Получи документы

Программа деловых игр для формирования интереса к профессиональной деятельности у будущих педагогов

наталья кодолова
Программа деловых игр для формирования интереса к профессиональной деятельности у будущих педагогов
▼ Скачать + Заказать документы

Пояснительная записка

В последние годы, в связи с усилением социальной роли педагога как специалиста-профессионала, несущего свою долю ответственности за подготовку культурных, гуманных людей, возросли требования к профессиональной и общекультурной подготовке учителя и воспитателя.

Естественно, что обеспечить организацию воспитательно-образовательного процесса на высоком уровне могут только высококвалифицированные педагоги. Поэтому одна из ведущих задач профессионального педагогического образования состоит в том, чтобы подготовить из будущих педагогов не только хороших исполнителей готовых к применению надежной обучающей программы, но и специалистов в области технологии. Наряду с традиционными функциями педагога востребованными становятся такие как проектирование и организация содержательной и социо-культурной среды.

Публикация «Программа деловых игр для формирования интереса к профессиональной деятельности у будущих педагогов» размещена в разделах

Повышение качества подготовки будущих педагогов требует постоянных поисков, использования в процессе обучения студентов современных образовательных технологий, активных методов и форм, позволяющих эффектно формировать профессиональные умения и навыки. Одним из таких методов, и одновременно формой обучения, является деловая игра и различные ее модификации.

Учебный процесс, построенный с использованием деловых игр, обеспечивает формирование у студентов педагогической установки, направленной на развитие ребенка; развивает способность к проектированию собственной деятельности и конструированию новых воспитательно-образовательных систем; стимулирует рефлексию собственного педагогического опыта.

Лучшим способом решения проблемных ситуаций служит игра, представляющая собой групповое упражнение по выработке решения в условиях, имитирующих реальность. Игра, как форма проблемного обучения представляет собой надежное средство пробуждения интереса к профессиональной деятельности и условие для продолжения студентами процесса познания самостоятельно. Важно то, что деловая игра, объективно предполагающая создание ситуации диалога, дискуссии и делового общения, активно способствует развитию наиболее профессионально-значимых качеств.

Актуальность подготовки высококвалифицированного специалиста, соответствующего требованиям современного общества, и стало объективной причиной создания программы деловых игр для формирования интереса к будущей профессиональной деятельности.

Цель программы : формирование интереса к профессиональной деятельности.

Задачи:

1. Формировать навыки практического применения полученных знаний.

2. Развивать коммуникативные способности и умения будущих педагогов (способность устанавливать эмоциональный контакт, формировать и реализовывать собственную программу общения, умение правильно планировать свою речь и находить адекватные средства передачи содержания акта общения и др.).

3. Развивать организаторские способности и умения студентов

(способность организовывать свою педагогическую деятельность,

умение координировать свою деятельность с деятельностью других и др.

4. Воспитывать уважение к мнению другого, внимательность по отношению к товарищам, сознание принадлежности к коллективу.

В основе деловых игр программы лежат игры, предложенные К. Ю. Белой, Л. В. Поздняком, Н. Н. Лященко, Л. Д. Столяренко. ,

Для достижения поставленных целей в деловые игры были заложены четыре психолого-педагогических принципов :

1. принцип имитационного моделирования ситуации;

2. принцип проблемности содержания;

3. принцип ролевого взаимодействия в совместной деятельности;

4. принцип диалогического общения;

Структурная схема деловых игр программы представляет собой имитационную и игровую модели, а также методическое обеспечение. Имитационная модель включает в себя: дидактические и воспитательные цели, предмет игры, графическую модель взаимодействия участников игры, и систему оценивания. Игровая модель состоит из следующих компонентов: игровые цели, комплект ролей и функций игроков, сценарий, и правила игры.

Каждая деловая игра состоит из ряда этапов:

• этап подготовки и организации, направлен на разработку сценария, ввод в игру участников (определение режима работы, формулирование цели, мотивирование, самостоятельная работа студентов и др., моделирование игрового пространства;

• этап проведения деловой игры (включает в себя сам процесс игры);

• этап анализа, обсуждения и оценки результатов игры. Цель этого этапа заключается в подведении итогов игровой деятельности, анализе результатов игры, снятии психологического напряжения участниками игры (проводится в виде послеигровой дискуссии).

