Либман Ольга
Индивидуально-дифференцированный подход к образованию детей на музыкальных занятиях
▼ Скачать + Заказать документы
В условиях часто меняющейся системы образования, изменяются и подходы к музыкальному воспитанию дошкольников: появляются новые образовательные технологии, меняются потребности заказчиков и услуг.
На современном этапе педагогическая деятельность требует обращения музыкального руководителя к новым формам, позволяющим не только вовлекать детей в музыкальную деятельность, но и проявлять инициативу, фантазировать, создавать собственный продукт.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2022
Ориентиром в этом направлении являются требования ФГОС ДО. Данная концепция вытекает из целевых ориентиров, основанных на требованиях стандарта и планируемого результата ООП ДО.
На музыкальных занятиях дети вовлечены как в коллективную музыкальную деятельность : хоровое пение, игра в оркестре, музыкально-ритмические движения, так и индивидуальную работу по воспроизведению и созданию нового.
Индивидуальная деятельность связана как с работой над программным репертуаром, так и с проявлением собственным творчества.
Индивидуальный подход — это организация образовательного процесса на основе всестороннего учета индивидуальных особенностей конкретного ребенка. Предполагает выявление сильных сторон в развитии ребенка и использование их при необходимости в коррекции проблем.
В индивидуальном обучении нельзя полагаться на единую для всех программу, так как здесь не может существовать системы с жесткими требованиями к результату, которая создаст непосильные трудности для ребенка.
Цель индивидуального подхода : учет индивидуальных особенностей дошкольника при передачи знаний, формировании умений и навыков в музыкальной деятельности (слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движение, игра на детских музыкальных инструментах).
Индивидуальный подход помогает детям успешно освоить программный материал, формировать и развивать музыкальные умения. Определять направления в индивидуальной работе помогает не только диагностика, но и наблюдения и выявления проблемных точек в течение каждого занятия.
Например: при хоровом исполнении песни, можно выявить детей, которые неправильно интонируют мелодию. С ними можно пропеть индивидуально, предложив остальным послушать, а потом исполнить еще раз хором.
С детьми, не попадающими в такт при исполнении танца, можно воспроизвести движения в более медленном темпе.
В игре на детских музыкальных инструментах проводится работа по правильному звукоизвлечению, которая достигается силой удара, нажатия, выдоха и т. д.
Дифференцированное обучение — это технология обучения детей с учетом наличия у них различных индивидуальных возможностей, способностей, склонностей, уровня развития.
Дифференциация — это разделение целого на составляющие части по каким-либо признакам, а также разделение методов в процессе работы.
Цель дифференциации – развитие каждого на уровне его возможностей, способностей и особенностей.
Дифференцированное обучение должно строится на основе изучения педагогом следующих компонентов: природные способности, возрастные особенности, личностные качества.
Дифференцированный подход в музыкальном развитии детей подразумевает построение музыкальных занятий с учетом наличия у них различных индивидуальных возможностей, способностей, склонностей, уровня развития, а так же варьирование педтехнологий, методов на различных этапах занятия и разных видов музыкальной деятельности.
Дифференцированный подход применим и к детям, у которых недостаточно развиты музыкально-слуховые представления, музыкально-ритмическое чувство, в работе с застенчивыми детьми, которые могут проявлять себя творчески, но боятся действовать в большом коллективе, и для более одаренных детей.
Дифференцированный подход позволяет структурировать музыкальные занятия с учетом сформированности музыкально-слуховых представлений, ладового чувства и чувства ритма.
Благодаря дифференцированному подходу позволяется достигать цели занятия, добиваться высоких результатов в освоении Программы.
Дифференцированный подход – это форма организации процесса музыкального воспитания, при которой педагог работает с подгруппой воспитанников, составленной с учетом наличия у них каких-либо значимых качеств (гомогенная группа).
По характерным индивидуально-психологическим особенностям детей различают следующие виды дифференциации:
- по возрасту (группы параллельные, разновозрастные);
-полу (мужские, женские, смешанные группы);
-по интересам (музыкальные, гуманитарные, и д. р.);
-по уровню музыкального развития (уровень достижений);
- по личностно-психологическим типам (тип мышления, актуализация характера, темперамент);
- по здоровью (по группам здоровья, группа слабого зрения, слуха и др. нозологии).
Дифференцированный подход в музыкальном воспитании позволяет успешно решать следующие задачи:
- формирование музыкально-сенсорных способностей;
- выработка сосредоточенности, слухового внимания и анализа;
- упражнение в слушании и различении звуков по их высоте, силе, длительности, умении сопоставлять, сравнивать, различать;
- оказание помощи в овладении вокально-слуховой координацией;
- помощь в восприятии и воспроизведении метроритма, ритмического рисунка (хлопками, шагами, образными упражнениями и др).
Дифференцированный подход способствует более полному выявлению возможностей детей, раскрытию музыкальных способностей.
Индивидуально-дифференцированный подход - организация образовательно-воспитательного процесса, при котором с помощью выбора содержания, форм, методов, темпов, объемов образования создаются оптимальные условия для усвоения образования каждым ребенком, а также удовлетворение различных музыкальных потребностей детей.
Индивидуально-дифференцированный подход необходим на музыкальных занятиях. Важно умело использовать коллективные, групповые и индивидуальные формы работы, учитывать уровень каждого дошкольника.
Иногда, ребенок, после долгого отсутствия испытывает сложность на каком-либо этапе музыкального занятия, выделяется из общего коллективного ритма действий. В таком случае целесообразны кратковременные (2-3 минуты) индивидуальные занятия. Педагог выясняет причину неуспеха ребенка, объясняет и показывает тот или иной прием в пении, движении, упражняет его в выполнении какого-либо задания.
Могут иметь место занятия небольшими группами, когда необходимо помочь детям овладеть тем или иным приемом игры на музыкальных инструментах, разучить что-либо для последующего его исполнения на празднике «по секрету» от других и т. д.
Индивидуально-дифференцированный подход — один из эффективных способов организации процесса музыкального воспитания с учетом индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста. Обеспечивает усвоение стандартной программы и позволяет проявиться музыкальным талантам.
Актуальность индивидуально-дифференцированного подхода состоит в том, что он позволяет дифференцировать содержание музыкального воспитания для дошкольников с разным уровнем музыкального развития, что особенно важно в условиях современных требований стандарта и способствует реализации целевых ориентиров.