яна акимова
Индивидуальная программа развития ребенка с нарушением зрения (вторая младшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Программа составлена на основе программы Л. И. Плаксиной «Коррекционная работа в детском саду».
Индивидуальная программа направлена на выявление и коррекцию нарушений у детей с ослабленным
зрением.
Актуальность: зрение – самый мощный источник знаний об окружающем мире, о явлениях происходящих
вокруг. Дети с нарушением зрительной функции не имеют полноценной возможности знакомиться с
окружающим миром, у них ослаблены познавательные процессы — восприятие, воображение, наглядно-образное
Публикация «Индивидуальная программа развития ребенка с нарушением зрения (вторая младшая группа)» размещена в разделах
- Младшая группа
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
мышление, ограничивается овладение социальным опытом. Всё это сказывается на развитии зрительного
восприятия, ориентировки в пространстве, нарушениях речи, мелкой моторики ребёнка, его поведении и
общении.
Одновременно с общеобразовательным процессом осуществляется специальная коррекционная работа,
направленная на преодоление отклонений в психофизическом развитии детей с патологией зрения. Все занятия
носят индивидуально-дифференцированный характер в зависимости от потребностей в них ребенка.
Целью программы является совершенствование знаний и умений ребенка с нарушением зрения для
успешной интеграции его в общеобразовательную школу и общество сверстников.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №111 г. Пензы «Олененок»
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ
Фамилия, имя ребенка ___
Дата рождения ___
Дата поступления в детский сад ___
Домашний адрес, телефон ___
Ф. И. О. родителей ___
Воспитатели ___
Учитель-дефектолог ___
Заключение и рекомендации ПМПК ___
___
I. РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ
Цель и задачи
Дидактические игры и упражнения Реализация
I-полугодие II-полугодие
ЦВЕТОВОСПРИЯТИЕ Закрепить знания и умения зрительно различать и называть точным словом 5-6 цветов «Выбери зеленые, желтые, красные» «Составь цветной коврик из квадратов», «Сравни и назови цвет», «Собери цветы».
Учить соотнесению объектов по цвету «Подбери по цвету», «Соедини разноцветные воздушные шары с соответствующими по цвету ниточками»
Упражнять в выделении цвета в окружающей среде
«Найди такой же цвет в игрушках», «Найди игрушку такого же цвета»
ФОРМОВОСПРИЯТИЕ Учить различать и называть форму геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, овал) «Найди такой же, круг, квадрат», «Найди и назови что это», «Собери матрешку», «Собери грибок».
Учить соотносить форму плоскостных изображений и объемных геометрических тел (шар, куб, конус и т. д., «Чудесный мешочек», «Угадай, что это», «Подбери одинаковые по форме», «Собери кубики»
Учить находить форму геометрических фигур в реальных объемных предметах. «Предметное лото», «Найди и назови такую же игрушку», «Найди круглые игрушки», «Найди что-нибудь квадратное»,
ВЕЛИЧИНА Закрепить умение различать, выделять и сравнивать величину предметов (большой — маленький, «Найди большие и маленькие предметы», «Что больше, что меньше?», «Собери корзинки», «Составь башенку», «Найди такой же предмет», «Собери матрешку».
Учить зрительно сравнивать величину предметов путем наложения, приложения; «Найди такой же предмет в группе», «Составь пирамидку»,
Учить находить большие и маленькие предметы (игрушки, мебель, одежда и т. п.). «Найди большого мишку в группе», «Где стоит большой (маленький) шкаф?», «Обними большое дерево, маленькое деревце», «Найди самый большой лист и самый маленький листок».
II. ОРИЕНТИРОВКА В ПРОСТРАНСТВЕ И ВРЕМЕНИ
Цель и задачи
Дидактические игры и упражнения Реализация
I-полугодие II-полугодие
Учить детей различать и правильно называть части своего тела, части тел других детей, кукол; соотносить со своим телом. «Покажи, где у тебя (голова, ноги и т. д.)», «Покажи, где у куклы (голова, ноги, руки, грудь, спина)»,
Развивать способности детей различать пространственные признаки окружающих предметов с помощью зрения. «Большие и маленькие», «Найди такую же игрушку (по величине, форме)», «Найди одинаковые фигуры (круги, квадраты)»,
Учить ориентироваться в групповой комнате, в спальне,в раздевалке, в туалетной комнате. «Погуляем с куклой по группе» ,«Покажи кукле игровой уголок», «Кто скорее найдет свой шкафчик (кровать, место за столом и т. д.)»
«Проследи, как летит бабочка», «Прокати шар в ворота», «Проследи за движением флажка», «Посмотри, как качается фонарик»,, «Зажги фонарик», «Какого цвета горит огонек?», «Дорисуй дорожку», «Найди предмет», «Собери шары на нитку (с настоящими бусинками заданного размера)», «Кто скорее соберет цветные палочки», «Подбери пару», «Проведи дорожку на картинке от елочки к домику», «Кто играет, а кто спит?», «Подбери одинаковые картинки», «Попади, не промахнись (в процессе рисования)», «Ближе — дальше».
«Оденем куклу на прогулку», «Купание куклы»,, , «Иди в ту сторону, откуда позвали», «Иди на звук погремушки (колокольчика, бубна и т. д.)», «Узнай игрушку на ощупь», «Узнай на ощупь круг, квадрат».
III. РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ
Цель и задачи
Дидактические игры и упражнения Реализация
I-полугодие II-полугодие
ПАМЯТЬ Выкладывание картинок на фланелеграфе сначала по образцу, а потом по памяти. Сюжеты могут быть самые разнообразные: «Зверята в хороводе»; «Цветы и бабочки», «Фрукты в вазе»; «На птичьем дворе» и др.
«Запомни кружочки»
ВНИМАНИЕ Развитие внимания в процессе зрительного поиска «Подбери пару», «Что выше, что ниже?», «Кто в домике живет?»
Формирование качества распределения внимания «Составь целую картинку», «Собери пирамидку», «Составь узор», «Наложи на контур цветное изображение или черный силуэт», «Вложи в прорези фигуры»,
Развитие объёма внимания (убирание одного из объектов) Что лишнее», «Что изменилось», «Чего не стало?»
МЫШЛЕНИЕ
IV. РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ
Цель и задачи
Дидактические игры и упражнения Реализация
I-полуго-дие II-полу- годие
ПРОИЗНОШЕНИЕ Развитие движений артикуляционного аппарата для формирования артикуляционной базы, для постановки нарушенных звуков
Постановка нарушенных звуков согласно индивидуальным планам. Первоначальное закрепление звуков.
Развитие речевого дыхания. Упражнения: «Окошко», «Трубочка», «Заборчик», «Часики», «Вкусное варенье», «Лошадка».
В слогах, словах, словосочетаниях, предложениях.
Развитие длительного речевого выдоха — вдоха.
СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС
Развитие смысловой стороны речи.
Обогащать словарный запас Задания на соотнесение предмета и об раза по словам.
На основе лексических тем
ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ
СВЯЗНАЯ РЕЧЬ
V. РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ
Цель и задачи Дидактические игры и упражнения Реализация
I-полугодие II-полугодие
Развитие моторики : мелкой в сочетании с развитием осязательного восприятия. Общеразвивающие физические упражнения. Работа с карандашом (обводка по контуру). Формирование навыков рисования (раскрашивание). Различение признаков по фактуре.
Обучение различным действиям рукой и отдельными пальцами при выполнении различных микродинамических актов и крупных движений руки; «Две руки идут навстречу друг другу», «Спрячем мизинец в кулачке другой руки», «Собери двумя пальцами спички в коробочку», «Нажми на кнопку средним пальцем», «Найди в замке место, куда вставляется ключ», «Помаши рукой, опусти пальцы вниз», «Укажи, где середина ладони», «Подержи мяч двумя руками, одной» и т. д.
Учить различать свойства поверхности предметов (гладкая — шероховатая, мягкая — твердая, теплая — холодная и т. п.). «Угадай, что лежит в руке», «Чудесный мешочек», «Подбери ткани по образцу», «Найди такой же жесткий (мягкий, теплый) предмет», «Угадай, чем я коснулась твоей руки (щеки)», «Что здесь теплое, а что холодное?» и т. п.
Учить пользоваться для изображения и раскрашивания трафаретами, линейками, лекалами «Обведи по контуру круг», «Нарисуй квадрат (овал, круг, треугольник) по трафарету», «Закрась контур изображения (предмета или геометрической фигуры)»
Формирование представлений о строении и возможностях рук, знакомство с расположением, названием и назначением пальцев. «Две руки идут навстречу друг другу», «Спрячем мизинец в кулачке другой руки», «Собери двумя пальцами спички в коробочку», «Нажми на кнопку средним пальцем», «Найди в замке место, куда вставляется ключ», «Помаши рукой, опусти пальцы вниз», «Укажи, где середина ладони», «Подержи мяч двумя руками, одной» и т. д.