Дацко Людмила
Инновационные технологии в работе с детьми по художественному творчеству
▼ Скачать + Заказать документы
Инновационные технологии в работе с детьми по художественному творчеству
В детском возрасте, когда ребенок особо эмоционально относится к окружающему миру, особое значение имеет реализация его потребности в художественном творчестве. Художественно-творческое развитие детей формируется в специально организованном процессе на основе взаимосвязи обучения и творчества, в их непрерывном сочетании и взаимодействии, в условиях приобретения детьми социокультурного опыта, в процессе развития у них "образного видения и самостоятельного нахождения средств", для "создания художественного образа".
Публикация «Инновационные технологии в работе с детьми по художественному творчеству» размещена в разделах
Изобразительная деятельность – один из немногих видов художественной деятельности, где ребенок может творить сам, а не просто разучивать и исполнять созданные кем-то стихи, песни, танцы, где пытается отразить свои знания и представления об окружающем мире, где способен передать образы воображения, воплотив с помощью разнообразных материалов в реальные формы.
Одной из технологий, направленных на создание условий для творческого самовыражения ребенка, является организация работы с детьми с применением способов нетрадиционной изобразительной деятельности. Ребенок огромное значение придает своим «драгоценностям» (камешкам, гвоздикам, кусочкам кружева, бусинкам, пуговицам и др., совсем неплохо эти «необычные материалы» включить в детское творчество. Именно то, что ближе и понятней ребенку, поможет ему в изобразительной деятельности. Ведь все, что попадает в руки ребенка, вызывает у него стремление посмотреть, ощупать, изучить. Каждая новая вещь – открытие, каждый новый навык – достижение и предмет гордости.
В изобразительном искусстве техникой принято называть совокупность специальных изобразительных умений, навыков, способов и приемов изображения, посредством которых отображаются предметы, объекты, явления окружающей действительности, создается художественный образ. Показатель владения техникой – способность ребенка варьировать материалы и инструменты для создания выразительного образа. Овладение техникой должно быть, с одной стороны, целенаправленным, т. е. дети должны иметь четкие представления о выразительных возможностях той или иной техники. С другой – обучение не следует превращать в систему инструкций и установок.
Новые материалы, новые способы и представленные далее нетрадиционные виды техник интересно организуют творческий процесс, как в ходе образовательной деятельности, так и в работе по изобразительной деятельности в свободное время.
В свободном экспериментировании с материалами дети обнаруживают ассоциативный образ и впоследствии приходят к пониманию того, что такую технику можно применять при создании определенных изобразительно-выразительных образов-типов (оперенья любой птицы, лепестков цветка, иголок у ежика и др.) и они намеренно будут использовать найденный изобразительный прием в создании образа, предложенного для выполнения педагогом или работая по собственному замыслу.
Одним из условий успешного выполнения задания является его интересное содержание (занимательный сюжет, игровое упражнение, сюрпризный момент, которое служит основой совместного эмоционального переживания. Разнообразные новые формы, необычное содержание занятий создают эмоциональный настрой на творческую деятельность.
Необычные способы изображения считать бесполезно. Сколько бы раз ни подводить итоги, они всегда будут предварительными: новые или забытые нетрадиционные способы все появляются и появляются. Изучив литературу по данному направлению, можно систематизировать материал по нетрадиционным техникам по разделам изобразительной деятельности: лепка, рисование, аппликация, конструирование, а также можно выделить нетрадиционные инструменты.
В каждом дошкольном возрасте используется определенный набор нетрадиционных техник.
Здоровьесберегающие технологии. Технологии сохранения и стимулирования здоровья: подвижные и спортивные игры (проводятся для организации двигательной активности в режиме дня). Подвижные игры – служат методом совершенствования уже освоенных детьми двигательных навыков и воспитания физических качеств. В работу с детьми включаю разные по содержанию подвижные игры с правилами (сюжетные и бессюжетные) и спортивные, а также игры большой, средней и малой подвижности, релаксация, пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика.
Использование ТРИЗ – технологии в детском саду дают возможность развития мышления, поисковой активности, стремления к новизне, развитие речи и творческого воображения. ТРИЗ, как универсальный инструментарий используется во всех видах деятельности детей. ТРИЗ дает возможность проявить свою индивидуальность, учит детей нестандартно мыслить.
Приведу несколько примеров.
Детям можно предложить задания на «дорисовку», где в соединении хаотично расставленных точек, ребёнок учится видеть какой-нибудь образ и дорисовать его; игра «Волшебная клякса» помогает превратить обычную кляксу в фантастическое существо; задания «Нарисуй настроение», и «Мои цветные сны» помогают ребёнку передать на бумаге состояние своего внутреннего мира; при выполнении задания «Нарисуй музыку» младшим дошкольникам предлагается прослушать музыкальное произведение и нарисовать его; детям постарше: трём участникам предлагается прослушать музыкальное произведение и нарисовать его, а остальные участники должны определить, какое произведение нарисовал каждый из участников и объяснить почему они так думают.
Работая с небольшими подгруппами детей (от 3до 4 человек) можно предложить дидактическую игру «Нарисуй сказку».
1 вариант: «Старая сказка с новым концом», здесь используется прием сочинения рассказов.
Педагог дает задание придумать новое окончание известным русским народным сказкам: «Курочка Ряба», «Колобок», «Репка», «Теремок», «Волк и семеро козлят».
Во 2 задании «Про девочку Машу» используется прием реконструкции.
Педагог предлагает детям составить сказки, и начинает: «Жила-была девочка Маша. Однажды пошла она в лес за грибами и заблудилась.». Далее дети придумывают сказочных героев, с которыми могла бы встретиться девочка.
