Екатерина Мартышева
Игры с песком как средство развития детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
«Игры с песком как средство развития детей с ОВЗ»
С древних времён известен способ развития и самотерапии ребёнка – это игра с песком. Податливость песка будит желание создать из него миниатюрную картину мира. Особенно это актуально для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Песок обладает способностью «заземлять» негативную психическую
Публикация «Игры с песком как средство развития детей с ОВЗ» размещена в разделах
- Игры для детей
- Игры с песком
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
энергию. Ребёнок выступает в игре с песком как созидатель – один
жизненный сюжет, меняет другой. Многократное переживание этого
ощущения способствует душевному равновесию, позитивно влияет на
эмоциональное самочувствие, является прекрасным средством саморазвития
ребёнка. Дети с интеллектуальной недостаточностью часто не могут
выразить свои переживания, страхи. «Мир» песка полностью передаёт
переживания ребёнка. Песок и вода, как естественные природные материалы,
обладают уникальными свойствами и способностью вызывать образы
определённого характера, которыми не обладают другие материалы. Песок
создаёт своеобразный мост между ребёнком и взрослым. Он позволяет
проявиться тому, что прежде подавлялось или было неизвестным. Иногда при
этом проявляются очень глубокие эмоции. Песок развивает творческие
способности детей с ОВЗ. Они узнают, как меняются свойства песка в
зависимости от изменения внешних воздействий. Осваивают такие понятия
как количество и счёт, цвет и форма, а также развивают целый спектр умений
и способностей. У детей с ОВЗ развиваются познавательные функции
(восприятие, внимание, память, мышление, а также речь и моторика. Опыт
показывает, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное
самочувствие детей с интеллектуальной недостаточностью.
но особенно они полезны детям с проблемами в развитии. Эти игры для
таких детей являются естественными, они их любят и не боятся. В
коррекционной работе знакомство с песком начинается с тактильных
ощущений, появляющихся от взаимодействия с песком. Следующий шаг,
учит детей оставлять отпечатки рук, различных геометрических форм, что
способствует лучшему запоминанию сенсорных эталонов. Параллельно с
этим можно использовать упражнения с песком, направленные на развитие
мелкой моторики. Это может быть перетирание песка между пальцами
(самомассаж, зарывание рук, встряхивание рук, и многое другое:
просеивание, рисование. Как только дети научились манипуляциям с песком
можно перейти к более сложным играм, таким как:
- «Печём куличики».
- «Откопай разгадку».
- «Угадай, что спрятано» и т. д.
Игры с песком сопровождают рассказами, потешками, песенками,
загадками. Для развития и обучения используем следующие игры.
Этап прикосновений и игр на поверхности песка.
Цели – снижение психофизического напряжения, мышечного напряжения,
расслабление, развитие тактильной чувствительности, воображения.
«Здравствуй, песок!», «Песочный дождик», «Песочный ветер»,
«Необыкновенные следы».
Дидактические игры-упражнения
Цели-установление закономерностей, развитие и расширение
представлений ребёнка об окружающем его мире живой и неживой природы,
о рукотворном мире человека. Развитие пространственных представлений,
ориентировка на «песочном листе»; понятие «верх-низ». Закрепление знаний
о сенсорных эталонах, пространственных представлений, развитие слуховой
и зрительной памяти. Развитие зрительного и тактильного восприятия.
Развитие зрительно-моторной координации, процесса классификации,
воображения.
«Узоры на песке», «Мы создаём мир», «Мы едем в гости», «Песочные
строители», «Кто к нам приходил», «Узоры на песке».
Этап игр и упражнений с погружением рук в песок
Цели-развитие тактильной чувствительности, расслабление, активизация
интереса. Развитие тактильной чувствительности, зрительного восприятия,
образного мышления, произвольности.
«Откопай отгадку», «Песочные прятки» и т. д.
Таким образом, игры с песком являются одной из форм естественной
деятельности ребёнка. Именно поэтому нужно использовать песочницу в
развивающих и обучающих занятиях, где в ограниченной для ребёнка форме
передаются знания и жизненный опыт взрослых. Любая конфликтная
ситуация проигранная в песке станет жизненным опытом самого ребёнка,
который он будет использовать в дальнейшем.
Литература:
1. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Коррекционные, развивающие и
адаптирующие игры. СПБ. : Детство-Пресс, 2002.
2. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Практикум по песочной терапии.
СПБ. : Речь, 2002.
3. Штейнхард Л. Юнгианская песочная психотерапия. СПБ. : Питер,2001.