Екатерина Александровна
Опыт работы «Сюжетно-ролевая игра как фактор всестороннего развития ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
Дошкольное детство – короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.
Вся жизнь ребенка-дошкольника пронизана игрой, только так он готов открыть себя миру и мир для себя. Игра является одной из основных форм организации процесса воспитания, обучения и развития в детском саду. В процессе сюжетно-ролевой игры развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта.
Публикация «Опыт работы „Сюжетно-ролевая игра как фактор всестороннего развития ребенка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
Актуальность поднятой проблемы вызвана потребностью психологов, педагогов, родителей в совершенствующихся методах психолого-педагогического воздействия игровых методов на формирующуюся личность ребенка с целью развития интеллектуальных, творческих способностей, формирования нравственных качеств, положительных взаимоотношений детей со сверстниками, с близкими и окружающими людьми, закрепляющие положительные тенденции в развитии старшего дошкольника и обеспечивающие нравственно-волевую готовность к обучению в школе.
Ведущая идея опыта Игра является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Советский педагог В. А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». Воспитательное значение игры во многом зависит от профессионального мастерства педагога, от знания им психологии ребенка, учета его возрастных и индивидуальных особенностей, от правильного методического руководства взаимоотношениями детей, от четкой организации и проведения всевозможных игр.
Теоретическая база опыта
Советская теория игры складывалась под влиянием взглядов на игру выдающихся педагогов Н. К. Крупской и А. С. Макаренко. В ряде работ Н. К. Крупская подчеркивала большое значение игры в воспитании ребенка. Она неоднократно высказывала мысль об особом месте игры в жизни детей дошкольного возраста. «Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них -- учеба, игра для них -- труд, игра для них -- серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников -- способ познания окружающего».
Выдающийся советский педагог А. С. Макаренко придавал игре большое значение в воспитании ребенка : «Каков ребенок в игре, - говорил он в «Лекциях о воспитании детей», - таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре». По мнению А. С. Макаренко, руководство детскими играми направлено : 1) на установление правильного соотношения между игрой и трудом в жизни ребенка; 2) на воспитание в игре физических и психологических качеств, необходимых для будущего деятеля и работника.
В работах Е. А. Аркина, Д. В. Менджерицкой отмечено, что сюжеты детских игр изменяются с возрастом детей. Преимущественными темам игр детей от 2 до 4 лет являются жизнь семьи, детского сада, в то время как в старшем дошкольном возрасте в играх детей отражаются профессиональная деятельность взрослых, их отношения друг с другом и общественные события.
Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова сформулировали принципы организации сюжетной игры в ДОУ : 1. Воспитатель должен играть вместе с детьми. При этом он занимает позицию умеющего интересно играть эмоционального партнера, с которым ребенок чувствует себя на равных, ощущает себя вне оценок, проявляет инициативу. 2. Воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом этапе следует развертывать игру таким образом, чтобы дети сразу открывали и усваивали новый, более сложный способ ее построения и др.
Технология опыта
Наблюдая за детьми в начале года, я отметила, что и в моей группе дети мало играют в сюжетно-ролевые игры, зачастую отражая самые элементарные бытовые сюжеты. Я изучила много методической литературы, как организовать правильно игровую деятельность и определилась с темой опыта : «Сюжетно-ролевая игра - как фактор всестороннего развития детей дошкольного возраста»
Целью моей работы является «Создание условий для успешного развития и социализации детей дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру»
Исходя из цели, определяются задачи, которые необходимо решить в процессе формирования положительных взаимоотношений:
- воспитание желания и умения совместно играть;
-воспитание навыков коллективной игры;
- воспитание доброжелательного отношения к людям, желания и готовности сделать им полезное и приятное.
Направления работы :
Свою работу я построила по следующим направлениям:
1) работа с детьми по проблеме:
-диагностика взаимоотношений детей до проведения работы, включающей сюжетно-ролевые игры;
-создание условий, необходимых в работе по развитию коммуникативной сферы;
-проведение системной работы по формированию положительных взаимоотношений детей в процессе сюжетно ролевой игры.
1. Работа с родителями :
- консультации («Сюжетно-ролевые игры в жизни детей», «Игра в жизни ребенка»
-беседы («Сюжетно-ролевая игра как отражение жизни ребёнка в семье»)
-родительские собрания («Сюжетно-ролевая игра в процессе в процессе всестороннего развития детей дошкольного возраста)
Предварительный этап работы
На начальном этапе своей работы я исследовала детей своей группы. Для этой цели я использовала следующие методы диагностики:
- методы исследования коммуникативной и эмоциональной сферы старших дошкольников;
- индивидуальная беседа;
-наблюдение.
Как показали результаты исследования игровой деятельности детей, игра детей дошкольного возраста характеризуется низким уровнем развития, ролевые действия детей не всегда согласованны. Наблюдается частое пересечение ролевых и реальных отношений играющих детей, они выражают свое несогласие, недовольство партнерами, отвлекаются от цели игры и неполно воплощают замысел. Игровая тематика однообразна. Ролевое поведение участников игры характеризуется отсутствием сплоченности, инициативности, эмоциональной окрашенности.
На основе полученных данных отмечено, что 20% детей действуют самостоятельно в проигрываемых играх, охотно идут на контакт со взрослым и со сверстниками. Эти дети проявляют инициативу во всем: могут самостоятельно выбрать тему продуктивной игровой деятельности, продумать содержание работы, способны домысливать предложенный вариант сюжета, с легкостью реализуют свои замыслы, придумывая что-то необычное, оригинальное. Они могут увлечь своими идеями остальных детей группы. 65% детей эпизодически могут выбирать тему, продуктивной, игровой деятельности, но чаще принимают тему детей - лидеров, взрослого; в своей самостоятельной деятельности они могут заимствовать сюжеты известных сказок, фильмов, мультфильмов; не всегда реализуют свой замысел деятельности. По результатам диагностики благополучными во взаимоотношениях со сверстниками являются лишь несколько детей, все остальные нуждаются в той или иной коррекции взаимоотношений. Анализируя полученные данные стоит отметить, что способность вступать легко в контакт со взрослым проявили всего лишь 25% из всех детей, 60% общаются со взрослыми, но не очень активно, а 15% не изъявили желание вступать в контакт со взрослым. Полученные данные еще раз подтверждают, что в группе есть дети, которые нуждаются в коррекции взаимоотношений со сверстниками. Главная задача воспитателя - помочь им перебороть страх, стеснение, малоактивность, а также сформировать у них положительные взаимоотношения со сверстниками.
Основной этап работы
В целях регулирования игровых взаимоотношений использовала следующие методы и приемы:
Участие воспитателя в игре (главная роль);
Использование многоперсонажного сюжета (2 врача, 2 шофера);
Внесение кукольного персонажа, постановка правил поведения от его лица;
Обновление игровых уголков (внесение предметов-заместителей, съемных панелей);
Изменение игровой среды;
Наблюдение, экскурсия;
Создание воображаемой ситуации: объяснение по воображаемому радио или телевизору об открытии новых «больниц», «магазинов».
Заключительный этап работы
Для определения уровня сформированности игровых умений у дошкольников была использована диагностика сюжетно-ролевой игры по методике авторов: Д. Б. Эльконина, Г. А. Урунтаевой, Ю. А. Афонькиной.
Оценка уровня сформированности игровой деятельности осуществляется на основе анализа развития игровых умений.
Всего выделено пять критериев.
• Замысел игры, постановка игровых целей и задач.
• Содержание игры.
• Сюжет игры.
• Выполнение роли и взаимодействие детей в игре, ролевое общение.
• Игровые действия, игровые предметы.
Критерии оцениваются по трем уровням:
• высокий
• средний
• низкий
На основе анализа развития игровых умений была проведена оценка уровня сформированности игровой деятельности. Было выделено 5 критерием, которые оцениваются по трем уровням
Я стремлюсь, чтобы у каждого из детей был высокий уровень игровой деятельности. Чтобы дети обсуждали с партнерами замысел игры;выступали с предложениями по обогащению сюжета; придумывает игры с продолжением; использует разнообразные средства выразительности; насчитывает 7 – 10 ролей и т. д. ;
По результатам мониторинга мы видим,что уровень игровых умения по сравнению с началом года значительно изменился. Гораздо больший процент детей имеет высокий уровень развития игровой деятельности
Сюжетно- ролевые игры помогают формировать черты характера, логику, преодолеть застенчивость, замкнутость, робость. Активно используя в работе элементы интегрированного обучения в игровой деятельности, я убедилась, что у детей постепенно обогащается круг представлений, растет словарный запас, развиваются творческие способности.
«Воспитывает всё : люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги.» Макаренко А. С.
Выводы
В последнее время в обществе сложилась ситуация, когда материальный достаток семьи, разнообразие образовательных программ, уровень информированности родителей растут, а проблемы в дошкольном образовании не уменьшаются. Наоборот, многие педагоги жалуются, что увеличивается количество проблемных и неуправляемых детей, замкнутых на своих трудностях и не замечающих положения окружающих.
В детском саду все острее встает проблема дисциплины. Дети чаще впадают в гнев, не могут договориться друг с другом, уступить, войти в положение другого человека и понять его. Как преодолеть неуживчивость ребенка, его отстраненность, неустойчивость, неприспособленность к окружающему миру? Один из ответов — с ребенком нужно играть.
Наблюдения, проводимые педагогами нашего детского сада, показали, что явление эгоцентризма присуще многим детям, а сюжетно-ролевым играм уделяется недостаточно времени.
Опыт показал, что для организации сюжетно-ролевых игр очень удобно использовать проектный метод. Например, сюжетно-ролевая игра «Почта». Для разработки проекта читаем книги, знакомим с работой почтальона, рассматриваем письма, марки, посылки. С помощью родителей готовим атрибуты (шапочка, сумка, почтовый ящик, собираем детские журналы, открытки, письма в больших красочных конвертах.
Сюжетно-ролевая игра — итог большой предварительной работы, в которой задействованы разнообразные виды деятельности. Но самое важное — ребенок вживается в свою роль, сюжет, наполняет игру собственными эмоциями и чувствами, предугадывает ответное поведение партнера, его переживания.
Воображаемая ситуация игры складывается из сюжета и ролей. Сюжет, как зеркало, отображает окружающий мир, общественную.
Сюжеты, придуманные сегодняшними дошкольниками, — работа в офисе (сюжетно-ролевая игра «Офис», «Конкурс красоты», «Автомобильный рынок», «Спасатели», «Война роботов», «Пираты», «Пикник на поляне», «Проверка документов» и др. Роль педагога при этом велика. Он помогает сориентировать ребенка на выполнение игрового действия и пояснение его смысла партнеру.
Результатом проведенной работы стали сплоченность детей, их сотрудничество, добрые, дружеские взаимоотношения.
Все мы родом из детства. Родителям и педагогам стоит уделять внимание чувствам и потребностям самого ребенка. Для этого надо установить с ним теплые, доверительные отношения, проявить неподдельный интерес к его детским заботам, одновременно ориентируя его на проблемы других. Научить его стремиться к справедливости, преодолевать желание не только доминировать, но и соглашаться, подчиняться правилам игры.
Несмотря на небольшие достижения, я понимаю, что необходимо продолжать создавать предметно-развивающую среду таким образом, чтобы обеспечить «зону ближайшего развития» ребенка.