3 вариант: «Соедини сказки». Используется прием агглютинации.
Педагог предлагает детям придумать историю, в которой фигурируют персонажи известных сказок (например, «Морозко» и «По-щучьему велению»; «Красная Шапочка», «Снегурочка», «Кот, Петух и Лиса»).
4 вариант: «Встреча в лесу». Также используется прием агглютинации.
Дети выбирают себе карточки со сказочными персонажами: Крокодил Гена, Красная Шапочка, Колобок, Кот в сапогах. Педагог предлагает их рассмотреть и ответить на вопрос: что может произойти с этими персонажами, если они встретятся в лесу.
В конце каждого задания дети рисуют сказки с новыми сюжетами, из рисунков детей можно составить книжки-малышки.
Такие задания помогают ребёнку передать на бумаге состояние своего внутреннего мира, развивать творческие способности, более глубокое восприятие музыки и изобразительной деятельности.
Игровая технология реализует ряд принципов игрового, активного обучения и отличается наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания.
В дидактических играх по изобразительному творчеству дети приобретают разнообразный сенсорный опыт, обогащающий восприятие и представление детей об окружающем. У детей развивается интерес к изобразительной деятельности, творческое воображение, уверенность в собственных способностях.
Кейс-технология – это интерактивная технология для краткосрочного обучения на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у воспитанников новых качеств и умений. Главное ее предназначение – развивать способность анализировать различные проблемы и находить их решение, а также умение работать с информацией.
Использование информационно-коммуникационных технологий в детском саду значительно расширяет возможности находить качественную и нужную информацию, что позволяет повысить результативность педагогической деятельности. Интернет дает возможность перенять опыт работы и поделиться своим с другими педагогами. Большую помощь оказывают ИКТ при изготовлении наглядного, демонстрационного, раздаточного материала. Применение компьютерной техники позволяет сделать деятельность по-настоящему современной, расширяет возможности предъявления информации, способно усилить мотивацию ребенка. Игровые компоненты, включенные в мультимедиа программы, активизируют познавательную деятельность дошкольников и улучшают усвоение материала.
Интерактивные игры в детском саду имеют различные сценарии и возможность управления. Наряду с интерактивной доской одной из инновационных технологий является интерактивный пол. Он устроен таким образом, что реагирует на любое движение человека. Вмонтированный в потолок проектор проецирует изображение на пол.
Интерактивный пол – это суперсовременная разработка, основанная на передовых цифровых и проекционных технологиях, позволяет использовать практически любое напольное покрытие как игровую поверхность, которая будет реагировать на каждое движение людей, находящихся на этой поверхности.
Технология исследовательской деятельности. Творческое развитие начинается с эксперимента. Благодаря экспериментированию дети приобретают такие важные качества, как творческая активность, самостоятельность, готовность к альтернативным решениям, способность к логичным рассуждениям и т. д.
Технология проектной деятельности способствует развитию и обогащению социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия.
Проектная деятельность детей предполагает выполнение детьми коллективных, подгрупповых или индивидуальных проектов совместно с педагогом и родителями. Проектная деятельность позволяет объединить различные виды творчества, когда комбинируются различные художественные материалы и техники.
В основе технологии личностно-ориентированного взаимодействия в центре внимания воспитателя - личность ребёнка, стремящаяся к выполнению своих возможностей, открытая для восприятия нового и способная на осознанный выбор в разнообразных ситуациях. Между взрослым и ребёнком обязательно должно возникнуть понимание и взаимопонимание, а понимание - это общение, диалог, сотрудничество, равенство, но и без педагогической помощи и поддержки ребёнку не обойтись. В процессе взаимодействия с детьми педагог создает ситуации, направленные на развитие ребенка (ситуация успеха, ситуация выбора задания, его выполнение, выбор оборудования, партнера по деятельности) – всё это дает возможность реализовать ребенка как личность и ставить перед необходимостью самостоятельно принимать решение, проявлять волевое усилие для достижения цели, выражать свою индивидуальность.
Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии.
Результатами такой работы в данном направлении становятся: самостоятельность детей в изобразительной деятельности, активность, умение передавать свои чувства и впечатления при помощи различных средств выразительности, умение находить новые способы для художественного изображения.
В конце хочется добавить слова Александры Платоновны Усовой: «Ребенок развивается не только путем накопления знаний, получаемых созерцательным путем; громадное значение имеет деятельный путь, направленный на овладение различными умениями, различными формами человеческой деятельности. Это условие должно быть реализовано в педагогическом процессе, начиная с ранних ступеней развития ребенка. Чем многообразнее деятельность ребенка, тем многостороннее для него пути познания окружающего и развития своих возможностей».
Литература:
1. Боровик О. В. Развитие воображения. – М., 2000.
2. Горичева В. С., Нагибина М. И. Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина. Популярное пособие для родителей и педагогов – Ярославль: Академия развития, 1998.
3. Дубровская Н. В. Приглашение к творчеству. - СПб, 2002
4. Казакова Т. Г. Актуальные проблемы развития детской художественно-изобразительной одаренности : Монография. 2-е изд. М., 2004.
5. Комарова Т. С., Филипс О. Ю. Эстетическая развивающая среда в ДОУ. Учебно- методическое пособие. – М. : Педагогическое общество России, 2005.
7. Котова Е. В., Кузнецова СВ., Романова Т. А. Развитие творческих способностей дошкольников: Методическое пособие
8. Кравцова Е. Е. Разбуди в ребенке волшебника. - М., 1996.
9. Лыкова И. А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет». – М. ; «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА», 2007.
10. Юркова Н. Нет ошибок в рисовании // Обруч.