марина цвентарных
Индивидуализация предметно-пространственной среды в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Индивидуализация – это создание оптимальных условий
для реализации потенциальных возможностей дошкольников
Г. М. Коджаспирова
Педагогический словарь
С введением в действие приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», в котором изложены основные требования к развивающей предметно-пространственной среде, происходят значительные изменения в ней.
Публикация «Индивидуализация предметно-пространственной среды в ДОУ» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2016
Стандарт дошкольного образования – это совершенно особый документ, связанный с поддержкой разнообразия детства, а не его унификации. В стандарте часто повторяется целевая установка – поощрение инициативы, самостоятельности ребенка. Раньше делали упор на то, что взрослый – главный, направляющий. Теперь он – партнер, который поддерживает активную инициативу ребенка. А так же поощряет самовыражение детей.
В теории и практике дошкольной педагогики давно обсуждается необходимость изучения и учета личностных особенностей детей. Однако определение индивидуализации как принципа образования в научно-методических исследованиях нередко подменяется понятиями "индивидуальный" или "индивидуально-дифференцированный подход".
Следует также отметить проблему подготовленности кадров, отсутствие у них профессиональной компетентности в реализации принципа индивидуализации. Педагоги, особенно со стажем работы, вынуждены ломать сложившиеся стереотипы и перестраивать организацию педагогического процесса, овладевать методами и технологиями, ориентированными на личностный подход к ребенку.
Опыт последних десятилетий убедительно свидетельствует о важности естественного вхождения принципа индивидуализации в образовательный процесс ДОУ. При этом он должен прослеживаться в течении всего дня, а не соблюдаться только в специально отведенные часы или при выполнении особых форм деятельности, например, на занятии, спортивных, развлекательных мероприятиях.
Одна из задач на 2015-2016 учебный год в нашем ДОУ «Создание предметно-пространственной среды с учетом индивидуальных особенностей каждого дошкольника». Для реализации годовой задачи были проведены следующие методические мероприятия: Практикум «построение развивающей предметно-пространственной среды с учетом индивидуальных особенностей каждого дошкольника», педагогический совет, родительское собрание «подготовительной к школе группы», при подготовке к тематическому контролю нами использовались идеи создания индивидуализации группового пространства подготовительной к школе группы.
Инновационный подход заключается в том, что индивидуализация среды – это стержень, на который педагоги могут "нанизывать" используемые в настоящее время образовательные технологии:
• исследовательскую (проблемно-поисковую) : модель "обучение через открытие";
• коммуникативную (дискуссионную) : наличие дискуссий, представляющих различные точки зрения по изучаемым вопросам, их сопоставление, поиск лучшего варианта решения;
• имитационного моделирования (игровую) : моделирование жизненно важных профессиональных затруднений в образовательном пространстве и поиск путей их решения;
• деятельностную: способность ребенка проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом;
• рефлексивную: осознание ребенком деятельности, того, каким способом получен результат, какие при этом встречались затруднения, как они были устранены и что он чувствовал при этом.
Индивидуализация развивающей предметно-пространственной среды заключается в том, что каждый компонент единого пространства должен быть предназначен для детского коллектива в целом, при этом предоставлять каждому воспитаннику возможность проявлять и демонстрировать свою индивидуальность и творчество. Это особенно важно в аспекте групповой динамики – тенденции дошкольников "заражаться" текущими интересами сверстников и присоединяться к их деятельности.
Цель: создание единой предметно-пространственной среды, обеспечивающей индивидуальную траекторию развития ребенка как показателя профессиональной компетентности воспитателя дошкольного образовательного учреждения.
Задачи
• формирование предметно-развивающей среды, способствующей самообучению и саморазвитию ребенка, стимулированию становления его как субъекта разных видов деятельности;
• стимулирование к приобретению способности делать выбор, принимать решения, нести ответственность за выбор и результаты своих действий и поступков;
• овладение педагогами новыми образовательными технологиями и методами работы с детьми в использовании образовательной, в том числе предметно-развивающей и игровой среды, способствующими повышению их профессиональной компетентности;
Использование компонентов предметно-развивающей среды.
Концепция, согласно которой наша группа имеет свое название и соответствующий ему стиль оформления, легла в основу идей и разработок по оформлению приемной групповых помещений.
«Капельки настроения» где размещены визитные карточки с фотографиями детей. На личном шкафчике дошкольника написано его имя и прикреплена фотография. Внутри кабинки имеется карманчик для фото, которое вешается на стенде я-пришел. На этом стенде ребенок не только показывает то, что он пришел в детский сад, но и свое настроение, и то с кем он дружит или с кем бы он хотел сегодня играть.
«Уголок именинника» - так же прикреплена фотография именинника и число его дня рождения. Дети могут разместить рисунки в подарок имениннику.
Рубрика «Вот какой я молодец» - это мини выставка детских работ выполненных в различных техниках дома с родителями.
Уголок «Остров сокровищ». Раньше дети просто приносили из дома свои любимые игрушки, которые располагались во всей группе, а теперь есть сундуки, в которых мы храним игрушки, принесенные из дома, наши сокровища и есть для этого определенно отведенное место.
Педагог помогает с поиском новых экспонатов, информации в книгах и энциклопедиях, организацией посещения музея. Представляя детям чью-либо коллекцию, рассказывая о ней, он вызывает у сверстников интерес к созданию собственной.
«Мой дом». В группе так же есть патриотический уголок с картой нашего поселка, с его фотографиями, книгами о России, национальной одежде и др. На карте прикреплены стикеры с адресом каждого ребенка.
«Я все съел» - Чтобы стимулировать у детей желание пробовать новые блюда (так как меню, технология приготовления блюд в детском саду отличается от домашней) совместно с детьми решили оформить рубрику «Я всё съел», где дети сами оценивают друг друга и размещают результат в таблице. Очень хорошо работает, так как дети стали значительно лучше кушать и пробовать новые блюда.
«Именные магниты» Дети очень часто в группе раскрашивают, делают аппликации, но не всегда мы подписываем работы детей. Для этого предложили оформить магниты, каждый ребенок создав свою работу, может взять свой магнит и прикрепить свою работу на магнитную доску, сразу будет видно, кто постарался.
Коробочка "Деловые хлопоты" заполнена бейджиками с надписью роли, которую сегодня ребенок исполняет: "гардеробщик", "эколог", "главный строитель", "директор гаража" и др. Поручения такого рода позволяют детям принимать непосредственное участие в ежедневной работе в группе, участвовать в игре, предоставляют возможность почувствовать свою значимость и уникальность.
«Портфолио» Формирование копилки личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов на протяжении дошкольной жизни.
«Коврик примирения» помогает детям дошкольникам разрешать споры, конфликты сложившиеся в ходе игры.
Книга "Наша жизнь, наши успехи" используется для демонстрации личных достижений воспитанников в работе на занятиях. Тематических фотовыставок с изображением тематических праздников и итоговых мероприятий, прошедших в детском саду.
Организованная таким образом личностно ориентированная среда стимулирует общение, любознательность, способствует развитию у детей таких жизненно необходимых социальных навыков, как инициативность, самостоятельность, творчество.
Среда группы, организованная с учетом индивидуализации пространства жизни ребенка, отличается динамизмом. Дети чувствуют себя компетентными, ответственными и стараются максимально использовать свои возможности и навыки.
Родители активно включаются в работу с детьми, видят их успехи и достижения.
Конечно, работа по преобразованию предметно-пространственной среды в детском саду необходимая, сложная, многоплановая и творческая деятельность всех участников образовательного процесса. Она должна быть разнообразной, насыщенной, нестандартной, изменчивой.
Мы стараемся максимально эффективно использовать пространство группы для реализации идеи индивидуализации среды.