МААМ-картинки

Индивидуализация предметно-пространственной среды в ДОУ

марина цвентарных
Индивидуализация предметно-пространственной среды в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

Индивидуализация – это создание оптимальных условий

для реализации потенциальных возможностей дошкольников

Г. М. Коджаспирова

Педагогический словарь

С введением в действие приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», в котором изложены основные требования к развивающей предметно-пространственной среде, происходят значительные изменения в ней.

Публикация «Индивидуализация предметно-пространственной среды в ДОУ» размещена в разделах

Стандарт дошкольного образования – это совершенно особый документ, связанный с поддержкой разнообразия детства, а не его унификации. В стандарте часто повторяется целевая установка – поощрение инициативы, самостоятельности ребенка. Раньше делали упор на то, что взрослый – главный, направляющий. Теперь он – партнер, который поддерживает активную инициативу ребенка. А так же поощряет самовыражение детей.

В теории и практике дошкольной педагогики давно обсуждается необходимость изучения и учета личностных особенностей детей. Однако определение индивидуализации как принципа образования в научно-методических исследованиях нередко подменяется понятиями "индивидуальный" или "индивидуально-дифференцированный подход".

Следует также отметить проблему подготовленности кадров, отсутствие у них профессиональной компетентности в реализации принципа индивидуализации. Педагоги, особенно со стажем работы, вынуждены ломать сложившиеся стереотипы и перестраивать организацию педагогического процесса, овладевать методами и технологиями, ориентированными на личностный подход к ребенку.

Опыт последних десятилетий убедительно свидетельствует о важности естественного вхождения принципа индивидуализации в образовательный процесс ДОУ. При этом он должен прослеживаться в течении всего дня, а не соблюдаться только в специально отведенные часы или при выполнении особых форм деятельности, например, на занятии, спортивных, развлекательных мероприятиях.

Одна из задач на 2015-2016 учебный год в нашем ДОУ «Создание предметно-пространственной среды с учетом индивидуальных особенностей каждого дошкольника». Для реализации годовой задачи были проведены следующие методические мероприятия: Практикум «построение развивающей предметно-пространственной среды с учетом индивидуальных особенностей каждого дошкольника», педагогический совет, родительское собрание «подготовительной к школе группы», при подготовке к тематическому контролю нами использовались идеи создания индивидуализации группового пространства подготовительной к школе группы.

Инновационный подход заключается в том, что индивидуализация среды – это стержень, на который педагоги могут "нанизывать" используемые в настоящее время образовательные технологии:

• исследовательскую (проблемно-поисковую) : модель "обучение через открытие";

• коммуникативную (дискуссионную) : наличие дискуссий, представляющих различные точки зрения по изучаемым вопросам, их сопоставление, поиск лучшего варианта решения;

• имитационного моделирования (игровую) : моделирование жизненно важных профессиональных затруднений в образовательном пространстве и поиск путей их решения;

деятельностную: способность ребенка проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом;

рефлексивную: осознание ребенком деятельности, того, каким способом получен результат, какие при этом встречались затруднения, как они были устранены и что он чувствовал при этом.

Индивидуализация развивающей предметно-пространственной среды заключается в том, что каждый компонент единого пространства должен быть предназначен для детского коллектива в целом, при этом предоставлять каждому воспитаннику возможность проявлять и демонстрировать свою индивидуальность и творчество. Это особенно важно в аспекте групповой динамики – тенденции дошкольников "заражаться" текущими интересами сверстников и присоединяться к их деятельности.

Цель: создание единой предметно-пространственной среды, обеспечивающей индивидуальную траекторию развития ребенка как показателя профессиональной компетентности воспитателя дошкольного образовательного учреждения.

Задачи

• формирование предметно-развивающей среды, способствующей самообучению и саморазвитию ребенка, стимулированию становления его как субъекта разных видов деятельности;

• стимулирование к приобретению способности делать выбор, принимать решения, нести ответственность за выбор и результаты своих действий и поступков;

• овладение педагогами новыми образовательными технологиями и методами работы с детьми в использовании образовательной, в том числе предметно-развивающей и игровой среды, способствующими повышению их профессиональной компетентности;

Использование компонентов предметно-развивающей среды.

Концепция, согласно которой наша группа имеет свое название и соответствующий ему стиль оформления, легла в основу идей и разработок по оформлению приемной групповых помещений.

«Капельки настроения» где размещены визитные карточки с фотографиями детей. На личном шкафчике дошкольника написано его имя и прикреплена фотография. Внутри кабинки имеется карманчик для фото, которое вешается на стенде я-пришел. На этом стенде ребенок не только показывает то, что он пришел в детский сад, но и свое настроение, и то с кем он дружит или с кем бы он хотел сегодня играть.

«Уголок именинника» - так же прикреплена фотография именинника и число его дня рождения. Дети могут разместить рисунки в подарок имениннику.

Рубрика «Вот какой я молодец» - это мини выставка детских работ выполненных в различных техниках дома с родителями.

