МААМ-картинки

Игры-эрудиты В. В. Воскобовича как эффективное средство интеллектуального развития дошкольников с тяжелыми нарушениями речи

Светлана Халеева
Игры-эрудиты В. В. Воскобовича как эффективное средство интеллектуального развития дошкольников с тяжелыми нарушениями речи
▼ Скачать + Заказать документы

Дети с ОВЗ имеют специфические особенности психолого-педагогического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития. Испытываемые ими трудности усугубляются ослабленным состоянием их нервной системы.

Зачастую интеллектуальные способности ребенка не соответствуют его возрасту. У него ограниченные представления об окружающем мире, определенный уровень речевого развития. Нарушения речи у таких детей являются очень распространенными и имеют стойкий характер. Наиболее сложными являются органические нарушения : дизартрия, алалия, ринолалия. На этом фоне в большинстве случаев у этих детей присутствуют в той или иной степени нарушение звукопроизношения, лексики, грамматики, фонематических процессов и т. д. Поэтому они нуждаются в продолжительной систематической помощи логопеда. Учиться говорить правильно и красиво – это большой труд. Поэтому в основе организованной образовательной деятельности используется комплексно-тематический метод в сочетании с наглядными и игровыми приемами, осуществляется личностно-ориентированный подход к обучению. Вся образовательная деятельность ориентирована на психическую защищенность ребенка, его комфорт, потребность в эмоциональном общении с ребенком и имеет разнообразное построение: игра, спектакль, сказка, (дети и участники, и зрители) или они учителя, а не ученики и т. д. Для этого используем литературные персонажи, специально изготовленные панно, сюжеты сказок, элементы сюжетно-дидактических игр и т. д.

Публикация «Игры-эрудиты В, В, Воскобовича как эффективное средство интеллектуального развития дошкольников с тяжелыми нарушениями речи» размещена в разделах

Познакомившись с играми В. В. Воскобовича – пособиями, которые соответствуют современным требованиям ФГОС ДО, убедились в их эффективности. Их простота, незатейливость, большие возможности в плане решения образовательных и воспитательных задач неоценимы в работе с детьми с ОВЗ. Игры подобного рода психологически комфортны. Ребенок складывает, раскладывает, упражняется, экспериментирует, творит, не нанося ущерба себе и игрушке. Игры мобильны, многофункциональны, увлекательны, а так же способствуют интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста. И это немаловажно, т. к. дети с ОВЗ часто имеют нестабильное психоэмоциональное состояние, пониженную работоспособность и быструю утомляемость. Во время работы с пособиями включаем в работу все анализаторные системы. Его технология основана на понимании и запоминании полученных теоретических знаний с помощью практических действий. Они представляют собой многофункциональные творческие пособия. Обучаться с помощью них ребенок может весело и непринужденно.

Целями и задачами его методики является:

• способствовать развитию у ребенка заинтересованности и стремлению к познанию нового (что является основополагающей интеллектуального развития ребёнка);

развивать умение наблюдать, исследовать окружающий мир;

• гармоничный подход к развитию у детей эмоциональности, образного мышления и логики;

• оказать помощь в развитии математических и речевых умений;

• содействовать психическому развитию;

развивать мелкую моторику.

Игры Воскобовича

1. Разрабатываются в соответствии с интересами ребят. Они занимаются с удовольствием, постоянно открывают для себя что-то новое, неизведанное ранее.

2. Каждая игра может использоваться детьми разного возраста, начиная от 2 до 7 лет. Сначала выполняем простые задания и упражнения, постепенно их усложняя. Чем старше ребенок, тем выше уровень сложности.

3. Многофункциональность и универсальность. Каждая игра предполагает решение многих задач обучения, способствует всестороннему развитию детей и проявлению творческих способностей.

4. Предлагаемый готовый дидактический материал систематизирован по возрастам и образовательным задачам.

5. Ко многим играм предложено методическое пособие, в котором уже можно взять готовый сказочный сюжет с включенными в него заданиями, иллюстрациями и вопросами. Этот момент является ключевым в технологии Воскобовича. Педагог выступает полноправным партнером ребёнка, несмотря на возраст и особенности его развития.

6. Высокая вариативность. К играм предложено много заданий, начиная с манипулирования и заканчивая сложными развивающими упражнениями.

Используемые игры-эрудиты с их помощью позволяют составлять новые слова и читать их. Из ключевого слова при помощи шнурка можно составить 200 слов. Серия игр «Ромашка», «Снеговик» и «Яблонька» способствует развитию у ребенка словотворчества. В этих играх ребёнок решает логические задачи с буквами, составляет слоги, слова, занимается словотворчеством. Игры способствуют развитию речи и интеллекта, развитию психических процессов (внимания, памяти, логического и творческого мышления воображения). В процессе игр происходит знакомство с орфографией, расширяется словарный запас, совершенствуется звукопроизношение. Ребёнок учится делать звуковой анализ, знакомится со словообразованием.

Игры развивают у детей :

-понятие взаимосвязь между звуком и буквой

-формирует у него правильный графический образ буквы

-развивает фантазию и мелкую моторику, координации «глаз-рука», подготовка руки к письму

-сообразительность

-подготовка к обучению чтению (различение гласных и согласных звуков, букв, выделению, слогов, конструирование и чтение слов).

-обогащают словарный запас и формируют умение творчески мыслить.

КАК ИГРАТЬ

1. Знакомство с пособием:

-просто продевают шнурок сквозь отверстия;

-закручивают его вокруг кнопки;

-знакомятся с буквами, запоминают их.

«Знакомимся с буквами»

-«Собираем все буквы на «Яблоньке», «Снеговике», «Ромашке» (собрать слова, огибая шнурком каждую кнопку и названия буквы).

-«Ищем поющие буквы» (собрать шнурком гласные буквы)

-«Находим буквы, не умеющие петь» (собрать шнурком согласные буквы)

2. «Знакомимся со слогами» :

-читают придуманные и «написанные» взрослыми слова;

-придумывают с помощью взрослого слова и «пишут» их;

-самостоятельно «пишут» смешные слова, «слова-небывалки», слова по теме (животные, имена);

-придумывают слова и «пишут» их с закрытыми глазами.

Взрослый составляет слоги, ребёнок читает. Затем ребёнок сам составляет слоги по заданию взрослого.

3. «Составляем слова»

а) Учимся составлять слова:

-Придумываем слова, начинающиеся со слога БА-БАЛ, БАК и т. д.

б) Составляем слова со звездочкой:

-подбираем к слогу БА букву – звёздочку, например, БА* -БАС,-БАХ и т. д.

-Придумываем более длинные слова со звёздочкой в конце, середине, начале слова,например, БАНЬК*-БАНЬКА

-Составляем слова, начинающиеся с определённых согласных, с гласных, например, ЯК, ОН, ОКНО,

4. «Играем со словами»

«Составь слова из 2-4 и более букв»

5. «Игры-соревнования»

Игры-соревнования устраиваются среди детей, а также в них может принимать участие и взрослый в качестве игрока или ведущего.

«Самое длинное слово» – игроки придумывают самое длинное слово, «пишут» его на игровом поле шнурком. Ведущий подсчитывает очки. Количество очков за ход равно количеству букв в слове. Выигрывает тот, кто набрал больше очков.

«Кто больше?» – игроки по очереди придумывают слова на заданную тему, например, животные, посуда; слова, начинающиеся на букву К, слова из 4 букв и другие. Ведущий подсчитывает очки. За каждое слово даётся 1 очко. Игрок, дважды не назвавший слово в свой ход выбывает из игры. Выигрывает тот, кто набрал больше всего очков.

«Кто быстрее?» – 1 вариант. Ведущий придумывает слово. Игроки одновременно начинают «писать» слово на игровом поле. Игрок, выполнивший задание первым, получает 1 очко. Выигрывает тот, кто больше наберёт больше очков.

2 вариант. Ведущий придумывает тему для хода игры, например, имена или слова из 5 букв. Игроки одновременно начинают придумывать и «писать» свои слова на игровом поле. Игрок, выполнивший задание первым, получает 1 очко. Выигрывает тот, кто быстрее всех выполнит задание и наберёт наибольшее количество очков.

«Найди слово с закрытыми глазами» – ведущий придумывает слово. Игроки по очереди «записывают» слова шнурком на игровом поле с закрытыми глазами. За каждое правильно составленное слово игрок получает 1 очко. Выигрывает тот, кто набрал наибольшее количество очков.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бондаренко Б. С. Комплексная реабилитация детей с ограниченными возможностями вследствие заболевания нервной системы: методические рекомендации/Б. С. Бондаренко. – М. : Владос, 2011.

2. Власова Т. А., Певзнер М. С. О детях с отклонениями в развитии. - М. : Изд-во Просвещение, 2013.

3. Ахутина Т. В., Пылаева Н. М. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход. СПб. : Питер, 2008.

4. Кольцова М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. – М., 2009.

5. Эльконин Д. Б. Психология игры. М, 2014.

Публикации по теме:

Дидактические игры с использованием конструктора Лего как эффективное средство развития речи дошкольников с ТНР Вымолова Л. Б., Магистр педагогики РГПУ им. А. И. Герцена Методическая разработка «Дидактические игры с использованием конструктора ЛЕГО и.

Дидактические игры — средство интеллектуального развития детейДидактические игры — средство интеллектуального развития детей Маленькие дети это - исследователи, которые ежедневно открывают для себя что-то новое. Игра ребенка – это его первый путь к познанию окружающего.

Консультация «Цветовосприятие и цветоразличение у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи» Всё вокруг нас и вся наша жизнь наполнена цветом. Мы постоянно занимаемся цветотерапией,даже не подозревая об этом. Достаточно вспомнить.

Игра как эффективное средство развития лексики детей с общим недоразвитием речи Игра - наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений. В игре ярко проявляются.

Игры В. В. Воскобовича как средство обучения и воспитания дошкольников ИГРЫ В. В. ВОСКОБОВИЧА, КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ. Прудских Э. В. МБДОУ ДС №42 «Малинка» Поиск альтернативных методов.

Мастер-класс «Блоки Дьенеша — эффективное средство математического развития дошкольников» Цель. Повышение уровня профессионального мастерства педагогов в процессе активного общения по освоению опыта работы с дошкольниками по их.

Опыт работы «Дидактические игры как эффективное средство коммуникативно-речевого развития дошкольников» ОПЫТ РАБОТЫ по теме «Дидактические игры как эффективное средство коммуникативно-речевого развития дошкольников». Слайд №1. (заставка с.

Педагогический проект «Пальчиковые игры как средство развития речи у дошкольников» Пояснительная записка На всех этапах жизни ребенка, движения пальцев рук играют важнейшую роль. Исследованиями ученых (М. М. Кольцова, Е. Н.

Роль игры в формировании социальных компетенций у дошкольников с тяжелыми двигательными нарушениями В условиях социально- экономических изменений перед образованием поставлена задача, не просто дать воспитанникам определенный уровень знаний,.

Опыт работы на тему «Театрализованная деятельность — эффективное средство развития речи дошкольников 6–7 лет» Статья «Опыт работы на тему: «Театрализованная деятельность – эффективное средство развития речи дошкольников 6-7 л. Театр — это волшебный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игры-эрудиты В. В. Воскобовича как эффективное средство интеллектуального развития дошкольников с тяжелыми нарушениями речи
Опубликовано: 25 октября 2019 в 18:33
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игры-эрудиты В. В. Воскобовича как эффективное средство интеллектуального развития дошкольников с тяжелыми нарушениями речи» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Халеева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД