Приложение МААМ

Опыт работы «Сюжетно-ролевая игра как фактор всестороннего развития ребенка»

Екатерина Александровна
Опыт работы «Сюжетно-ролевая игра как фактор всестороннего развития ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы

Введение

Дошкольное детство – короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.

Вся жизнь ребенка-дошкольника пронизана игрой, только так он готов открыть себя миру и мир для себя. Игра является одной из основных форм организации процесса воспитания, обучения и развития в детском саду. В процессе сюжетно-ролевой игры развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта.

Публикация «Опыт работы „Сюжетно-ролевая игра как фактор всестороннего развития ребенка“» размещена в разделах

Актуальность поднятой проблемы вызвана потребностью психологов, педагогов, родителей в совершенствующихся методах психолого-педагогического воздействия игровых методов на формирующуюся личность ребенка с целью развития интеллектуальных, творческих способностей, формирования нравственных качеств, положительных взаимоотношений детей со сверстниками, с близкими и окружающими людьми, закрепляющие положительные тенденции в развитии старшего дошкольника и обеспечивающие нравственно-волевую готовность к обучению в школе.

Ведущая идея опыта Игра является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Советский педагог В. А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». Воспитательное значение игры во многом зависит от профессионального мастерства педагога, от знания им психологии ребенка, учета его возрастных и индивидуальных особенностей, от правильного методического руководства взаимоотношениями детей, от четкой организации и проведения всевозможных игр.

Теоретическая база опыта

Советская теория игры складывалась под влиянием взглядов на игру выдающихся педагогов Н. К. Крупской и А. С. Макаренко. В ряде работ Н. К. Крупская подчеркивала большое значение игры в воспитании ребенка. Она неоднократно высказывала мысль об особом месте игры в жизни детей дошкольного возраста. «Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них -- учеба, игра для них -- труд, игра для них -- серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников -- способ познания окружающего».

Выдающийся советский педагог А. С. Макаренко придавал игре большое значение в воспитании ребенка : «Каков ребенок в игре, - говорил он в «Лекциях о воспитании детей», - таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре». По мнению А. С. Макаренко, руководство детскими играми направлено : 1) на установление правильного соотношения между игрой и трудом в жизни ребенка; 2) на воспитание в игре физических и психологических качеств, необходимых для будущего деятеля и работника.

В работах Е. А. Аркина, Д. В. Менджерицкой отмечено, что сюжеты детских игр изменяются с возрастом детей. Преимущественными темам игр детей от 2 до 4 лет являются жизнь семьи, детского сада, в то время как в старшем дошкольном возрасте в играх детей отражаются профессиональная деятельность взрослых, их отношения друг с другом и общественные события.

Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова сформулировали принципы организации сюжетной игры в ДОУ : 1. Воспитатель должен играть вместе с детьми. При этом он занимает позицию умеющего интересно играть эмоционального партнера, с которым ребенок чувствует себя на равных, ощущает себя вне оценок, проявляет инициативу. 2. Воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом этапе следует развертывать игру таким образом, чтобы дети сразу открывали и усваивали новый, более сложный способ ее построения и др.

Технология опыта

Наблюдая за детьми в начале года, я отметила, что и в моей группе дети мало играют в сюжетно-ролевые игры, зачастую отражая самые элементарные бытовые сюжеты. Я изучила много методической литературы, как организовать правильно игровую деятельность и определилась с темой опыта : «Сюжетно-ролевая игра - как фактор всестороннего развития детей дошкольного возраста»

Целью моей работы является «Создание условий для успешного развития и социализации детей дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру»

Исходя из цели, определяются задачи, которые необходимо решить в процессе формирования положительных взаимоотношений:

- воспитание желания и умения совместно играть;

-воспитание навыков коллективной игры;

- воспитание доброжелательного отношения к людям, желания и готовности сделать им полезное и приятное.

Направления работы :

Свою работу я построила по следующим направлениям:

1) работа с детьми по проблеме:

-диагностика взаимоотношений детей до проведения работы, включающей сюжетно-ролевые игры;

-создание условий, необходимых в работе по развитию коммуникативной сферы;

-проведение системной работы по формированию положительных взаимоотношений детей в процессе сюжетно ролевой игры.

1. Работа с родителями :

- консультации («Сюжетно-ролевые игры в жизни детей», «Игра в жизни ребенка»

-беседы («Сюжетно-ролевая игра как отражение жизни ребёнка в семье»)

-родительские собрания («Сюжетно-ролевая игра в процессе в процессе всестороннего развития детей дошкольного возраста)

Предварительный этап работы

На начальном этапе своей работы я исследовала детей своей группы. Для этой цели я использовала следующие методы диагностики:

- методы исследования коммуникативной и эмоциональной сферы старших дошкольников;

- индивидуальная беседа;

-наблюдение.

