МААМ-картинки

Исследование психологической готовности детей к обучению в школе

Петрова Юлия
Исследование психологической готовности детей к обучению в школе

В данной статье рассматривается психологическая готовность детей дошкольного возраста. Опытным путем доказана необходимость психологической помощи при поступлении ребенка в школу для того, чтобы устранить возможные отклонения.

Ключевые слова: готовность, психологическая готовность к обучению, ребенок, дошкольник, школа.

Публикация «Исследование психологической готовности детей к обучению в школе» размещена в разделах

При переходе детей из дошкольного образовательного в среднее общеобразовательное учреждение важна его психологическая готовность. Без всякого сомнения, значимо, чтобы дошкольник направился в среднее учебное заведение физически подготовленным, однако это далеко не единственное требование для благополучный в учебном процессе ребенка. Эта тематика считается злободневной, в связи с тем, что в наше время ступень начального образования предъявляет к будущим ученикам достаточно высокие запросы к подготовке. И отнюдь не все учащиеся приходя в школу уже обладают простыми формами учебной деятельности, ЗУНами, которые, как полагает школа, обязаны быть привиты в ДОУ. В таком случае вся концепция преподавания и воспитания ребенка в ДОУ обязана быть нацелена на подготовку предстоящего ученика к школьному обучению. Готовность к школе — это определенный набор, содержащий в себе не только знания и умения. Из этого следует, то что имеется конкретный набор, входящих в него компонентов и без них не будет полноценной готовности детей к учебе в школе. Допустим будут разные соотношения, но без участия всех компонентов не выйдет желаемое. Готовность подразделяется на физическую и психологическую, как уже говорилось выше. Под физической готовностью предполагается состояние здоровья учащегося, наличие либо отсутствие у него приобретенных заболеваний. В содержание психологической готовности входит система требований, предъявляемые учащемуся в ходе обучения, он должен обладать способностью выполнять их [1, с. 400]. Л. А. Венгер, Е. Е. Кравцова и т. д. относят к психологической готовности следующие элементы : Личностная готовность, умение ученика войти во взаимоотношения с одноклассниками учителями, и другими взрослыми образовательного учреждения. Принятие ребенка социальной позиции, т. е. положение себя как школьника. Интеллектуальная готовность, при переходе ребенка с одной ступени образовательной системы на другую болею сложную, в данном случае начальное звено, ребенок должен быть умственно развит. Он как ученик обязан уметь обобщать, сравнивать и многое другое. Социально-психологическая готовность, становление у детей моральных навыков и навыков эффективного взаимодействия с другими людьми, т. е. коммуникативных навыков. Эмоционально-волевая готовность, умение ребенка управлять своими эмоциями и контролировать свое поведение. Он должен уметь ставить перед собой цель, принимать какие-либо решения, намечать план действия достижения цели, прилагать усилия для достижения этой цели [4, с. 813]. Проблема психологической готовности рассматривается в отечественной и зарубежной психологии. Но мнения на эту проблемы различаются, к примеру зарубежные ученые (А. Анастази, Я. Йирасек, С. Штрембел и т. д.) рассматривали проблему в аспекте школьной зрелости. Что же касается отечественных психологов (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, Л. Божович и т. д.) то они делали упор на теоретическое исследование проблемы. Таким образом, психологическая готовность развивается в течении дошкольного детства и считается комплексным структурным образованием, содержащим в себе личностную, интеллектуальную, социально-психологическую, эмоционально-волевую готовность [5, с. 87].

Нами была проведена диагностическая работа, направленная на определение уровня сформированности психологической готовности к школе : мотивационного, интеллектуального компонентов.

В соответствии с целями диагностической работы, были подобраны следующие методики. Для оценки мотивационного компонента: методика А. Л. Венгера «Мотивационная готовность к школе», методика определения мотивов учения М. Р. Гинзбурга; для диагностики интеллектуального компонента психологической готовности использовались методики «Чем залатать коврик», «Обведи контур».

1) «Мотивационная готовность к школе». Автор методики: Венгер А. Л. Назначение методики: диагностика внутренней позиции дошкольника. фиксируются количество правильных ответов.

За каждый правильный ответ даётся 1 балл, за каждый неправильный ответ - 0 баллов.

Внутренняя позиция считается сформированной, если ребёнок набрал 5 баллов и больше.

На основании полученных ответов было определено, что только у 72% старших дошкольников экспериментальной группы и 89% детей контрольной группы сформирована мотивационная готовность к школьному обучению. Эти дошкольники хотят пойти в школу, однако она им интересна только внешними факторами и игровыми мотивами: в школе интересно на переменках, в школе не надо спать, можно вместе играть. У 28% дошкольников экспериментальной группы и 11% детей контрольной группы не сформирована мотивационная готовность к школе.

2) Методика определения мотивов учения М. Р. Гинзбурга.

Цель методики: выявить преобладающие мотивы учения.

Доминирующая мотивация учения диагностируется по наибольшему количеству баллов. Вместе с тем, ребёнок может руководствоваться и другими мотивами. О несформированности мотивации учения свидетельствует отсутствие предпочтений, т. е. различные подходы во всех ситуациях.

Анализируя результаты по данной методике (автор М. Р. Гинзбург, в основу которой был положен принцип «персонализации мотивов», направленной на изучение преобладания определенного мотива, при поступлении в школу, позволяют говорить, что в экспериментальной группе превосходит игровой и учебный мотив, а в контрольной группе превосходит учебный и социальный мотивы при поступлении ребенка в школу.

Исходя из полученных нами результатов, можно сделать вывод: что игра в данном возрасте является доминирующим видом деятельности вследствие психических особенностей детей дошкольного возраста. Так как переход в подготовительную группу создает у детей чувство «взрослости», основанное на осознании ими нового положения самых старших среди воспитанников детского сада, и стремление завоевать новый социальный статус, то школа для них является той самой ступенью, которая поможет им завоевать уважение взрослых.

3) В процессе проведения констатирующего эксперимента, были выявлены следующие результаты. Методика «Чем залатать коврик?», определяющая, насколько ребенок в состоянии, сохраняя в кратковременной и оперативной памяти образы виденного, практически их использовать, решая наглядные задачи. Данная методика была интерпретирована, был оценен уровень развития восприятия в группе.

В соответствии с полученными результатами мною было установлено, что в контрольной группе большинству присущ «средний» уровень развития восприятия. Так же значительное количество баллов набрали такие уровни развития восприятия, как «очень высокий» и «высокий». Ни один воспитанник не имеет «низкий» и «очень низкий» уровень восприятия, что говорит об успешной работе педагогов с детьми и благоприятным развитием уровня восприятия группы. Уровень развития восприятия соответствует возрастной норме.

4) Методика «Обведи контур» для диагностики уровня развития наглядно-действенного мышления. Данная методика была интерпретирована, был оценен уровень развития наглядно-действенного мышления в группе.

Проанализировав полученные данные, можно сказать, что уровень развития наглядно-действенного мышления в контрольной группе соответствует возрастной норме. Большинство воспитанников набрали количество баллов, соответствующие «очень высокому» уровню развития мышления. Исходя из этого, можно предположить, что работа с детьми по развитию мышления ведется на высоком уровне и благоприятствует всестороннему развитию дошкольника. В экспериментальной группе большинство воспитанников набрали количество баллов, соответствующие «среднему» уровню развития мышления. Исходя, из этого следует, что с этими детьми надо продолжить работу по развитию наглядно-действенного мышления.

Публикации по теме:

Взаимодействие детского сада и семьи в формировании личностной готовности старших дошкольников к школе (из опыта работы) Слайд 1. Слайд 2. Личностная готовность является важным структурным компонентом психологической готовности к школьному обучению, все составляющие.

Консультация «Психологическая готовность детей к обучению в школе». Часть 1Консультация «Психологическая готовность детей к обучению в школе». Часть 1 Поступление в школу – это начало нового этапа в жизни ребенка. От готовности ребенка к этому моменту во многом будет зависеть формирование.

Консультация «Психологическая готовность детей к обучению в школе». Часть 2 Существует гипотеза: адаптация зависит от уровня психологической готовности ребенка к школе, комфортности его пребывания в учебном заведении,.

Консультация «Психологическая готовность детей к обучению в школе». Часть 3 Обсуждая проблему готовности к школе, Д. Б. Эльконин на первое место ставил сформированность необходимых предпосылок учебной деятельности.

Консультация «Психологическая готовность детей к обучению в школе». Часть 4 Н. В. Запорожец (1977г.) отметил, что готовность к обучению к школе представляет собой целостную систему взаимосвязанных качеств детской.

Консультация «Психологическая готовность детей к обучению в школе». Часть 6 Деятельный критерий рассмотрим более подробно. В 6-7 лет моторика уже готова к тому чтобы писать скорописью. Именно в этот момент в созревании.

Консультация «Психологическая готовность детей к обучению в школе». Заключительная часть О том, что начало обучения в школе – один из серьезных моментов в жизни ребенка, знают все. На этот вопрос мы и попросили ответить родителей.

Открытое итоговое занятие по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с ОНР Открытое занятие по подготовке к обучению грамоте в подготовительной логопедической группе. логопед - Попова Наталья Анатольевна Цели:.

Проектная деятельность по формированию познавательной и мотивационной готовности детей к школе «Скоро в школу» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №38 города Кузнецка Проектная деятельность.

Развитие моторики — один из показателей интеллектуальной готовности к школеРазвитие моторики — один из показателей интеллектуальной готовности к школе «Если Вы хотите вырастить хороших детей, тратьте на них в два раза меньше денег и в два раза больше времени» Эстер Селсдон Одной из основных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Исследование психологической готовности детей к обучению в школе
Опубликовано: 8 января 2020 в 22:09
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Исследование психологической готовности детей к обучению в школе» (включая файлы) размещена пользователем Петрова Юлия в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

4 ноября. День народного единства. Передвижка

День народного единства – один из самых юных государственных праздников. Сегодня вспоминаем о тех далёких событиях и о том, что единство и дружба народов – единственно верный путь.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД