Петрова Юлия
Исследование психологической готовности детей к обучению в школе
В данной статье рассматривается психологическая готовность детей дошкольного возраста. Опытным путем доказана необходимость психологической помощи при поступлении ребенка в школу для того, чтобы устранить возможные отклонения.
Ключевые слова: готовность, психологическая готовность к обучению, ребенок, дошкольник, школа.
Публикация «Исследование психологической готовности детей к обучению в школе» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Исследовательская деятельность
- Работа психолога в ДОУ
- Темочки
При переходе детей из дошкольного образовательного в среднее общеобразовательное учреждение важна его психологическая готовность. Без всякого сомнения, значимо, чтобы дошкольник направился в среднее учебное заведение физически подготовленным, однако это далеко не единственное требование для благополучный в учебном процессе ребенка. Эта тематика считается злободневной, в связи с тем, что в наше время ступень начального образования предъявляет к будущим ученикам достаточно высокие запросы к подготовке. И отнюдь не все учащиеся приходя в школу уже обладают простыми формами учебной деятельности, ЗУНами, которые, как полагает школа, обязаны быть привиты в ДОУ. В таком случае вся концепция преподавания и воспитания ребенка в ДОУ обязана быть нацелена на подготовку предстоящего ученика к школьному обучению. Готовность к школе — это определенный набор, содержащий в себе не только знания и умения. Из этого следует, то что имеется конкретный набор, входящих в него компонентов и без них не будет полноценной готовности детей к учебе в школе. Допустим будут разные соотношения, но без участия всех компонентов не выйдет желаемое. Готовность подразделяется на физическую и психологическую, как уже говорилось выше. Под физической готовностью предполагается состояние здоровья учащегося, наличие либо отсутствие у него приобретенных заболеваний. В содержание психологической готовности входит система требований, предъявляемые учащемуся в ходе обучения, он должен обладать способностью выполнять их [1, с. 400]. Л. А. Венгер, Е. Е. Кравцова и т. д. относят к психологической готовности следующие элементы : Личностная готовность, умение ученика войти во взаимоотношения с одноклассниками учителями, и другими взрослыми образовательного учреждения. Принятие ребенка социальной позиции, т. е. положение себя как школьника. Интеллектуальная готовность, при переходе ребенка с одной ступени образовательной системы на другую болею сложную, в данном случае начальное звено, ребенок должен быть умственно развит. Он как ученик обязан уметь обобщать, сравнивать и многое другое. Социально-психологическая готовность, становление у детей моральных навыков и навыков эффективного взаимодействия с другими людьми, т. е. коммуникативных навыков. Эмоционально-волевая готовность, умение ребенка управлять своими эмоциями и контролировать свое поведение. Он должен уметь ставить перед собой цель, принимать какие-либо решения, намечать план действия достижения цели, прилагать усилия для достижения этой цели [4, с. 813]. Проблема психологической готовности рассматривается в отечественной и зарубежной психологии. Но мнения на эту проблемы различаются, к примеру зарубежные ученые (А. Анастази, Я. Йирасек, С. Штрембел и т. д.) рассматривали проблему в аспекте школьной зрелости. Что же касается отечественных психологов (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, Л. Божович и т. д.) то они делали упор на теоретическое исследование проблемы. Таким образом, психологическая готовность развивается в течении дошкольного детства и считается комплексным структурным образованием, содержащим в себе личностную, интеллектуальную, социально-психологическую, эмоционально-волевую готовность [5, с. 87].
Нами была проведена диагностическая работа, направленная на определение уровня сформированности психологической готовности к школе : мотивационного, интеллектуального компонентов.
В соответствии с целями диагностической работы, были подобраны следующие методики. Для оценки мотивационного компонента: методика А. Л. Венгера «Мотивационная готовность к школе», методика определения мотивов учения М. Р. Гинзбурга; для диагностики интеллектуального компонента психологической готовности использовались методики «Чем залатать коврик», «Обведи контур».
1) «Мотивационная готовность к школе». Автор методики: Венгер А. Л. Назначение методики: диагностика внутренней позиции дошкольника. фиксируются количество правильных ответов.
За каждый правильный ответ даётся 1 балл, за каждый неправильный ответ - 0 баллов.
Внутренняя позиция считается сформированной, если ребёнок набрал 5 баллов и больше.
На основании полученных ответов было определено, что только у 72% старших дошкольников экспериментальной группы и 89% детей контрольной группы сформирована мотивационная готовность к школьному обучению. Эти дошкольники хотят пойти в школу, однако она им интересна только внешними факторами и игровыми мотивами: в школе интересно на переменках, в школе не надо спать, можно вместе играть. У 28% дошкольников экспериментальной группы и 11% детей контрольной группы не сформирована мотивационная готовность к школе.
2) Методика определения мотивов учения М. Р. Гинзбурга.
Цель методики: выявить преобладающие мотивы учения.
Доминирующая мотивация учения диагностируется по наибольшему количеству баллов. Вместе с тем, ребёнок может руководствоваться и другими мотивами. О несформированности мотивации учения свидетельствует отсутствие предпочтений, т. е. различные подходы во всех ситуациях.
Анализируя результаты по данной методике (автор М. Р. Гинзбург, в основу которой был положен принцип «персонализации мотивов», направленной на изучение преобладания определенного мотива, при поступлении в школу, позволяют говорить, что в экспериментальной группе превосходит игровой и учебный мотив, а в контрольной группе превосходит учебный и социальный мотивы при поступлении ребенка в школу.
Исходя из полученных нами результатов, можно сделать вывод: что игра в данном возрасте является доминирующим видом деятельности вследствие психических особенностей детей дошкольного возраста. Так как переход в подготовительную группу создает у детей чувство «взрослости», основанное на осознании ими нового положения самых старших среди воспитанников детского сада, и стремление завоевать новый социальный статус, то школа для них является той самой ступенью, которая поможет им завоевать уважение взрослых.
3) В процессе проведения констатирующего эксперимента, были выявлены следующие результаты. Методика «Чем залатать коврик?», определяющая, насколько ребенок в состоянии, сохраняя в кратковременной и оперативной памяти образы виденного, практически их использовать, решая наглядные задачи. Данная методика была интерпретирована, был оценен уровень развития восприятия в группе.
В соответствии с полученными результатами мною было установлено, что в контрольной группе большинству присущ «средний» уровень развития восприятия. Так же значительное количество баллов набрали такие уровни развития восприятия, как «очень высокий» и «высокий». Ни один воспитанник не имеет «низкий» и «очень низкий» уровень восприятия, что говорит об успешной работе педагогов с детьми и благоприятным развитием уровня восприятия группы. Уровень развития восприятия соответствует возрастной норме.
4) Методика «Обведи контур» для диагностики уровня развития наглядно-действенного мышления. Данная методика была интерпретирована, был оценен уровень развития наглядно-действенного мышления в группе.
Проанализировав полученные данные, можно сказать, что уровень развития наглядно-действенного мышления в контрольной группе соответствует возрастной норме. Большинство воспитанников набрали количество баллов, соответствующие «очень высокому» уровню развития мышления. Исходя из этого, можно предположить, что работа с детьми по развитию мышления ведется на высоком уровне и благоприятствует всестороннему развитию дошкольника. В экспериментальной группе большинство воспитанников набрали количество баллов, соответствующие «среднему» уровню развития мышления. Исходя, из этого следует, что с этими детьми надо продолжить работу по развитию наглядно-действенного мышления.