Уголок «Остров сокровищ». Раньше дети просто приносили из дома свои любимые игрушки, которые располагались во всей группе, а теперь есть сундуки, в которых мы храним игрушки, принесенные из дома, наши сокровища и есть для этого определенно отведенное место.

Педагог помогает с поиском новых экспонатов, информации в книгах и энциклопедиях, организацией посещения музея. Представляя детям чью-либо коллекцию, рассказывая о ней, он вызывает у сверстников интерес к созданию собственной.

«Мой дом». В группе так же есть патриотический уголок с картой нашего поселка, с его фотографиями, книгами о России, национальной одежде и др. На карте прикреплены стикеры с адресом каждого ребенка.

«Я все съел» - Чтобы стимулировать у детей желание пробовать новые блюда (так как меню, технология приготовления блюд в детском саду отличается от домашней) совместно с детьми решили оформить рубрику «Я всё съел», где дети сами оценивают друг друга и размещают результат в таблице. Очень хорошо работает, так как дети стали значительно лучше кушать и пробовать новые блюда.

«Именные магниты» Дети очень часто в группе раскрашивают, делают аппликации, но не всегда мы подписываем работы детей. Для этого предложили оформить магниты, каждый ребенок создав свою работу, может взять свой магнит и прикрепить свою работу на магнитную доску, сразу будет видно, кто постарался.

Коробочка "Деловые хлопоты" заполнена бейджиками с надписью роли, которую сегодня ребенок исполняет: "гардеробщик", "эколог", "главный строитель", "директор гаража" и др. Поручения такого рода позволяют детям принимать непосредственное участие в ежедневной работе в группе, участвовать в игре, предоставляют возможность почувствовать свою значимость и уникальность.

«Портфолио» Формирование копилки личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов на протяжении дошкольной жизни.

«Коврик примирения» помогает детям дошкольникам разрешать споры, конфликты сложившиеся в ходе игры.

Книга "Наша жизнь, наши успехи" используется для демонстрации личных достижений воспитанников в работе на занятиях. Тематических фотовыставок с изображением тематических праздников и итоговых мероприятий, прошедших в детском саду.

Организованная таким образом личностно ориентированная среда стимулирует общение, любознательность, способствует развитию у детей таких жизненно необходимых социальных навыков, как инициативность, самостоятельность, творчество.

Среда группы, организованная с учетом индивидуализации пространства жизни ребенка, отличается динамизмом. Дети чувствуют себя компетентными, ответственными и стараются максимально использовать свои возможности и навыки.

Родители активно включаются в работу с детьми, видят их успехи и достижения.

Конечно, работа по преобразованию предметно-пространственной среды в детском саду необходимая, сложная, многоплановая и творческая деятельность всех участников образовательного процесса. Она должна быть разнообразной, насыщенной, нестандартной, изменчивой.

Мы стараемся максимально эффективно использовать пространство группы для реализации идеи индивидуализации среды.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Индивидуализация предметно-пространственной среды в ДОУИндивидуализация предметно-пространственной среды в ДОУ оклад: «Индивидуализация предметно-пространственной среды в ДОУ» Индивидуализация – это создание оптимальных условий для реализации потенциальных.

Индивидуализация посредством организации предметно-развивающей среды в ДОУ Индивидуализация через организацию предметно-развивающей среды в ДОУ. Ребенок—это солнце, вокруг которого вращается весь педагогический.

Формирование развивающей предметно-пространственной средыФормирование развивающей предметно-пространственной среды .

«Модель построения предметно-пространственной среды»«Модель построения предметно-пространственной среды» Модель построения предметно-пространственной среды включает три компонента: предметное содержание, его пространственную организацию и изменение.

Описание развивающей предметно-пространственной среды Описание развивающей предметно-пространственной среды группы изостудия «Волшебный карандаш» Якубович Н. И. Приходя в детский сад, пройдя.

Организация предметно-пространственной среды Ежегодно в городе проходят методические объединения. На одном из них было предложено детским садам представить организацию ППРС. Работая.

Организация пространственной предметно-развивающей средыОрганизация пространственной предметно-развивающей среды Предлагаю Вашему вниманию фотографии нашей группы. 1 фото. УГОЛОК ПРИРОДЫ с комнатными цветами, за которыми мы с детьми ухаживаем. Здесь.

Организация развивающей предметно-пространственной средыОрганизация развивающей предметно-пространственной среды Развивающая предметно – пространственная среда Задачи: •повышение профессионального уровня педагога; •создание условий для качественной.

Оснащение предметно-пространственной среды. СамоанализОснащение предметно-пространственной среды. Самоанализ Цель: Эффективное развитие индивидуальности каждого ребенка, с учетом его склонностей, интересов и уровня развития. Задачи: Обогащать познавательный.

Проект предметно-пространственной развивающей средыПроект предметно-пространственной развивающей среды Актуальность темы Все дети, как известно, разные, и каждый дошкольник имеет право на собственный путь развития. Поэтому в дошкольном учреждении.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Индивидуализация предметно-пространственной среды в ДОУ
Опубликовано: 12 ноября 2016 в 14:54
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Индивидуализация предметно-пространственной среды в ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем марина цвентарных (УИ 452423) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД