Ирина Олеговна Молокова
Дифференцированный подход в освоении навыков волейбола, в рамках проекта Lesson study
▼ Скачать + Заказать документы
Дифференцированный подход для овладения навыками волейбола
в 5 классах.
Одним из основных требований, предъявляемых к учителям физической культуры, является необходимость учета индивидуальных особенностей школьников. В связи с тем, что существенного улучшения здоровья и физического развития детей и подростков за последние годы не отмечается, особенно актуальной является проблема физического воспитания и необходимость введения в уроки дифференцированного подхода в обучении.
Публикация «Дифференцированный подход в освоении навыков волейбола, в рамках проекта Lesson study» размещена в разделах
Важность этой работы обусловливается тем, что ученики даже одного возраста имеют различный уровень двигательной подготовленности. В средних классах нужно учитывать, на какой стадии полового созревания находится тот или иной школьник. И конечно, следует принимать во внимание половые и возрастные различия занимающихся. А, при оценке успеваемости учащихся следует отойти от нормативного способа оценивания, когда делается акцент на выполнение обязательных для всех учебных нормативов, и перейти к личностному, когда оценивается индивидуальная работа ребенка на уроке в зависимости от его физиологических и физических способностей.
Поэтому в рамках проекта «Lesson Study» проводимого в нашей школе, группа учителей физической культуры поставила цель провести уроки волейбола в 5 классах с использованием дифференцированного подхода и создать карточки с заданиями в соответствии с возрастными и половыми особенностями школьников. На этапах закрепления и совершенствования полученных двигательных действий учащиеся имели возможность выбора карточек с заданиями в соответствии со своими возможностями. Детям были предложены карточки с разноуровневыми заданиями и оценивали свои возможности учащиеся самостоятельно в соответствии со своими притязаниями на оценку. В процессе урока учащиеся имели возможность поменять карточку и группу и попробовать свои силы в следующем уровне заданий. Преимущества данного метода при дифференцированном подходе к обучению :
1. Облегчает процесс усвоения действия. К цели ученик подходит постепенно, накапливая соответствующие умения. Оттачивается каждая деталь действия.
2. Занятие становится более конкретным. Успехи в чем-либо доставляют ученикам радость.
3. От многообразия подводящих упражнений занятия становятся интереснее.
4. Применение этого метода содействует быстрому восстановлению утраченных навыков
5. Метод незаменим при закреплении и совершенствовании сложно координированных упражнений.
Приводим карточки с разноуровневыми заданиями для учащихся 5 классов разработанные учителями нашей школы.
Карточки с заданиями по теме волейбол учителя высшей категории
Никитиной Н. В. :
Карточка № 1 «5 класс»
Волейбол
Совершенствование тактики и техники игры:
1. Передача в/мяча у стены двумя руками сверху (высота 2-2,5 м)
2. Передача в/мяча у стены двумя руками снизу (высота2-2,5м)
3. Передача в/мяча над собой и в стенку (поочередно)
4. Удары пол-стена-удар 10 -20раз
5. Нападающий удар с собственного подбрасывания
Оценка «5» высокий уровень
--- 10 -20раз
10 -20раз
10 -20раз
10 -20раз
10 -20раз
Карточка № 2 «5 класс»
Волейбол
Совершенствование тактики и техники игры:
1. Передача в/мяча у стены двумя руками сверху (высота 2-2,5м)
2. Передача в/мяча у стены двумя руками снизу
3. Предача в/мяча над собой и в стену
4. Передача в/мяча в стену перемещаясь приставными шагами вправо, влево
5. Передача над собой на месте.
Оценка «4»
--- 10 -20раз
10 -20раз
10 -20раз
10 -20раз
10 -20раз
Карточка № 3 «5 класс»
Волейбол
Совершенствование тактики и техники игры:
1. Прием мяча сверху над собой
2. Прием мяча снизу над собой
3. Передача в/б мяча у стены двумя руками сверху
4. Передача в/б мяча у стены двумя руками снизу
Оценка «3» 10 раз
10 раз
10 раз
10 раз
Карточка № 4 «5 класс»
Волейбол
Совершенствование тактики и техники игры:
1. Прием мяча сверху над собой с последующей передачей партнеру в координации
2. Прием мяча снизу над собой 3 раза с последующей передачей партнеру в координации
3. Передача мяча у стены двумя руками сверху
4. Передача в/б мяча у стены двумя руками снизу
Оценка «5» 10-20 раз
10 -20раз
10-20 раз
10-20 раз
Карточка № 1 «5 класс»
Волейбол
Совершенствование тактики и техники игры:
1. Передача в/мяча у стены двумя руками сверху (высота 2-2,5 м)
2. Передача в/мяча у стены двумя руками снизу (высота2-2,5м)
3. Передача в/мяча над собой и в стенку (поочередно)
4. Удары пол-стена-удар 10 -20раз
5. Нападающий удар с собственного подбрасывания
Оценка «5» высокий уровень
--- 10 -20раз
10 -20раз
10 -20раз
10 -20раз
10 -20раз
Карточка № 2 «5 класс»
Волейбол
Совершенствование тактики и техники игры:
1. Передача в/мяча у стены двумя руками сверху (высота 2-2,5м)
2. Передача в/мяча у стены двумя руками снизу
3. Предача в/мяча над собой и в стену
4. Передача в/мяча в стену перемещаясь приставными шагами вправо, влево
5. Передача над собой на месте.
Оценка «4»
--- 10 -20раз
10 -20раз
10 -20раз
10 -20раз
10 -20раз
Карточка № 3 «5 класс»
Волейбол
Совершенствование тактики и техники игры:
1. Прием мяча сверху над собой
2. Прием мяча снизу над собой
3. Передача в/б мяча у стены двумя руками сверху
4. Передача в/б мяча у стены двумя руками снизу
Оценка «3» 10 раз
10 раз
10 раз
10 раз
Карточка № 4 «5 класс»
Волейбол
Совершенствование тактики и техники игры:
1. Прием мяча сверху над собой с последующей передачей партнеру в координации
2. Прием мяча снизу над собой 3 раза с последующей передачей партнеру в координации
3. Передача мяча у стены двумя руками сверху
4. Передача в/б мяча у стены двумя руками снизу
Оценка «5» 10-20 раз
10 -20раз
10-20 раз
10-20 раз
Карточки с заданиями по теме волейбол учителя
Кривушкиной И. В. :
Карточка №1
Низкий уровень сложности. Оценка 3.
1. Подбросить мяч и поймать его в положении верхней передачи(10раз)
2. Подбросить мяч и поймать его, сопровождая движением вперед-вверх, имитируя передачу(10раз)
3. Тоже, с точного броска партнёра, вернуть мяч(10раз)
4. Тоже упражнение с имитацией передачи с перебрасыванием мяча партнеру(10раз)
5. Верхняя передача мяча над собой на среднюю высоту 1 – 1,5 м над головой(10раз)
6. Верхняя передача партнеру после отскока мяча от пола(10раз)
Карточка №1
Средний уровень сложности Оценка 4
1. Подбросить мяч и поймать его в положении верхней передачи(15раз)
2. Подбросить мяч и поймать его, сопровождая движением вперед-вверх, имитируя передачу(15раз)
3. Тоже, с точного броска партнёра, вернуть мяч(15раз)
4. Тоже упражнение с имитацией передачи с перебрасыванием мяча партнеру(15раз)
5. Верхняя передача мяча над собой на среднюю высоту 1 – 1,5 м над головой(15раз)
6. Верхняя передача партнеру после отскока мяча от пола(15раз)
7. Верхняя передача партнеру (15раз)
Карточка №1
Высокий уровень сложности. Оценка 5
1. Подбросить мяч и поймать его в положении верхней передачи(25раз)
2. Подбросить мяч и поймать его, сопровождая движением вперед-вверх, имитируя передачу(25раз)
3. Тоже, с точного броска партнёра, вернуть мяч(25раз)
4. Тоже упражнение с имитацией передачи с перебрасыванием мяча партнеру(25раз)
5. Верхняя передача мяча над собой на среднюю высоту 1 – 1,5 м над головой(25раз)
6. Верхняя передача партнеру после отскока мяча от пола(25раз)
7. Верхняя передача партнеру (20 раз)
Карточки с заданиями по теме волейбол учителя
Дмитриева С. С. :
Карточка № 1 «5 класс»
Волейбол
Совершенствование тактики и техники игры:
1. Подбросить мяч и поймать его в положении верхней передачи
2. Подбросить мяч и поймать его, сопровождая движением вперед-вверх, имитируя передачу
3. Тоже, с точного броска партнёра, вернуть мяч
4. Тоже упражнение с имитацией передачи с перебрасыванием мяча партнеру
5. Верхняя передача мяча над собой на среднюю высоту
(1 – 1,5 м над головой)
Оценка «5» высокий уровень
---
10 -20раз
10 -20раз
10 -20раз
10 -20раз
10 -20раз
Карточка № 2 «5 класс»
Волейбол
Совершенствование тактики и техники игры:
1. Передача в/мяча у стены двумя руками сверху (высота 2-2,5м)
2. Передача в/мяча у стены двумя руками снизу
3. Предача в/мяча над собой и в стену
4. Передача в/мяча в стену перемещаясь приставными шагами вправо, влево
5. Передача над собой на месте.
Оценка «4»
--- 10 -20раз
10 -20раз
10 -20раз
10 -20раз
10 -20раз
Карточка № 3 «5 класс»
Волейбол
Совершенствование тактики и техники игры:
1. Выполнить верхнюю передачу мяча в стену на минимальном расстоянии (5–10 см).
2. Выполнить верхнюю передачу мяча в стену без зрительного контроля.
3. Выполнить верхнюю передачу мяча над собой на минимальную высоту (5–10 см).
4. Выполнить верхнюю передачу мяча над собой на близком расстоянии от стены (5–20 см) :
Оценка «3»
Карточка № 1 «5 класс»
Волейбол
Совершенствование тактики и техники игры:
1. Подбросить мяч и поймать его в положении верхней передачи- 10-20 раз
2. Подбросить мяч и поймать его, сопровождая движением вперед-вверх, имитируя передачу-10 -20раз
3. Тоже, с точного броска партнёра, вернуть мяч -10-20раз
4. Тоже упражнение с имитацией передачи с перебрасыванием мяча партнеру-10раз
5. Верхняя передача мяча над собой на среднюю высоту -10-20раз
(1 – 1,5 м над головой)
Оценка «5» высокий уровень
---
Карточка № 2 «5 класс»
Волейбол
Совершенствование тактики и техники игры:
1. Передача в/мяча у стены двумя руками сверху (высота 2-2,5м)
2. Передача в/мяча у стены двумя руками снизу
3. Предача в/мяча над собой и в стену
4. Передача в/мяча в стену перемещаясь приставными шагами вправо, влево
5. Передача над собой на месте.
Оценка «4»
--- 10 -20раз
10 -20раз
10 -20раз
10 -20раз
10 -20раз
Карточка № 3 «5 класс»
Волейбол
Совершенствование тактики и техники игры:
1. Выполнить верхнюю передачу мяча в стену на минимальном расстоянии (5–10 см).
2. Выполнить верхнюю передачу мяча в стену без зрительного контроля.
3. Выполнить верхнюю передачу мяча над собой на минимальную высоту (5–10 см).
4. Выполнить верхнюю передачу мяча над собой на близком расстоянии от стены (5–20 см)
Оценка «3» 10 раз
10 раз
10 раз
10 раз
Карточки с заданиями по теме волейбол учителя высшей категории
Молоковой И. О. :
ВОЛЕЙБОЛ. Прием и передача мяча. 5 класс
КАРТОЧКА № 1 (низкий уровень).
1. Набрасывание мяча партнером, с последующей передачей сверху двумя руками – 10-20 раз.
2. Передача мяча сверху двумя руками в координации – 10 раз.
3. Передача мяча сверху двумя руками, стоя у стены – 10 раз.
4. Набрасывание мяча партнером с последующей передачей снизу двумя руками – 10 раз.
5. Передача мяча снизу двумя руками в координации 10 раз.
6. Передача мяча снизу двумя руками, стоя у стены – 10 раз.
Оценка «3»
ВОЛЕЙБОЛ. Прием и передача мяча. 5 класс
КАРТОЧКА № 1 (средний уровень).
1. Прием мяча сверху над собой 10 раз
2. Прием мяча снизу над собой 10 раз
3. Передача в/б мяча у стены двумя руками сверху 10 раз
4. Передача в/б мяча у стены двумя руками снизу 10 раз
5. Передача мяча снизу двумя руками в координации 10 раз.
6. Передача мяча снизу двумя руками, стоя у стены – 10 раз.
Оценка «4»
ВОЛЕЙБОЛ. Прием и передача мяча. 5 класс
КАРТОЧКА № 1 (высокий уровень).
1. Передача в/мяча у стены двумя руками сверу (высота 2-2,5м) 10раз
2. передача в/мяча у стены двумя руками снизу 10 раз
3. Предача в/мяча над собой и в стену 10 раз
4. Передача в/мяча в стену перемещаясь приставными шагами
вправо, вле 10 раз
5. Передача над собой на месте 10 раз
6. Передача мяча снизу двумя руками в координации 10 раз.
7. Передача мяча снизу двумя руками, стоя у стены – 10 раз.
Оценка «5»
С помощью наблюдений мы выявили, что дифференциация занятий физической культурой школьников средних, основанная на распределении учащихся на подгруппы на основе анализа психоэмоциональных характеристик и физических возможностей учащихся, их мотиваций и интересов, существенно повышает их самостоятельность и активность на уроках и в домашних занятиях физической культурой, что обеспечивает более высокий, чем в обычных условиях, прирост уровня физической подготовленности, способствует улучшению самочувствия и настроения, повышает функциональные возможности и снижает заболеваемость.
1. Ашмарин Б. А. Теория и методика физического воспитания. Учебник. М. : Просвещение, 1990. 287 с.
2. Берштейн Н. А. О ловкости и ее развитии. М. : Физкультура и спорт, 2001. 228 с.
3. Боген М. М. Обучение двигательным действиям. М. : Физкультура и спорт, 1995. 193 с.