Пигилева Ольга Михайловна
Инновационная технология «Буккроссинг» как средство для приобщения дошкольников к художественной литературе
▼ Скачать + Заказать документы
Буккроссинг — это территория так называемой «Освобожденной книги». Как она «освобождается»? Любой, кто хочет участвовать в акции, может не только взять, но и сам принести книгу и оставить ее в специально отведенном для этого месте, чтобы другие люди могли ее прочесть. Вот так книга «освобождается» с пыльных домашних полок и готова путешествовать.
Автор «Буккроссинга» специалист по интернет-технологиям Рон Хорнбэкер. Однажды, в 2001 году, он оставил в холле отеля пару десятков книг, которые в его доме занимали много места и пылились за ненадобностью. Такое явление как «буккроссинг» известно, наверное, уже многим. Это библиотека или клуб, как угодно. Любой может взять понравившуюся книгу, разумеется, совершенно бесплатно, там, где предусмотрено место для буккроссинга.
Публикация «Инновационная технология „Буккроссинг“ как средство для приобщения дошкольников к художественной литературе» размещена в разделах
- Буккроссинг в детском саду
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Темочки
Несомненно, у каждого из Вас дома есть полка, стеллаж, коробка с книгами, которые Вы уже никогда не будете читать. Несколько лет назад появился такой термин как буккроссинг. Что же это такое? Это своеобразная, необычная библиотека, в которой нет сотрудников, потому что их функции выполняют любители чтения. Прочитанные книги оставляют в специально оговоренных местах для того, чтобы ими смогли воспользоваться другие последователи этого удивительного движения.
Берешь, читаешь книгу, приносишь обратно и ее берет следующий читатель.
Буккроссинг может применяться с младшего дошкольного возраста, ведь книга должна сопутствовать человеку всю жизнь.
Целью буккроссинга является : пропаганда чтения, повышение интереса к книгам, приобщение детей дошкольного возраста к чтению книг, возрождение интереса к чтению, традициям семейного чтения. Буккроссинг помогает формировать у детей не только любовь к книгам. С помощью приобщения детей и их родителей к чтению мы решаем основные задачи в развитие речи дошкольников. Это - овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью, развитие фонематического слуха, овладение предпосылками обучения чтению. Также чтение книг помогает развивать речевую активность детей, обучать пользоваться информацией, воспитывать бережное отношение к книгам. С помощью чтения книг можно развить у ребёнка умение говорить и мыслить, умение познавать и делать умозаключения, умение вслушиваться в речь взрослого, память, внимание, воображение, выразительность речи.
Кроме этого детские сказки и рассказы воспитывают правильное отношение к природе, умение бережно обращаться с живыми существами; формируют положительное отношение к труду, формируют знания о труде взрослых, об организации трудовой деятельности. Заложенная в детстве любовь ребёнка к книге поможет сформировать усидчивость и в дальнейшем поможет в учёбе. Человек читающий умеет пользоваться информацией и исследовать ее.
Родители многих школьников сетуют на то, что их дети не читают книги. Но интерес к чтению начинает формироваться еще в дошкольном возрасте. Чтение в дошкольном возрасте – очень важный этап в развитии и формировании личности ребенка. Ребенок, как правило, воспитывается в атмосфере семьи. И, если это будет атмосфера любви к книгам, то привычка читать прочно войдет в его жизнь. Мама и папа проводят вечера с компьютером или планшетом в обнимку? Не ждите, что ваши дети полюбят книги.
Что же такое чтение?
А это — один из важнейших видов речевой деятельности, тесно связанный как с произношением, так и с пониманием речи. Чтение развивает речь человека, делает ее правильной, четкой, понятной, образной, красивой.
Чтение представляет собой сложный психофизиологический процесс, в котором участвуют различные анализаторы: зрительный, речеслуховой, речедвигательный. Процесс чтения соответствующими звуками и прочитывается. После этого прочитанное слово сопоставляется с его значением и происходит понимание читаемого, а это является основной целью чтения. Чтобы ребенок смог прочитать книгу необходимо владеть чёткой, связной, грамматически и фонетически правильной речью, уметь осуществлять звукобуквенный анализ, уметь правильно воспринять интонацию героя.
Как приобщить детей к книгам?
В настоящее время научить детей любить книги и приобщить к чтению является очень болезненной проблемой. В современном мире высоких технологий бумажные книги заменяются гаджетами. Зачем же читать бумажные книги? А ведь каждая книга — это практически «живое» существо, которое имеет душу. Согласитесь, ничем не заменить шорох перелистываемых страниц, незабываемый запах типографской краски, необыкновенные ощущения, когда дотрагиваешься до бумажных листочков. Но когда книгу не читают, то она теряет свои привлекательные свойства и тепло, становится просто обычной бумагой. И для того, чтобы книги не пылились на полке, а жили, попадали в руки новых читателей, мы создали в нашем детском саду небольшой, но уютный уголок с доступными книгами «Буккроссинг», который помогает приобщать наших дошкольников к чтению».
Я хочу рассказать, как направление «буккроссинга» появилось у нас в саду.
Сначала мы с педагогами ДОУ оформили место в группе, поставили книжный стеллаж, пополнили нашу коллекцию книг, подготовили буклет для родителей с информацией по данной теме и попросили родителей принести какие-либо излюбленные книги, которыми ребенок может поделиться с друзьями.
Ребята сразу заинтересовались литературой в нашем уголке. Стали приводить родителей туда перед уходом домой. Теперь детишки и их родители могут приносить – журналы, книги, которые уже прочитали и брать новые и сейчас мы всё чаще и чаще обновляем наши книжечки. В настоящий момент в нашем клубе представлено многообразие тематических произведений. В детском чтении представлены многие темы: тема детской игры и игрушки; тема природы, животного мира; тема взаимоотношений детей и взрослых; творчество и многие другие. Многие книги соответствуют единому тематическому планированию в нашем детском саду.
Что мы ожидаем?
Через книгу ребёнок познаёт окружающий его мир, познаёт о добре и зле, ненависти и дружбе, смелости и трусости. Чтение закладывает в ребёнке моральные ценности, учит сострадать и сопереживать, удивляться и радоваться. Невольно задумаешься, куда же ушла от нас такая замечательная традиция, как семейное чтение или чтение перед сном. Не секрет, что именно в семье происходит воспитание личности ребёнка. Задача взрослых – приобщить детей к чтению, привить любовь к книге. Если в семье любят и много читают, то и малыш будет подражать образу жизни своей семьи. Мы очень надеемся, что каждый из вас откликнется на идею книгообмена и наши дети станут с еще большим интересом относиться к содержанию книг, научатся добру, бережливости, отзывчивости и еще многим положительным качествам!
В нашем книжном уголке дети и родители находят для себя интересные экземпляры, читают и обменивают книжки с удовольствием и интересом. Ведь книга –это добрый и мудрый советчик, друг и учитель. И все вместе мы занимаемся важнейшим делом: возрождаем любовь к книге, а, следовательно, и к чтению. В данное время чувствуется заинтересованность и помощь родителей. Родители с большим желанием принимали и принимают активное участие в пополнении книжных уголков как в холле детского сада, так и в своих группах. Таким образом, мы можем сказать, что буккроссинг – это эффективное средство развития социального интеллекта дошкольников, а также является одним из главных факторов, стимулирующих возрождения семейного чтения, тем самым является стимулирующим средством для развития речи детей и приобщения дошкольников к художественной литературе