ларина такаева
Индивидуально-дифференцированный подход в воспитании детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
На протяжении последних лет индивидуально-дифференцированный подход к ребёнку в зависимости от пола остается актуальным, однако содержание работы с дошкольниками по половому признаку в программе Н. Е. Вераксы «От рождения до школы» разработано недостаточно.
Многие ученые (И. С. Кон, И. К. Кузнецова, Д. Н. Исаев, В. Е. Каган, Т. А. Репина) полагают, что особенности воспитания в настоящее время являются неблагоприятными для процесса полоролевой социализации мальчиков. Один из таких неблагоприятных факторов – феминизация воспитательного процесса. В настоящее время воспитательный процесс, как в школе, так и в детском саду преимущественно осуществляется женщинами, причем часто дополняется феминизацией воспитания в семье, поскольку из года в год растет количество неполных семей, в которых детей воспитывают одни матери. Другой неблагоприятный фактор - размывание границ мужественности и женственности в традиционном их понимании. Если в дошкольные годы не заложить у девочек – мягкость, нежность, аккуратность, стремление к красоте, а у мальчиков – смелость, твердость, выносливость, решительность, рыцарское отношение к представительницам противоположного пола, т. е. не развить предпосылки женственности и мужественности, - это может привести к тому, что став взрослыми мужчинами и женщинами, они будут плохо справляться со своими семейными, общественными и социальными ролями.
Публикация «Индивидуально-дифференцированный подход в воспитании детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция ноябрь 2016
Контингент воспитанников в моей группе в целом социально благополучный. Большая часть семей имеет одного или двух детей, но имеются и неполные семьи (35%). Однако взрослые не могут уделять должного внимания детям в силу своей занятости, либо в силу своей педагогической непросвещенности. Проведенное мной анкетирование это подтвердило: значительная часть родителей (64%) не знают, что такое гендерное воспитание и как осуществлять процесс воспитания ребёнка с учётом данного подхода. И только единицы (36%) знают, как это делать. А как быть с остальными? Очевидно, что встал вопрос о необходимости активного привлечения родителей к гендерному воспитанию детей.
На современном этапе развития дошкольного образования Федеральный государственный образовательный стандарт, основная образовательная программа ДОУ ставят перед педагогами важную задачу – перестроение всего воспитательно-образовательного процесса в ДОУ в соответствии с современными требованиями и уровнем развития общества.
Период дошкольного детства – важный период приобретения мужской и женской идентичности. Известный писатель и педагог Жан Жак Руссо говорил: «Как нельзя считать один пол совершеннее другого, так и нельзя их уравнивать».
Гендерное воспитание в ДОУ должно строиться с позиции системного подхода, призванного в комплексе решать как социальные, так и психолого-педагогические проблемы детей дошкольного возраста. Это требует объединения общих усилий специалистов, воспитателей и родителей.
В структуру каждого занятия включаю гендерное приветствие и про-щание (Доброе утро девочки, доброе утро мальчики; до свидания маленькие принцессы, до свидания маленькие рыцари и т. д.).
В работе использую игровые упражнения, проблемные ситуации, беседы, тестовые задания, способствующие накоплению ребенком позитивного опыта поведения, соответствующего гендеру («Мужской и женский этикет», «Мужской и женский поступок», «Моя семья» и т. д).
Предлагаю вам ознакомиться со своей системой работы по гендерному воспитанию, которая пронизывает все направления развития ребенка-дошкольника.
Организация среды и занятий социально-коммуникативной направленности:
Большую роль в процессе гендерной социализации я отвожу созданию полоразвивающего и социокультурного пространства группы, как среды, способствующей овладению детьми полоролевым опытом, ценностями, смыслами и способами полоролевого поведения на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
При совместном воспитании детей очень важной педагогической задачей является преодоление разобщенности между ними и организации совместных игр, в процессе которых дошкольники могли действовать сообща, но в соответствии с гендерными особенностями. Мальчики принимают на себя мужские роли, а девочки – женские. Аналогичным образом могут быть построены театрализованные игры, игры-тренинги, игры-ситуации.
Организация предметно – развивающей среды является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Предметно-пространственная среда не только обеспечивает разные виды активности дошкольника, но и является основой его самостоятельной деятельности с учетом гендерных особенностей. Роль взрослого в данном случае состоит в том, чтобы открыть перед девочками и мальчиками весь спектр возможностей среды и направить их усилия на использование отдельных элементов ее с учетом гендерной принадлежности, индивидуальных особенностей и потребностей каждого ребенка. При организации предметно – развивающей среды необходимо учитывать, что:
-в совместной игре происходит усвоение детьми гендерного поведения, поэтому подбору материалов и оборудования для игровой деятельности девочек и мальчиков необходимо уделять особое внимание:
- игровой материал и ролевая атрибутика должны быть привлекательны дошкольникам для отражения в игре социально-одобряемых образов женского и мужского;
- различие игрушек для девочек и мальчиков.