Как показали результаты исследования игровой деятельности детей, игра детей дошкольного возраста характеризуется низким уровнем развития, ролевые действия детей не всегда согласованны. Наблюдается частое пересечение ролевых и реальных отношений играющих детей, они выражают свое несогласие, недовольство партнерами, отвлекаются от цели игры и неполно воплощают замысел. Игровая тематика однообразна. Ролевое поведение участников игры характеризуется отсутствием сплоченности, инициативности, эмоциональной окрашенности.

На основе полученных данных отмечено, что 20% детей действуют самостоятельно в проигрываемых играх, охотно идут на контакт со взрослым и со сверстниками. Эти дети проявляют инициативу во всем: могут самостоятельно выбрать тему продуктивной игровой деятельности, продумать содержание работы, способны домысливать предложенный вариант сюжета, с легкостью реализуют свои замыслы, придумывая что-то необычное, оригинальное. Они могут увлечь своими идеями остальных детей группы. 65% детей эпизодически могут выбирать тему, продуктивной, игровой деятельности, но чаще принимают тему детей - лидеров, взрослого; в своей самостоятельной деятельности они могут заимствовать сюжеты известных сказок, фильмов, мультфильмов; не всегда реализуют свой замысел деятельности. По результатам диагностики благополучными во взаимоотношениях со сверстниками являются лишь несколько детей, все остальные нуждаются в той или иной коррекции взаимоотношений. Анализируя полученные данные стоит отметить, что способность вступать легко в контакт со взрослым проявили всего лишь 25% из всех детей, 60% общаются со взрослыми, но не очень активно, а 15% не изъявили желание вступать в контакт со взрослым. Полученные данные еще раз подтверждают, что в группе есть дети, которые нуждаются в коррекции взаимоотношений со сверстниками. Главная задача воспитателя - помочь им перебороть страх, стеснение, малоактивность, а также сформировать у них положительные взаимоотношения со сверстниками.

Основной этап работы

В целях регулирования игровых взаимоотношений использовала следующие методы и приемы:

Участие воспитателя в игре (главная роль);

Использование многоперсонажного сюжета (2 врача, 2 шофера);

Внесение кукольного персонажа, постановка правил поведения от его лица;

Обновление игровых уголков (внесение предметов-заместителей, съемных панелей);

Изменение игровой среды;

Наблюдение, экскурсия;

Создание воображаемой ситуации: объяснение по воображаемому радио или телевизору об открытии новых «больниц», «магазинов».

Заключительный этап работы

Для определения уровня сформированности игровых умений у дошкольников была использована диагностика сюжетно-ролевой игры по методике авторов: Д. Б. Эльконина, Г. А. Урунтаевой, Ю. А. Афонькиной.

Оценка уровня сформированности игровой деятельности осуществляется на основе анализа развития игровых умений.

Всего выделено пять критериев.

• Замысел игры, постановка игровых целей и задач.

• Содержание игры.

Сюжет игры.

• Выполнение роли и взаимодействие детей в игре, ролевое общение.

• Игровые действия, игровые предметы.

Критерии оцениваются по трем уровням:

• высокий

• средний

• низкий

На основе анализа развития игровых умений была проведена оценка уровня сформированности игровой деятельности. Было выделено 5 критерием, которые оцениваются по трем уровням

Я стремлюсь, чтобы у каждого из детей был высокий уровень игровой деятельности. Чтобы дети обсуждали с партнерами замысел игры;выступали с предложениями по обогащению сюжета; придумывает игры с продолжением; использует разнообразные средства выразительности; насчитывает 7 – 10 ролей и т. д. ;

По результатам мониторинга мы видим,что уровень игровых умения по сравнению с началом года значительно изменился. Гораздо больший процент детей имеет высокий уровень развития игровой деятельности

Сюжетно- ролевые игры помогают формировать черты характера, логику, преодолеть застенчивость, замкнутость, робость. Активно используя в работе элементы интегрированного обучения в игровой деятельности, я убедилась, что у детей постепенно обогащается круг представлений, растет словарный запас, развиваются творческие способности.

«Воспитывает всё : люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги.» Макаренко А. С.

Выводы

В последнее время в обществе сложилась ситуация, когда материальный достаток семьи, разнообразие образовательных программ, уровень информированности родителей растут, а проблемы в дошкольном образовании не уменьшаются. Наоборот, многие педагоги жалуются, что увеличивается количество проблемных и неуправляемых детей, замкнутых на своих трудностях и не замечающих положения окружающих.

В детском саду все острее встает проблема дисциплины. Дети чаще впадают в гнев, не могут договориться друг с другом, уступить, войти в положение другого человека и понять его. Как преодолеть неуживчивость ребенка, его отстраненность, неустойчивость, неприспособленность к окружающему миру? Один из ответов — с ребенком нужно играть.

Наблюдения, проводимые педагогами нашего детского сада, показали, что явление эгоцентризма присуще многим детям, а сюжетно-ролевым играм уделяется недостаточно времени.

Опыт показал, что для организации сюжетно-ролевых игр очень удобно использовать проектный метод. Например, сюжетно-ролевая игра «Почта». Для разработки проекта читаем книги, знакомим с работой почтальона, рассматриваем письма, марки, посылки. С помощью родителей готовим атрибуты (шапочка, сумка, почтовый ящик, собираем детские журналы, открытки, письма в больших красочных конвертах.

Сюжетно-ролевая игра — итог большой предварительной работы, в которой задействованы разнообразные виды деятельности. Но самое важное — ребенок вживается в свою роль, сюжет, наполняет игру собственными эмоциями и чувствами, предугадывает ответное поведение партнера, его переживания.

Воображаемая ситуация игры складывается из сюжета и ролей. Сюжет, как зеркало, отображает окружающий мир, общественную.

Сюжеты, придуманные сегодняшними дошкольниками, — работа в офисе (сюжетно-ролевая игра «Офис», «Конкурс красоты», «Автомобильный рынок», «Спасатели», «Война роботов», «Пираты», «Пикник на поляне», «Проверка документов» и др. Роль педагога при этом велика. Он помогает сориентировать ребенка на выполнение игрового действия и пояснение его смысла партнеру.

Результатом проведенной работы стали сплоченность детей, их сотрудничество, добрые, дружеские взаимоотношения.

Все мы родом из детства. Родителям и педагогам стоит уделять внимание чувствам и потребностям самого ребенка. Для этого надо установить с ним теплые, доверительные отношения, проявить неподдельный интерес к его детским заботам, одновременно ориентируя его на проблемы других. Научить его стремиться к справедливости, преодолевать желание не только доминировать, но и соглашаться, подчиняться правилам игры.

Несмотря на небольшие достижения, я понимаю, что необходимо продолжать создавать предметно-развивающую среду таким образом, чтобы обеспечить «зону ближайшего развития» ребенка.

Публикации по теме:

Формирование предметно-развивающей среды в ДО как фактор всестороннего развития дошкольников Формирование предметно-развивающей среды в ДО, как фактор всестороннего развития дошкольников. Знакомство ребенка с окружающим миром начинается.

Консультация для воспитателей «Театрализованная игра как средство всестороннего развития ребенка-дошкольника» Игра - наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций. Игра – путь к познанию.

Опыт работы «LEGO-конструирование как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста»Опыт работы «LEGO-конструирование как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 12 «Берёзка» города Стародуба Брянской.

Презентация «Опыт работы «Трудовое воспитание дошкольников как важное средство всестороннего развития личности ребёнка»Презентация «Опыт работы «Трудовое воспитание дошкольников как важное средство всестороннего развития личности ребёнка» Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения. В детском саду трудовое воспитание заключается.

Опыт работы «Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных умений у детей среднего дошкольного возраста» Актуальность. Потребность в общении – одна из самых важных человеческих потребностей. Общение – это главное условие и основной способ жизни.

Сообщение из опыта работы «Дидактические игры как средство всестороннего развития ребенка» ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РАБОТЫ Цель изучение особенностей организации дидактических игр с детьми дошкольного возраста. Задачи: -рассмотреть сущность.

Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных навыковСюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных навыков Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных навыков. Назарова Т. А. С первых дней жизни ребёнка общение является одним из.

Сюжетно-ролевая игра, как средство всестороннего развития Сюжетно-ролевая игра, как средство всестороннего развития" Дошкольный возраст - яркая, неповторимая страница в жизни каждого ребенка. Именно.

Опыт работы по использованию Лего-конструктора. Сюжетно-ролевая игра «Мы строители» Сюжетно-ролевая игра : «Мы строители» (из опыта работы с использованием Лего-констКонструкторы Лего на сегодняшний день незаменимые материалы.

Сюжетно-ролевая игра-основа социального развития дошкольника Сюжетно-ролевая игра – основа социального развития дошкольника. В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Сюжетно-ролевая игра как фактор всестороннего развития ребенка»
Опубликовано: 14 мая 2019 в 13:23
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы «Сюжетно-ролевая игра как фактор всестороннего развития ребенка»» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Александровна (УИ 1214756) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД