Татьяна Карпенок
Значение изобразительной деятельности для всестороннего развития и воспитания ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Значение изобразительной деятельности
для всестороннего развития и воспитания ребенка
«…Детский рисунок, процесс рисования - это частица духовной жизни ребенка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире, входят в него, как творцы красоты, наслаждаются этой красотой»
В. Л. Сухомлинский
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- ИЗО, творчество. Консультации для педагогов
- ИЗО. Изобразительная деятельность
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Темочки
Рисование, лепка, аппликация – являются одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как они связаны с самостоятельной практической и творческой деятельностью детей. Основное назначение ИЗО – она является средством эстетического воспитания. В процессе изо-деятельности создаются условия для развития эстетического восприятия и эмоций, которые постепенно переходят в эстетические чувства. Способствуют развитию у детей чувства формы, цвета ритма. Для развития эстетического восприятия важно при знакомстве с предметом, явлением подчеркнуть их красоту. Для эстетического воспитания большое значение имеет знакомство с произведениями изобразительного искусства.
Изобразительная деятельность – это образное познание действительности. И как всякая познавательная деятельность она имеет большое значение для умственного воспитания детей. Овладение умение изображать, невозможно без развития целенаправленного зрительного восприятия – наблюдения. Перед тем как нарисовать, вылепить какой-либо предмет, необходимо вначале с ним познакомиться: запомнить его форму, величину, цвет, расположение его составляющих частей. Для умственного развития детей большое значение имеет постепенно расширяющийся запас знаний на основе представлений о разнообразных формах и пространственном положении предметов окружающего мира. Также дети узнают о многообразии материалов (бумага, краски, пластилин, глина, мелок и т. д., знакомятся с их свойствами, выразительными возможностями, приобретают навыки работы с материалом. Обучение ИЗО невозможно без формирования таких мыслительных операций как: анализ, синтез, сравнение, обобщение.
На занятиях по ИЗО развивается речь детей : усвоение названий форм, цветов и их оттенков, пространственных соотношений способствует обогащению словаря; высказывания в процессе наблюдений за предметами и явлениями, при обследовании предметов, а также при рассматривании иллюстраций, репродукций с картин художников положительно влияют на формирование связной речи. Использование на занятиях сказок, стихов, потешек, загадок обогащает словарный запас, способствует развитию у детей образной, выразительной речи и творческого воображения.
Знакомство детей с предметами и явлениями, с их свойствами и качествами, составляет область сенсорного воспитания. Формирование у детей представлений о предмете требует усвоение знаний о их форме, цвете, величине, положении в пространстве. Находя и называя различия или сходство предметов, происходят умственные действия, развивается наглядно-образное мышление.
Занятия по изобразительной деятельности способствуют воспитанию нравственно-волевых качеств: умение и потребность доводить начатое дело до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, помогать товарищу, преодолевать трудности. При создании коллективных работ у детей воспитывается чувство товарищества, умение объединяться, договариваться, стремление помочь друг другу. Дети учатся справедливо оценивать, радоваться успехам друзей.
Для создания рисунка, лепки или аппликации необходимо прикладывать усилия, осуществлять трудовые действия, овладевать определенными умениями. При этом развивается мелкая моторика пальцев рук, приобретается опыт обращения с ножницами, карандашом, кистью, пластилином, стекой. Дети овладевают практическими навыками самообслуживания, уборки рабочих мест. Правильное владение этими материалами и инструментами требует затраты физических сил, трудовых навыков. На занятиях по изобразительному искусству происходит трудовое воспитание.
Рисование, лепка, аппликация как продуктивные виды деятельности имеют неоценимое значение для подготовки детей к школе. В этих видах деятельности формируются те качества всесторонне развитой личности, которые необходимы детям для последующего обучения в школе.
Используемая литература:
1. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию : Под ред. Т. С. Комаровой. - М., «Просвещение», 1979.-272 с., ил. ;
2. Теория и методика развития детского изобразительного творчества. «Педагогика и методика дошкольного образования»/ Т. Г. Казакова. - М. : «ВЛАДОС», 2006.-255. :16 с. ил.