Важную роль в развитии игровой деятельности принадлежит конструированию из крупного строительного материала. При этом очень важным условием для воспитания детей с учетом их гендерных особенностей является то, что мальчики могут выполнять тяжелую работу, а девочки украшать постройки и после этого совместно играть.
Также при подборе материалов и оборудования важно учитывать тот факт, что девочки и мальчики еще не совсем могут в игре воспроизводить модель поведения, соответствующую определенному полу без опоры на ролевые атрибуты. Мальчики младшего дошкольного возраста будут охотно выполнять игровые действия, а затем принимать на себя какую-то роль, если возьмут соответствующие атрибуты. Девочки, играя в «дочки-матери» используют посуду, которую видят дома. Также в игровом уголке находится раковина с краном, стол, стулья или кресло, полотенце для вытирания посуды и т. д.
Овладению опытом мужского и женского поведения в хозяйственно-бытовой деятельности способствуют трудовые поручения, которые так же распределяются в зависимости от пола ребенка: мальчики выполняют работу, связанную с применением физической силы, девочки- с аккуратностью.
Организация занятий познавательной и речевой направленности:
Однако, для развития игры недостаточно только хорошее оснащение группы игровым материалом. Дети должны постоянно получать знания и разнообразные впечатления об окружающей действительности. Особую роль на занятиях по развитию речи отвожу чтению литературных произведений с последующей этической беседой. В них должны быть эпизоды, которые дети могут перенести в игру (рассказы о представителях героических профессий и об их мужественных поступках).
Необходимо рассказывать и девочкам и мальчикам об общественных и производственных сферах занятости мужчин и женщин (мам и пап, помочь осознать их значимость в семье). Детям очень запомнился рассказ о металлургах, о нелегкой, но очень значимой в нашем обществе профессии. Дети, у которых родители работают на СТЗ, принесли фотографии, потом все вместе посмотрели видеофильм и пришли к выводу, что металлургом могут работать только сильные, смелые и физически здоровые мужчины.
Помимо этого в педагогический процесс ввожу специально-организованные занятия по развитию речи с учетом гендерного подхода, например:
1. Занятия с девочками. «В мире комнатных цветов», «Моя любимая кукла», «Оденем куклу на прогулку», и т. д.
2. Занятия с мальчиками. «Знакомимся с инструментами», «Мой папа водитель», «Виды транспорта» и др.
(слайд 7)Программные задачи на таких занятиях решаются одинако-вые, но подача нового материала происходит по-разному - девочки быстрее мальчиков включаются в усвоение нового материала, в то время как с мальчиками сначала необходимо повторить пройденный материал, а затем приступить к подаче нового.
Кроме того, я стараюсь подбирать разную тематику занятий в соответствии с половой принадлежностью.
3. Фронтальные занятия. Занятия, где детям даются одинаковые зада-ния, но разный дидактический материал. Например, девочкам для пересказа даются иллюстрации к более сложным по содержанию сказкам. Мальчикам дается сказка проще по содержанию. На таких занятиях хорошо определяется разница речевого развития между мальчиками и девочками.
На литературно-драматических занятиях мальчики и девочки слушают сказки, рассказы, рассматривают иллюстрации, обыгрывают сказки, где главными героями являются типичные представители женского и мужского поведения (положительные эталоны). Дети сочиняют рассказы, сказки на заданную тематику. Это могут быть такие задания: «Я начну, а вы продолжите».
Организация занятий физической культурой:
Наряду с такими видами физкультурных занятий, как игровые, сюжетные, тренирующие, я провожу и полоролевые. Структура таких занятий обычна, а вот содержание имеет серьезные отличия. Одним из ведущих принципов должен стать принцип двух начал в педагогическом процессе. Данный принцип подразумевает, что обучение и воспитание дошкольников отражает особенности мужественного начала у мальчиков и женственного у девочек. Педагогический процесс при таком подходе будет иметь различный стиль, различный тон, различную направленность. Для мальчиков – это развитие быстроты, физической и силовой выносливости, воспитание выдержки, смелости; для девочек – развитие чувства ритма, красоты движений, гибкости. Этот подход я осуществляю через деление общей группы детей на две подгруппы, различаемых по половому признаку на время проведения физкультурного занятия. Особенность такой дифференциации в том, что девочки и мальчики не изолированы друг от друга, а в процессе специально организованной деятельности развиваются физические качества, которые принято считать сугубо женскими или сугубо мужскими. Идет углубление понимания половой принадлежности «Я - девочка», «Я - мальчик», развитие представлений детей об отличительных признаках поведения и деятельности женщины и мужчины.