Программа построена таким образом, что первые игры достаточно просты как в организации, так и в проведении, последние же две игры более сложны и предполагают предварительную подготовку студентов к учебному занятию в игровой форме.

В результате внедрения программы у студентов должны повыситься способности и умения:

• устанавливать эмоциональный контакт,

формировать и реализовывать собственную индивидуальную программу общения,

• владеть инициативой в общении,

• управлять своими эмоциями,

• быстро и правильно ориентироваться в условиях внешней ситуации общения,

• правильно планировать свою речь и находить адекватные средства передачи содержания акта общения,

• организовывать свою деятельность,

• проявлять инициативу,

• оперативно разбираться в "ситуативном" взаимодействии людей и направлять его в нужное русло,

• координировать свою деятельность с деятельностью других.

Данная программа состоит из 3 деловых игр : "Портрет идеального воспитателя", "Пресс - конференция", "Стиль общения", предназначенных для студентов 1 курса педагогического колледжа. Предполагается проведение не менее двух игр в течение месяца. Численность участников игровой группы - 27 человек (возможен пересмотр сценария с участием меньшего количества студентов, но не менее семи (+/- два) человек).

Деловая игра "Портрет идеального воспитателя"

Деловая игра "Портрет идеального воспитателя" проводится на классном часе.

Игровые задачи

1. Развитие умения формулировать четкие, логично построенные вопросы и ответы;

2. Развитие способности организовывать коллективное обсуждение вопросов, координируя свою деятельность с другими и соблюдая тактичность в общении;

3. Воспитание уважения к точке зрения партнера по общению;

4. Формирование интереса к профессиональной деятельности.

Количество участников игры- 21 человек.

Комплект игры и функции игроков.

• "Заведующая ДОУ" : знакомит с целями, сценарием, правилами и системой оценивания игры; следит за соблюдением регламента; следит за корректностью и тактичностью общения между участниками игры, "заведующая" имеет право задавать уточняющие вопросы участникам игры, участвует в выставлении оценок (преподаватель).

• "Старшие воспитатели" : фиксируют активность группы; логичность и компактность вопросов; быстроту, правильность, точность и логическое построение вопросов; участвуют в выставлении оценок, мотивируя свое решение.

• "Воспитатели" : формулируют вопросы по теме и задают их противоположной группе "воспитателей"; активно участвуют в обсуждении ответов и формулировке вопросов.

Правила игры:

1. Строго выполнять блок-схему игры.

2. На индивидуальном уровне участник игры выполняет всю работу самостоятельно. Он не имеет права вступать в контакты с другими игроками группы.

3. Индивидуальная и групповая оценки осуществляются с использованием критерия " минимум ошибок".

4. Индивидуальную оценку каждого "воспитателя" и каждой группы осуществляет "заведующая ДОУ" (педагог).

5. В процессе игры оценивается вся деятельность играющего.

6. Участники игры в процессе ее проведения должны соблюдать дисциплину и строго выполнять указания руководителя игры.

7. В послеигровой дискуссии каждый участник игры имеет право высказываться по поводу происшедшего

8. Оценки, выставленные за игру оспаривать нельзя.

Система оценивания:

1. Индивидуальная оценка по меньшему количеству в сумме допущенных отдельным игроком ошибок.

2. Оценка в целом по группе осуществляется по среднему исчислению индивидуальных ошибок.

3. Оценка в целом проводится по полученным данным по каждой группе.

Атрибуты к игре: таблички, обозначающие роли участников игры. Таблички с перечисленными качествами педагога.

Основные этапы организации и проведения игры:

1 этап - информационно-подготовительный. 1. Формирование игровых групп и назначение эксперта группы и главного эксперта игры.

2. Распределение между играющими документов и инструкций.

2 этап – игровой 1. Индивидуальная оценка.

2. Групповая оценка

3. установление индивидуальной ошибки

4. Установление групповой ошибки

3 этап - заключительный 1. Установление победителя в группе

2. Установление группы-победителя

3. Выступление экспертов групп по оценке деятельности игроков.

