Людмила Федина
Инновационные здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе учителя-логопеда ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье
– это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности,
бодрости детей зависит их духовная жизнь,мировоззрение,
умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.
В. А. Сухомлинский[/i]
Ни для кого не секрет, что в настоящее время растёт количество детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей, имеющих ТНР. И поэтому для нас, специалистов - логопедов, особую актуальность приобретает создание оптимальной системы комплексной помощи детям с ТНР в освоении программы дошкольного образования и положительной социальной адаптации к следующей возрастной ступени – школе.
Публикация «Инновационные здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе учителя-логопеда ДОУ» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2021
Организация деятельности детей с речевыми нарушениями требует особого подхода. Часто, ни желания логопеда, ни владения методикой коррекции речи недостаточно для получения желаемого результата при коррекции недостатков речи. Поэтому, специалисты вынуждены искать наиболее эффективные пути воспитания и обучения.
Владение инновационными педагогическими технологиями — это требования профессиональной квалификации педагога ХХI века! В деятельности учителя-логопеда современные технологии приобретают всё большее значение. Они способствуют достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых нарушений у детей, служат для создания благоприятного эмоционального фона, способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций. Находясь на границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины, логопеды используют в своей практике, адаптируя к своим потребностям, наиболее эффективные, инновационные для неё технологии, помогающие оптимизировать работу учителя-логопеда. Инновационные технологии в логопедической практике: это лишь дополнение к общепринятым, проверенным временем технологиям (технология диагностики, технология звукопостановки, технология формирования речевого дыхания при различных нарушениях произносительной стороны речи и другие).
С введением ФГОС в дошкольное образование уделяется особое внимание развитию личностного потенциала и способностей каждого ребёнка дошкольного возраста, а также развитие интереса и мотивации детей к познанию мира и творчеству.
Как было сказано ранее, в последние годы наблюдается тенденция к увеличению количества детей с речевыми нарушениями. В дошкольные учреждение поступают безречевые дети 4-5-летнего возраста с практически полным отсутствием звуков, нарушением фонации, серьёзными нарушениями слоговой структуры слова. Дети с речевыми нарушениями часто бывают с неустойчивой психикой, у них наблюдаются нестабильное психоэмоциональное состояние, пониженная работоспособность и быстрая утомляемость. Логопедические занятия для таких дошколят — это тяжелый труд. Поэтому использование инновационных здоровьесберегающих технологий в деятельности учителя-логопеда становится перспективным средством коррекционно-развивающей работы с дошкольниками, имеющими нарушения речи. Эти методы принадлежат к числу эффективных средств коррекции, помогают достичь максимально возможных успехов в преодолении не только речевых трудностей, но и общего оздоровления детей.
Существует немало инновационных технологий, которые можно использовать в логопедической практике. Например:
СУ-ДЖОК терапия: массаж ладонных поверхностей каменными, металлическими или стеклянными разноцветными шариками; прищепочный массаж; массаж орехами, каштанами; массаж шестигранными карандашами; массаж чётками; массаж зондами, зондозаменителями.
Целью данной терапии является - активизировать мыслительную деятельность, стимулировать речевую область в коре головного мозга, нормализация мышечный тонус. Данная технология помогает скорректировать речевые нарушения, оказывает положительный эмоциональный настрой, благоприятно влияет на мелкую моторику пальцев, тем самым способствуя развитию речи.
(ребенок поочередно надевает массажное кольцо на каждый палец, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию поставленного звука Ш)
На правой руке:
Этот малыш-Илюша, (на большой палец)
Этот малыш-Ванюша, (указательный)
Этот малыш-Алеша, (средний)
Этот малыш-Антоша, (безымянный)
А меньшего малыша зовут Мишуткой друзья. (мизинец)
На левой руке:
Эта малышка-Танюша, (на большой палец)
Эта малышка-Ксюша, (указательный)
Эта малышка-Маша, (средний)
Эта малышка-Даша, (безымянный)
А меньшую зовут Наташа. (мизинец)
Мнемотехника (на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение, весь текст зарисовывается схематично, глядя схемы – рисунки, ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию).
Цель - способствовать увеличению объема памяти, путем образования дополнительных ассоциаций. Данная технология помогает в развитии связной речи, ассоциативного мышления, зрительной и слуховой памяти, зрительного и слухового внимания, воображения, ускорения процесса автоматизации и дифференциации поставленных звуков.
Криотерапия - это контрастная терапия. Чередование холода и тепла.
Цель - способствовать улучшению артикуляционной моторики, произносительным навыкам детей и в целом состоянию их самостоятельного высказывания, как следствие, улучшает процесс развития речи.
Льдинку сильно по сжимаю Я с бутылочкой играю
и ладошку поменяю и ладошки согреваю
Биоэнергопластика – соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки; упражнения для релаксации – способствуют расслаблению, самонаблюдению.
Цель - способствовать развитию и совершенствованию произвольных движений (одеваться, ходить, играть, говорить, контролю своих телесных проявлений на развитие характера ребенка, речи.
Хотелось бы более подробно остановиться не данной технологии, которую я с удовольствием использую в своей работе, она учит ребенка самовыражаться, умению управлять своими чувствами, переживаниями, эмоциями.
Применение биоэнергопластики или по-другому сопряженной гимнастики в логопедической практике ускоряет исправление дефектных звуков у детей-логопатов, так как работающая рука многократно усиливает импульсы, идущие к речевой зоне коры головного мозга от языка. Включение в гимнастику кинезиологических упражнений синхронизирует работу больших полушарий, улучшает компенсаторные возможности головного мозга, тем самым способствует устранению дефектов.
Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук. У детей-логопатов, особенно у детей с различными формами дизартрии снижены и нарушены кинестетические ощущения. Для того, чтобы привлечь внимание ребенка к этим ощущениям, чтобы научить его управлять движениями пальцев рук, языка, губ, можно использовать в своей работе с детьми сопряженную гимнастику или, иначе говоря «Театр пальчиков и языка». Еще В. А. Сухомлинский говорил: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Одновременные движения руки и органов артикуляции оказывают благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей.
Применение биоэнергопластика ускоряет процесс исправления дефектных звуков, так как работающие мышцы пальцев рук многократно усиливают импульсы, идущие к коре головного мозга от языка. Это позволяет синхронизировать работу полушарий головного мозга, дает возможность задействовать те участки коры больших полушарий, которые раньше не участвовали в обучении. Всё это способствует улучшению внимания, памяти, мышления ребенка, а, следовательно, компенсаторных возможностей мозга. Синхронизация работы над речевой и мелкой моторикой усиливает результативность занятий, повышает у детей интерес к артикуляционным упражнениям, превращает их в занимательную игру.
Бионергопластика может являться одним из составляющих логопедических занятий и использоваться в качестве разминки, организационного момента. Ее рекомендуется использовать, когда у детей уже сформированы устойчивые навыки артикуляционной и пальчиковой гимнастики. Тексты сюжетов, лучше подбирать с учетом лексических тем, что позволяет использовать ее в работе с детьми более эффективно. Например: Тема: «Домашние животные»
Упражнение «Лошадка»
Я - весёлая лошадка,
Тёмная, как шоколадка.
Язычком пощёлкай громко,
Стук копыт услышишь звонкий
Тема: «Животные жарких стран»
Упражнение «Бегемотик»
Широко открыли ротик —
Получился «бегемотик».
А затем закрыли рот —
Отдыхает «бегемот».
Систематическое использование биоэнергопластики на занятиях и вне занятий позволяет добиться следующих результатов:
• усиливается согласованность в деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи;
• упражнения, объединенные одним сюжетом, создают благоприятный эмоциональный фон, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка;
• ребенок учится концентрировать свое внимание и правильно его распределять;
• развивается память детей, так как они запоминают определенные положения рук и языка, последовательность движений;
• развивается воображение и фантазия.
Не менее важными в здоровьесбережении детей являются :
Логопедический массаж: классический ручной; точечный; аппаратный.
Его цель - укрепление или расслабление артикуляционных мышц, стимуляция мышечных ощущений, которая направлена на коррекцию речевых нарушений, нормализацию мышечного тонуса.
Игровая технология : 1. физминутки; 2 .разминки.
Цель - способствовать успешной социализации, формированию социальноактивной личности, самореализации. Данная технология стимулирует детей к учебной деятельности, вызывает интерес и потребность общения, развивает когнитивные процессы.
Инновационные методы воздействия в деятельности логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы принадлежат к числу эффективных средств коррекции и помогают достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей у детей дошкольного возраста. На фоне комплексной логопедической помощи инновационные методы, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей и способствуют оздоровлению всего организма.