На занятия физической культурой дети приходят в спортивной форме, на занятия музыкально-ритмической гимнастикой мальчики и девочки приходят строго в определенной одежде: девочки в юбочках, а мальчики в шортах. Такой внешний вид сразу организует детей, настраивает их на рабочее состояние и занятие получается более продуктивным.
Организация занятий художественно-эстетической направленности:
На занятиях конструирования и ручной труд в старших группах ис-пользую металлический конструктор из серии «СУПЕР МАСТЕР», различные мозаики. Занятие проходит с дифференциацией детей на девочек и мальчиков. Мальчики создают из металлического конструктора различные виды транспорта. Таким образом, они закрепляют названия видов транспорта, их составляющих, узнают названия различных деталей (отвертка, скоба, винт, гайка и др.) и, что самое важное, навыки, приобретенные на занятиях пригодятся им во взрослой мужской жизни (прибить гвоздь и т. д.). Девочкам дается задание создать модель школы, семьи из мозаики, изготовление бижутерии (бусы, браслеты, резинки для волос, изготовление шкатулок из соленого теста. Затем организуется выставка работ, где девочки и мальчики оценивают работы друг друга.
Кроме того, к каждому празднику в детском саду мы с музыкальным руководителем готовим с детьми выступления, где мальчики и девочки танцуют, выполняя определенные роли: танец «Яблочко», «танец Кота и кошки», танец «АХ, мамочка» и др. Движения, разучиваются на музыкальных занятиях, учу девочек пластичности, красоте, грациозности, а в мальчиках развиваю: выносливость, силу духа, умение добиваться поставленной цели. (фотографии в приложении)
На занятиях в «Творческой мастерской» (изобразительная деятельность) создаю условия для того, чтобы мальчики и девочки могли выразить то, что для них интересно, эмоционально значимо. Дети учатся не просто рисовать, а обогащают свои знания, учатся видеть различия мальчиков и девочек, отражают в рисунках характерные признаки мужчин и женщин (портрет мамы, папы, портрет маленькой принцессы и былинного героя, наделенного чертами мужественности, отражают принадлежность к определенной профессии. Привлекаю мальчиков и девочек к оценке работ друг друга, организую выставки работ мальчиков и выставки работ девочек.
Помимо специально организованных занятий, формирование гендерной идентичности осуществляется и в повседневной жизни (на прогулке, в сюжетно-ролевых играх и др.). Игры мальчиков более предметны, девочек более словесны, поэтому они играют в вербальные игры, мальчики предпочитают возиться с конструктором. Игра детей отражает традиционный взгляд на роль мужчины и женщины в обществе. Девочки ежедневно ухаживают за домом, заботятся о детях, выходят замуж. Мальчики воюют на войне, водят автомобили, строят мосты и занимаются плотницкими работами. В игре закладываются и основы нравственности: великодушие, надежность, уважение к девочкам – у мальчиков. И доброта, терпеливость, верность, уважение к мальчикам – у девочек.
Пример: наблюдая за игрой детей в сюжетно-ролевую игру «дом» заметила несколько моментов, когда мальчики, исполняя роль папы, говорят девочкам- мамам такие фразы: «Ты вари суп, а я пойду на работу», или «Я поехал на рыбалку, привезу рыбу приготовим вкусный ужин» или девочки говорят мальчикам «Посмотри, как я красиво накрыла стол, а ты будешь мыть посуду». В этой ситуации ребенок понимает свою роль, свое полоролевое назначение.
Но бывают случаи, когда мальчики берут на себя роль женщины. Один из моих воспитанников узнав о том, что его мама ждет ребеночка, решил примерить эту роль на себе. Он под футболку положил подушку и такой счастливый, что у него в животике, как и у мамы ребеночек. Вот здесь пришлось вмешаться мне и объяснить ребенку, что мальчики не могут рожать детей, вынашивать их в своем животе, что это роль достается женщинам (т. е. маме, мужчины должны быть защитниками, добытчиками.
Игра рождается, как стремление воспроизвести увиденное или услышанное и еще раз пережить это. С этой целью я пополняю у детей кладовую памяти, кладовую впечатлений (для этого провожу тематические беседы «Профессии моих родителей», «На кого хочу быть похожим», «Кто мои предки»; беседы о разных профессиях и их значимости;).