4. Заключительное выступление руководителя игры

Игра "Портрет идеального воспитателя"

Качества педагога Индивидуальная оценка Групповая оценка Индивидуальная ошибка Групповая ошибка Приме-чание

Требовательность

Строгость

Объективность

Чувство такта

Доброта

Опрятный внешний вид

Внимательность

Внешняя привлекательность

Компетентность в вопросах педагогики

Хорошая дикция

Скромность

Вежливость

Некоторые комментарии к правильному ответу.

В определении степени значимости тех или иных качеств педагога внешняя привлекательность - далеко не самое важное. Мы наблюдаем за работой совсем некрасивой женщины- педагога, однако она всегда была опрятна. добра, профессионально подходила к работе. В результате учащиеся считали ее своим лучшим педагогом. (Этим обусловлены первые три места).

Требовательность и строгость необходимы, но нельзя быть излишне строгим, самое главное в работе педагога - объективность требований.

Хорошая дикция необходима педагогу, плохо, когда спокойный голос переходит в крик. Если воспитатель внимателен к детям, вежлив с ними, то он может добиться взаимопонимания.

Правильный ответ

Требовательность -7

строгость -8

объективность -4

чувство такта -9

доброта -2

опрятный внешний вид -3

внимательность -5

внешняя привлекательность -12

компетентность в вопросах педагогики -1

хорошая дикция -10

скромность -11

вежливость -6

Деловая игра "Пресс-конференция"

Деловая игра "Пресс-конференция" проводится на классном часе.

Игровые задачи:

1. Развитие способности организовывать себя и других на достижение поставленной цели

2. выработка и совершенствование профессиональных, максимально приближённых к реальным, умений и навыков в ходе усвоения знаний по выбранной теме, самовыражение студентов в педагогическом мастерстве.

3. Формирование интереса к будущей профессиональной деятельности.

Комплект ролей и функций игроков: студенческую группу необходимо разделить на 4 микро группы с разным количеством участников. Так, группа «Арбитры» может состоять из 1-2 человек, хорошо успевающих, коммуникабельных; группа «Жюри» - 5-7 человек; группа «Знатоки» - 6-8 человек; группа «Журналисты» - 7-8 человек.

• Группа «Арбитры» выполняет как организационную функцию, так и координационную функцию. По окончанию игры объективно оценивает работу жюри. (педагог)

• Группа «Журналисты» создаёт банк письменных и устных вопросов по обсуждаемой теме, показывает своё умение вести полемику.

• Группа «Знатоки» отвечает на письменные вопросы журналистов. При подготовке ответов можно пользоваться учебниками, конспектами, справочной и иной литературой. На устные вопросы журналистов знатоки отвечают экспромтом. Ведущий группы «Знатоки» обобщает ответы, вносит дополнения, регулирует полемику.

• Группа «Жюри» выполняет особую функцию. Её члены обязаны не только знать проблему дискуссии, но и дать объективную оценку педагогическому мастерству знатоков и журналистов, используя имеющиеся бланки оценок.

Система оценивания: оценивается быстрота, точность, содержательность ответов; инициативность; умение совместно принимать решение; умение организовываться на достижение цели.

Атрибуты к игре: таблички с обозначением ролей участников; методическая литература по теме, конспекты, учебники, справочная литература.

Основные этапы организации и проведения игры:

1. этап информационный 1 исходная информация о деловой игре предоставляемая преподавателем.

2. этап организационный 2. назначение "Арбитром" (преподавателем) студентов на роли ( раздача табличек с обозначением ролей учащихся: "журналисты", "знатоки", "жюри").

3. этап- актуализация знаний по теме игры 3 группа знатоки отвечает на письменные и устные вопросы журналистов. Жюри оценивает деятельность каждого из участников

4 этап- подведение итогов игры. 4. послеигровая дискуссия.

5. подведение итогов игры, оценивание участников игры

Указания по осуществлению каждого этапа игры:

На первом этапе педагог знакомит студентов с целями игры, сценарием, правилами игры, системой оценивания.

На втором этапе педагог сам назначает студентов на роли "журналисты", "знатоки", "жюри".

На третьем этапе группа журналистов составляет письменные и устные вопросы экспертам. Далее эксперты отвечают на вопросы журналистов. Жюри оценивает работу каждого из участников.

На четвертом этапе осуществляется послеигровая дискуссия, где каждый участник имеет право высказаться по поводу прошедшей игры. Задача послеигровой дискуссии подняться над прошлым опытом группы, прежними представлениями о проблеме, осознать, сформулировать новое понимание и с этих новых высот дать оценку своим действиям и их последствиям. В процессе игры накапливается определенная психическая энергия. Эта энергия требует выхода. Задача преподавателя в послеигровом обсуждении направить выход этой энергии на поиск и осознание смыслов.

Далее "жюри" дают оценку деятельности каждой из подгрупп участников. После чего группа "арбитры" дает объективную оценку группе "жюри". Педагог ("арбитры") подводит окончательный итог игры, корректируя при необходимости оценки выставленные "жюри", мотивируя свое решение.

Деловая игра "Стиль общения"

Деловая игра "Стиль общения" проводится на классном часе. Дидактические задачи:

1. Упражнение в умении различать стилевые особенности взаимодействия.

2. Развитие умения находить адекватные средства передачи содержания взаимодействия; быстро и правильно ориентироваться в условиях внешней ситуации общения.

3. Развитие умения координировать свою деятельность с деятельностью других; организовывать себя и других на достижение поставленной цели.

4. Воспитание чувства принадлежности к коллективу; внимательного отношения к мнению другого человека.

Игровая задача: развитие умения брать на себя роль, исполнять ролевые функции в соответствии с правилами, четко выстраивая ролевое взаимодействие.

Комплект ролей и функций игроков:

• "Ведущий" (педагог) : знакомит участников игры с целями, сценарием, правилами игры, системой оценивания; следит за регламентом; контролирует корректность дискуссии; подводит окончательный итог игры.

• "Методист ДОУ" : вводит в проблему, мотивирует студентов на игру; следит за ходом игры; отмечает активность участников игры.

• "Воспитатели" : активно участвуют в игре - разыгрывают педагогические ситуации, в которых проявляются стилевые особенности взаимодействия. Анализируют педагогические ситуации : определяют стиль отношений педагога с детьми, возможные последствия такого взаимодействия для формирования личности ребенка, отмечают положительные и отрицательные стороны того или иного стиля взаимодействия. Активно участвуют в дискуссии, соблюдая правила общения и ведения диалога и монолога.

Правила игры:

1. Ситуации с проявлением стилевых особенностей взаимодействия готовятся заранее (являются домашним заданием студентов).

2. Время на проигрывание одной ситуации не должно превышать 5 минут, а время на ее обсуждение противоположной группой - 3-х минут.

3. Соблюдать правила ведения дискуссии. Принимать активное участие в игре.

4. Оценку, поставленную "методистом" и "ведущим" оспаривать нельзя.

Система оценивания:

Оценивается умение подобрать ситуации со стилевыми особенностями взаимодействия; умение разыграть ситуацию, проанализировать разыгранную ситуацию с различных сторон и дать лаконичный ответ; умение вести дискуссию, приходить к единому мнению в группе.

Атрибуты к игре: таблички с обозначением ролей участников игры; костюмы, для разыгрывания педагогических ситуаций взаимодействия.

Основные этапы организации и проведения игры:

1. этап - информационный 1. исходная информация о деловой игре.

2. этап - организационный 2. выбор преподавателем одного

студента на роль "методиста ДОУ".

3. Разделение студентов на две

равные подгруппы.

3. этап - разыгрывание педагогических ситуаций и их анализ с точки зрения проявления стилевых особенностей взаимодействия 4. Разыгрывание педагогических

ситуаций (поочередно каждой из

подгрупп).

5. Анализ ситуации: определение

стиля общения, его положительных

и отрицательных характеристик,

влияния на развитие личности

ребенка.

4. этап - заключительная дискуссия 6. Послеигровая дискуссия.

7. Выступление "методиста" с

оценкой работы подгрупп.

8. Подведение итогов игры

преподавателем и выставление

оценок.

Указания по осуществлению каждого этапа игры:

На первом этапе педагог знакомит студентов с целями, сценарием, правилами игры, системой оценивания. Здесь же студентам дается задание на дом - разделиться на две подгруппы, подобрать и представить педагогические ситуации (по две от каждой группы, в которых проявились бы стилевые особенности взаимодействия педагога и детей (ребенка). На этом этапе студентам может оказываться некоторая помощь в подборе ситуаций.

На втором этапе педагог выбирает из числа студентов группы одного человека (с высоким уровнем сформированности профессионального интереса) на роль "методиста ДОУ". Остальным студентам предлагается разделиться на две равные группы.

На третьем этапе "методист" мотивирует "воспитателей" на игру. Далее студенты двух групп поочередно проигрывают педагогические ситуации, после чего противоположная подгруппа дает анализ: определяется стиль общения, его положительные и отрицательные стороны, а так же влияние на развитие личности ребенка и коллектива детей в целом.

На четвертом этапе осуществляется послеигровая дискуссия, где каждый участник имеет право высказать свое мнение об игре. Задача послеигровой дискуссии - подняться над прошлым опытом группы, прежними представлениями о проблеме, осознать, сформулировать новое понимание и с этих новых высот дать оценку своим действиям и их последствиям. В процессе игры накапливается определенная психическая энергия. Эта энергия требует выхода. Задача преподавателя в послеигровом обсуждении - направить выход этой энергии на поиск и осознание смыслов.

Выделяется шесть ступеней послеигровой дискуссии:

1. Установить те проблемы, явления, которые имели место в игре.

2. Определить и показать значимость вопросов игры для реальной педагогической деятельности.

3. Выявить особенности взаимодействия участников в игре.

4. Установить, имеют ли место в реальной жизни подобные образцы поведения.

5. Предположить, что нужно изменить в игре, чтобы достичь лучшего результата.

6. Предложить, что нужно изменить в реальной педагогической деятельности.

Далее "методист" дает экспертную оценку работе каждой из подгрупп-участниц, опираясь на выделенную выше систему оценивания, мотивируют свое решение. Педагог подводит окончательный итог игры и выставляет оценки, (корректируя при необходимости оценки, выставленные "методистами", мотивируя свое решение).

Публикации по теме:

Рейтинговая система оценки результативности профессиональной деятельности педагогов ДОУ «Оценка уровня квалификации педагогических работников… — это важный этап профессиональной жизни, который обеспечивает повышение качества.

Консультация для родителей «Семейное чтение как источник формирования интереса к книге и духовное обогащение семьи» Консультация для родителей на тему: «Семейное чтение как источник формирования интереса к книге и духовное обогащение семьи» (первая младшая.

Круглый стол для педагогов «Повышение профессиональной компетентности педагогов через активные формы работы» Круглый стол «Повышение профессиональной компетентности педагогов через активные формы работы» План работы: 1. Тест-опрос на знание педагогами.

Методическая поддержка профессиональной компетенции педагогов ДОУ в соответствии ФГОС до. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования в пп. 3.4.2. указано, что «педагогические работники, реализующие.

Нетрадиционная техника рисования как средство формирования интереса к изобразительной деятельности у детей ДОУ Нетрадиционная техника рисования как средство формирования интереса к изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста. «… Это.

Нетрадиционная техника рисования как средство формирования интереса к изобразительной деятельности у детей младшего возраста Тема моей презентации «Нетрадиционная техника рисования как средство формирования интереса к изобразительной деятельности у детей младшего.

Педагогические условия формирования у дошкольников интереса к экспериментальной деятельности. К проявлениям и условиям успешного экспериментирования дошкольников Н. Н. Поддьяков относит следующие показатели: - наличие у детей знаний.

Пути формирования интереса к чтению у детей старшего дошкольного возраста «Если с детства у ребенка не воспитана любовь к книге, если чтение не стало его духовной потребностью на всю жизнь - в годы отрочества.

Развитие познавательного интереса к математике как одно из условий формирования познавательных процессов старших дошкольников. Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса. Известно, что многие.

Создание мультфильмов с детьми дошкольного возраста с целью формирования у детей познавательного интереса. Создание мультфильмов с детьми дошкольного возраста с целью формирования у детей познавательного интереса и социально-коммуникативных навыков.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа деловых игр для формирования интереса к профессиональной деятельности у будущих педагогов
Опубликовано: 8 октября 2016 в 16:41
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа деловых игр для формирования интереса к профессиональной деятельности у будущих педагогов» (включая файлы) размещена пользователем наталья кодолова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД