжелательным тоном;
•
владение разнообразными формулами речевого этикета, употребление их без напоминания (во время разговора не опускать голову, смотреть в лицо собеседнику, не говорить с полным ртом; не вмешиваться в разговор взрослых);
•
умение использовать мимику и жесты;
•
умение общаться в паре, группе из 3—5человек, в коллективе.