Ангелина Аввина
Индивидуально-дифференцированный подход в физическом воспитании младших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Здоровье – это одна из главных ценностей человеческой жизни, и беречь его необходимо с детства. Ведь период дошкольного детства является наиболее важным в развитии физических качеств. Именно в этот период необходима система контроля физического развития, физической подготовленности и работоспособности дошкольников. Чтобы правильно рос и развивался ребенок, необходимо с самого раннего возраста начинать физическое воспитание. Как известно, физическое воспитание детей дошкольного возраста предусматривает охрану и укрепление здоровья, совершенствование функций организма ребенка, его полноценное физическое развитие [2].
Публикация «Индивидуально-дифференцированный подход в физическом воспитании младших дошкольников» размещена в разделах
Однако, стремление родителей начать раннее обучение ребенка без учета его реальных возрастных возможностей, с одной стороны, и желания учителей начальной школы получить подготовленного ученика, с другой, приводят к тому, что воспитатели детских садов и родители необоснованно забывают ценности каждого возрастного периода жизни дошкольника, закономерности психического и физического развития ребенка [1]. Раннее обучение постепенно приводит к нарушению здоровья детей, их эмоционального благополучия, исчезновению данных природой склонностей к познанию и интерес к игровой деятельности.
Исследования последних лет показали необходимость разработки дифференцированного физического воспитания, начиная с дошкольного возраста. Дифференцированный подход, являясь промежуточным звеном между фронтальной работой со всем коллективом и индивидуальной работой с каждым ребенком, призван целенаправленно воздействовать на группы детей, которые выделяются по сходным индивидуальным и личностным качествам [3].
Поэтому целью моей работы стало осуществление дифференцированного подхода в физическом воспитании детей младшего дошкольного возраста. Вначале я провела мониторинг физического состояния и уровня физической подготовленности детей. Диагностика состояния здоровья, их индивидуальных особенностей – одно из необходимых условий сохранения и укрепления здоровья детей. По результатам диагностики были выявлены дети с низким уровнем развития физических качеств. Было проведено анкетирование родителей. Я хотела узнать, какие вопросы в области здоровья детей их интересуют, какие проблемы существуют в семье, какую помощь они хотят получить, какая форма работы их больше привлекает. В ходе анкетирования выяснилось, что наши родители не в полной мере понимают значения движения для здоровья ребенка и самих родителей. Так, например, только 7% отметили, что занимаются с детьми физическими упражнениями. Большинство не владеют информацией о том, как укреплять и сохранять здоровье ребенка. Родители осознали, что необходимо их активное участие в оздоровлении детей.
Я разработала картотеку специальных упражнений и игр по развитию физических качеств. Эти упражнения включаются в разные режимные моменты, и рекомендованы родителям для занятий дома. Мною составлены комплексы дыхательных упражнений, игр и игровых упражнений на тренажерах. Проводятся беседы с родителями о пользе движений, о значении утренней гимнастики, проведен семинар-практикум «Тренажер – мой друг», серия практических занятий по разучиванию комплексов парной гимнастики. Ежемесячно выпускается газета «Здоровый дошкольник».
По результатам я для себя определила наиболее эффективные методы и приемы дифференцированного подхода в разных формах работы по физическому воспитанию дошкольников.
Реализовывая индивидуально-дифференцированный подход в работе с младшими дошкольниками по развитию двигательной активности, я учитываю:
состояние здоровья, т. к. одна и та же нагрузка для одних детей может быть оптимальной, а для других недостаточной или чрезмерной. Мы индивидуализируем нагрузку в зависимости от физиологического состояния организма каждого ребенка. Очень важно при определении необходимой физической нагрузки для детей дошкольного возраста исходить из особенностей здоровья детей (подробные рекомендации содержатся в таблице).
Таблица №1.
«Индивидуализация физической нагрузки с учетом особенностей здоровья детей».
Особенности здоровья Особенности физической нагрузки
Ребенок пришел после болезни или часто болеет Ребенок освобождается на 50% от физической нагрузки (сокращается количество упражнений). В течение 2 недель физическая нагрузка доводится до 100%.
Ребенок отсутствовал по болезни месяц или более Отдых 1-2 занятия, затем нагрузка распределяется как в пункте №1.
Сердечно-сосудистые заболевания Ребенку нельзя выполнять: бег в быстром темпе, интенсивные прыжки, упражнения с задержкой дыхания.
Заболевания мочевыделительной системы Ребенку нельзя выполнять: все виды прыжков. Нельзя допускать переохлаждения ребенка.
Заболевания брюшной полости Ребенку нельзя переносить тяжести. Ребенку нельзя выполнять: упражнения на резкое напряжение брюшного пресса. Ребенок освобождается от бега.
Заболевания, связанные со зрением Ребенку нельзя выполнять: упражнения, связанные с переворотом туловища.
Заболевания опорно-двигательного аппарата Ребенку нельзя выполнять: прыжки; упражнения, связанные со скручиванием тела.
уровень физической подготовленности; учитывая уровень физической подготовленности детей, я не забываю о половых отличиях, проявляющихся в реакции организма детей на физическую нагрузку (подбирая упражнения, обращаю внимание на развитие у мальчиков таких качеств, как сила, мужественность, а у девочек - гибкость, женственность и др.);
характер двигательной активности каждого ребенка.
Материально - технические и медико-социальные условия пребывания детей в ДОУ обеспечивают высокий уровень физического развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями.
В спортивном зале изготовлен разнообразный нестандартный физкультурный инвентарь и игровое оборудование для проведения непосредственно образовательной деятельности, спортивных праздников и развлечений.
На территории ДОУ имеется спортивная площадка с прыжковой ямой, беговыми дорожками, металлическими конструкциями для игровой и двигательной деятельности детей. Во всех возрастных группах имеются уголки здоровья.
Двигательную активность малышей я распределяю на ежедневную (утренняя гимнастика, подвижные игры, физкультминутки и др.) и периодическую (непосредственно образовательная деятельность по физической культуре, праздники, развлечения, недели здоровья и др.).
Поскольку, эта деятельность рационально распределена в режиме дня, и просчитаны оптимальные нагрузки на ребенка, процесс утомления у детей не возникает, дети сохраняют бодрость и жизнерадостность. Их активность характеризуется стремлением к самостоятельности действий с различными предметами и физкультурным оборудованием, например обручем, мячом, резиновым кольцом, кубиком и т. д. Дети начинают упражняться в ходьбе, беге, прыжках, бросании и ловле предметов, ползании и лазании. Младшие дошкольники способны выполнять несложные двигательные задания: восхождение на горку и сбегание с нее, проползание под разными предметами, бросание мяча и бег за ним, прыжки на двух ногах с продвижением вперед, перелезание через предметы, лазанье по гимнастической стенке. У ребенка, осознанно следящего за показом взрослого, слушающего его объяснения, формируются элементарные навыки совместной игровой деятельности, тем самым ребенок удовлетворяет естественную потребность в двигательной активности.
В процессе непосредственно образовательной деятельности нагрузку также можно дифференцировать следующим образом:
- изменять темп упражнений;
- изменять интервалы отдыха;
- варьировать количество повторений при выполнении физических упражнений;
- вводить дополнительные «станции» с облегченной или, наоборот, более высокой нагрузкой;
- варьировать способы и условия выполнения упражнений.
Наряду с непосредственно образовательной деятельностью по физической культуре в воспитательно-образовательном процессе я широко использую различные формы работы по увеличению двигательной активности детей, которые позволяют не только развивать различные качества детей, но и способствуют сохранению и укреплению здоровья детей: физкультурные минутки, закаливающие процедуры, корригирующая гимнастика, дыхательная гимнастика, физиопроцедуры по назначению врача, точечный массаж и др.
Система физического воспитания дошкольного образовательного учреждения предполагает взаимосвязь всех специалистов детского сада. Целесообразность проведения любого мероприятия рассматривается с позиций сохранности здоровья каждого ребенка. Ребенку необходимы позитивные эмоции от общения со сверстниками, от физических упражнений (“чувство мышечной радости”, победы над своим неумением, понимание того, что он делает что-то очень важное для своего здоровья, ощущение результатов.
Таким образом, двигательная активность является важнейшим показателем физической культуры дошкольников и зависит от организации детей, от уровня их двигательной подготовленности, индивидуальных особенностей, телосложения и функциональных возможностей организма ребенка.
Используемая мною система индивидуально-дифференцированного подхода во время физкультурной непосредственно образовательной деятельности в зале и на улице, физкультминуток, спортивных игр; физкультурных досугов и праздников; утренней гимнастики; дыхательной гимнастики; самомассажа позитивно сказывается на улучшении здоровья детей, повышении сопротивляемости организма воспитанников детского сада, улучшении показателей физического развития в конце учебного года.
Здоровый, сильный, жизнерадостный ребенок! Что может быть прекраснее? А улыбки, не сходящие с лиц наших воспитанников, говорят о правильности выбранного нами пути в решении этой цели!
Использованная литература:
1. Волошина Л. Н. Воспитание двигательной культуры дошкольников : Учебно-методическое пособие. – М. АРКТИ, 2005. – 108 с.
2. Гребенюк О. С., Рожков М. И. Общие основы педагогики. – М. Владос-Пресс, 2004. – 160 с.
3. Рунова А. М. Дифференцированные занятия по физической культуре с детьми 3-4 лет. – М. Просвещение, 2007. – 80 с.