Наталья Беликова
Интеграция как фактор всестороннего воспитания детей и развития их творчества
▼ Скачать + Заказать документы
Я музыкальный руководитель, педагог художественно – эстетического цикла хочу представить опыт своей работы по теме:
«Интеграция как фактор всестороннего воспитания детей и развития их творчества».
Интеграция – это взаимопроникновение и взаимодействие образовательных областей, обеспечивающее целостное восприятие окружающего мира. Музыка целостно отражает мир во всём его многообразии языком древнейшего искусства звуков, изображает и выражает любое жизненное явление. Поэтому эпиграфом к моему выступлению послужили слова Генри Лонгфелло «Музыка – универсальный язык человечества».
Публикация «Интеграция как фактор всестороннего воспитания детей и развития их творчества» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция июнь 2019
Один из принципов развития современного дошкольного образования, рекомендованный Федеральным государственным образовательным стандартом – принцип интеграции образовательных областей. Интеграция – это метод, который актуален в современном образовательном процессе по следующим причинам:
АКТУАЛЬНОСТЬ
• позволяет понять воспитанникам целостную картину мира
• способствует развитию наглядно – образного и логического мышления
• повышает мотивацию обучения
• уменьшает количество занятий за счет комплексного всестороннего подхода
• повышает уровень профессионализма педагогов
Метод интеграции образовательных областей я использую в организации образовательной деятельности, в праздниках, театрализации и в реализации программы региональной инновационной площадки «Природа – часть твоей души».
Почему мне близка эта тема? Свою педагогическую деятельность я начала в детском саду «Золотой ключик», который работал по экспериментальной программе Геннадия Григорьевича и Елены Евгеньевны Кравцовой «Золотой ключик». Эта программа насыщена событийной деятельностью и пронизана идеей интеграции. Именно тогда я училась проводить праздники и досуги в нетрадиционной форме и разнообразной тематики.
В своей работе по осуществлению интеграции использую методические разработки программ «Тутти» Татьяны Эдуардовны Тютюнниковой и Анна Иосифовна Бурениной, «Музыкальные шедевры» Ольги Петровны Радыновой, «Путешествие в прекрасное» Ольга Александровны Куревиной.
Музыкальное воспитание изначально включает в себя интеграцию образовательных областей. Художественно - эстетическое развитие - пение, танцы, элементарное музицирование, рисование под музыку, включение и созерцание произведений искусства. Речевое развитие - декламация стихов, театрализация, использование логоритмических игр. Познавательное развитие – познание мира в соответствии с темой и целями. Социально-коммуникативное развитие – навыки общения, культуры поведения, социализация. Физическое развитие – включение элементов соревнования, состязаний, спортивных игр и танцев.
Формы проведения интегрированных праздников и содержание весьма разнообразны.
Очень интересно и познавательно проходят праздники квесты. Например, праздник путешествие по родному городу Долгопрудному.
Несколько помещений были оборудованы под самые интересные и значимые для города места. Это камнеобрабатывающий комбинат, канал имени Москвы, физико математический институт, судостроительный завод, театр «Город». На каждом из этих этапов детей встречали персонажи, которые в игровой форме способствовали социализации детей в обществе, формировали познавательный интерес к малой Родине. Например, в парке культуры и отдыха дети вспомнили и исполнили Гимн родного города, стали музыкантами оркестра, выступающими на городском празднике.
В театре дети стали участниками сюжетно – ролевой игры. Попробовали себя в роли суфлёра, художника декоратора, актёра, гримёра, костюмера.
В целях приобщения воспитанников к культурному наследию своей страны я провожу праздники в форме балов.
Дети знакомятся с понятиями музыкальный салон, церемониймейстер, романс, поэт, художник, композитор, скульптор. Исполняют старинные танцы «Полонез», «Менуэт», «Вальс», «Полька». Играют в «Ручеёк», «Жмурки», «Буриме», «Фанты». (слайд) Разучивают стихи, исполняют театральные постановки по произведениям русских поэтов и сказочников, учатся оживлять картины. На практике соблюдают этикет и правила поведения в обществе.
Интеграция может осуществляться как в пределах одного мероприятия, так и объединять несколько занятий в циклы, или в рамках проектной деятельности.
Заключительным мероприятием проекта «Дружат дети всей земли» стал фестиваль: «Светит солнышко для всех».
Цель данного проекта: формирование толерантности и нравственных основ личности. Все дети, начиная с 3-х лет представляли в играх, сказках, стихах, песнях и танцах выбранную страну. Это были народы России, Молдавии, Казахстана, Узбекистана, Белоруссии и Армении. Дети познакомились с историей, традициями, культурой разных стран.
Опытом проведения интегрированных мероприятий я делюсь в форме открытых показов муниципального и регионального уровня. Например, занятия: «История одной гусенички» (интеграция областей познавательного и художественно – эстетического развития, «Полениться – хлеба лишиться» (интеграция речевого развития и художественно - эстетического). Интерактивный экологический спектакль «Сказки весеннего леса», где в качестве актёров выступили и педагоги и воспитанники. Зрителям выпала роль стать активными участниками сказочных событий.
Всю эту образовательную деятельность отличает взаимопроникновение и взаимодействие образовательных областей, обеспечивающее целостное восприятие окружающего мира.
Ещё одна модель моей работы в рамках интеграции образовательных областей – театрализованная деятельность.
«Театр – это волшебный мир. Он даёт уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идёт развитие духовного мира детей». Это высказывание доктора педагогических наук, психолога Бориса Михайловича Теплова. Поэтому и театрализованную деятельность я рассматриваю как метод интеграции.
В эту модель интеграции вовлечены дети, педагоги и родители.
Мои воспитанники постоянные участники городского театрального фестиваля «ИГРАЕМ В КЛАССИКИ» на сцене театра имени Г. М. Печникова. Отмечены дипломами за актёрское мастерство и оригинальность постановки.
А театральный коллектив сотрудников детского сада, под моим художественным руководством, вот уже более пяти лет радуют своих воспитанников новыми спектаклями. В репертуаре экологические постановки и спектакли по произведениям детских классиков.
Хочется отметить, что и родители вовлекаются в творческий поиск, вовлекаются в коллективную деятельность и становятся участниками театрализованных сюрпризных моментов. По традиции, сложившейся в нашем детском саду, исполняют роль Деда Мороза на Новогоднем празднике.
«Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а, прежде всего, воспитание человека», сказал Василий Александрович Сухомлинский. Музыка помогает более тонко прикоснуться к окружающему миру, понять его красоту и сопереживать проблемам экологии.
И поэтому социализация подрастающего поколения через интеграцию музыки и экологии весьма актуальна. Именно этим я и занимаюсь, реализуя программу региональной инновационной площадки «Природа – часть твоей души».
Музыка нас наводила на множество размышлений… Умеет ли ворона танцевать, почему кукушка бросает своих кукушат, любят ли животные и растения музыку, умеют ли деревья петь, почему люди не берегут красоту окружающего мира?
В начале своего выступления я говорила об интеграции, как метода повышения уровня профессионализма педагогов. Всё это я проверила, испытав на себе. Для себя я открыла увлекательнейший мир экологического воспитания. Опыты, исследования, экологические тропы, наставничество над младшими воспитанниками, познание себя, как неотъемлемой части общества.
Работа в проекте пробудила во мне желание создать первый лэпбук. Эта интерактивная папка собрана по принципу интеграции всех образовательных областей.
Обложка книги, нарисованная и оформленная вместе с воспитанниками, это не только Планеты Солнечной системы, но и музыкальная дидактическая игра: «Угадай мелодию». В каждой планете прячется материал для обогащения опыта музыкального восприятия классической музыкой, развития логического мышления, речи и творчества.
Музыка для космического путешествия, коммуникативных игр, релакса, обучающие мультфильмы, песенки собраны внутри лэпбука на ДИСК с подробным описанием действий педагогов.
С оборотной стороны книги фотоматериал: «Как мы исследовали космос». Это наше путешествие на космическом корабле, выполнение космических заданий, исследование Луны и водружение флага города Долгопрудного. Это тот материал, который пригодиться воспитателям и воспитанникам других групп.
Опыт работы по реализации проекта «Природа – часть твоей души» был собран в методическое пособие и презентован на региональной конференции.
Музыкальный руководитель в детском саду – это особая, уникальная профессия. Приобщение к музыке, самому тонкому, духовному искусству – один из реальных путей воспитать Человека с большой буквы. А интеграция – это один из ключиков для всестороннего воспитания детей и развития их творчества.