Организовала поход в музей «Морской славы», где дети узнали и увидели разные виды морской техники, узнали о моряках, большой фурор на детей подействовал костюм водолаза. После этого я заметила, что дети стали примерять роль моряков, капитана, кок, боцман. Тогда, мы совместно с музыкальным руководителем решили подкрепить эту морскую тему, организовав праздник 23 февраля и назвали его «Морское рандеву». Где соревновались два корабля, было настоящее мужское дружеское «братание» и перетягивание каната разными способами, и мыли палубу, и был даже настоящий кок, который витаминизировал детей напитками, а наши папы и дедушки поддержали детей и тоже учавствовали в соревновании доплыви до берега в маске, ластах и в очках. Дети и родители были просто в восторге. Также посетили музей «Русская изба», где детям рассказали о старых древних традициях, дети увидели русскую печь. Участвуем с детьми в праздниках «Рождество», «Колядки», «Масленица» дети наряжаются в соответствующие костюмы, исполняют роль того или иного героя, приобретая тем самым опыт мужского или женского поведения.
Делюсь опытом с воспитателями в детском саду и на информационном сайте maam.ru, выступление на педсоветах, консультации «Организация полифункциональной предметно-развивающей среды с учетом гендерных особенностей детей», открытые занятия.
В процессе работы я столкнулась с проблемой, что родители неохотно шли на контакт, низкий процент присутствия родителей на собрании, неохотно выполняли наши просьбы и поручения. Поэтому я дала возможность родителям увидеть своих детей с другой стороны. Я старалась раскрыть детей в театрализованной деятельности, показ открытых занятий, тем самым привлекая их присутствие в жизни ребенка в детском саду. Провожу вечера досуга, с привлечением мам и пап. Мною проведен концерт с привлечением детей старших и подготовительных групп для мам и бабушек на общем родительском собрании, проведен концерт к «Дню матери», постановка сказки «Наша дружная семья», «Мы шалунишки», выставка «Мир глазами девочек (мальчиков)», проект «Моя семья» – прекрасная возможность показать значимость своего гендера мальчикам и девочкам, а так же возможность показать их родителям необходимость сотрудничества по формированию гендерной идентификации их детей, т. к. представители противоположного пола яв-ляются своеобразным катализатором при формировании начал мужественности у мальчиков и начал женственности у девочек.
Работа с родителями по данному направлению: это различные консультации и семинары-практикумы: «Гендерный подход в воспитании детей дошкольного возраста», «Психологические особенности мальчиков и девочек», «Знакомство с художественной литературой–как средство формирования начал мужественности и женственности у детей» (оформила памятку «рекомендуемая литература для чтения детям 4-6 лет для мальчиков и девочек», по запросу родителей оформила рекомендации «Как воспитать мальчика (без отца) 4-6 лет», «Как воспитать девочку 4-6 лет».
Работа с родителями включает в себя не только участие в совместных с детьми мероприятиях и консультирование (стендовое и очное, но и закрепление полученных знаний на практике. Например, фотоальбом «Как я провел лето», «Мое семейное дерево», совместное участие родителей и детей в выставках «Новогодние поделки», «Поделки из овощей», «Под Вифлеемской звездой», «Покорми птиц зимой (кормушки)».
Привлекая родителей к активному участию в воспитании по гендерному принципу, я ожидала, что
1. У родителей повысится педагогическая культура, появится возможность увидеть своего ребенка в условиях, отличных от домашних, что приведет к пересмотру родителями своих методов и приемов воспитания согласно полу ребенка.
2. Как в группе, так и в семье появится насыщенная предметно – развивающая среда для детей.
3. Станет регулярным участие родителей в совместной с детьми творческой деятельности.
Я пришла к выводу, что подобная работа с семьей объединяет общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями; способствует формированию более тесного контакта с родителями. И это оказывает согласованное воспитательное воздействие на ребенка. Мною разработан план совместной работы с родителями на учебный год.
В своей работе я стремлюсь найти рациональные формы организации жизни детей в дошкольном учреждении, обеспечить и мальчикам, и девочкам оптимальные, комфортные условия для их развития. Я ориентируюсь на реализацию принципа природосообразности, дифференцированного подхода к девочкам и мальчикам, учета их психофизиологических особенностей, интересов и полоролевых предпочтений. Дошкольный возраст – наиболее благо-приятный для формирования полоролевого поведения ребенка. В результате всей работы по гендерному воспитанию у детей расширяется кругозор, повышается интерес к близким людям, их взаимоотношениям, дети чаще стали проявлять внимание, вежливость по отношению друг к другу. Хочется надеяться, что в положенное время из этих ребятишек вырастут настоящие защитники и хранительницы уюта.