Наталья Слепцова
«Игры с чертежами»
▼ Скачать + Заказать документы
Любое путешествие начинается с карты. Для того чтобы уметь читать, составлять и чертить географические карты, нужно с детства развивать пространственное воображение. Сегодня черчение –это школьный предмет, но некоторые его элементы можно успешно использовать для развития дошкольников. Можно дополнить рисование и аппликацию черчением с помощью пластмассовых трафаретов и лекал. Черчение развивает мелкую моторику рук; навыки письма; графические навыки; глазомер (связь глаз – рука); восприятие перспективных изменений свойств предметов; пространственное воображение, логическое мышление, целостное восприятие и восприятие пропорций.
Темочки:
- Игры для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2015
Материалы нужные для черчения: белый, цветной картон и цветная бумага для заметок различной формы; обои и бордюры разной ширины, самоклеящаяся бумага; трафареты, линейки и лекала из пластмассы; трафареты геометрических фигур из цветного картона и бумаги; образцы готовых работ.
Методы обучения:
1. Метод творческих заданий – самостоятельная деятельность детей, умение выбирать цветовые сочетания, форму, композицию, художественный материал.
2. Метод сотрудничества – совместные действия взрослого и ребенка.
3. Наглядный метод: а) показ схем, образцов, чертежей во множестве вариантов, сделанных педагогом и детьми, рассматривание, сравнение и анализ этих вариантов; б) показ приемов работы с трафаретами; в) показ композиций, составленных в нескольких вариантах аппликаций, собранных из цветных картонных трафаретов разных видов; г) анализ детских работ, выставка детских работ.
4. Словесный метод: а) показ и анализ работ педагога и детей сопровождается объяснением, сравнением, уточнением способов пользования трафаретами разных видов и объяснением различных вариантов композиций; б) использование художественного слова.
Варианты заданий.
1. Детям предлагается рассмотреть изображение на левой/правой стороне листа и дорисовать так, чтобы получился предмет.
2. Детям предлагается рассмотреть изображение дерева на левой стороне листа и дорисовать такое же на правой.
3. Детям предлагается смоделировать несколько вариантов домов из картонных цветных трафаретов.
Подготовительная работа: детали деревянного конструктора обвести по контуру, вырезать из картона и цветной бумаги, разложить в конверты для каждого ребенка. Подготовить игровое поле – 1 – 2 листа цветного картона большого размера. Как вариант в качестве игрового поля можно использовать несколько метров соответствующих по рисунку обоев.
Прежде чем конструировать дома, дети должны увидеть множество вариантов образцов, проанализировать их и обсудить. Лучший, по мнению ребенка, вариант наклеивают на лист бумаги.
4. Детям предлагается начертить с помощью пластмассовых трафаретов узоры и цветы, состоящие только из овалов и кругов разной величины.
Подготовительная работа: на листах бумаги вычерчиваются оси симметрии для более правильного расположения овалов.
5. Детям предлагается составить несколько композиций из различных геометрических форм, цветов, листьев, бабочек.
Подготовительная работа: вырезать из белой бумаги геометрические формы. Предложить детям самостоятельно выбрать формы и раскрасить их красками.
На занятии дети выкладывают варианты композиций. Лучшую из них наклеивают на лист бумаги. Для коллективной работы можно использовать ватман или обои.
6. Детям предлагается составить из геометрических фигур с использованием пластмассовых трафаретов несколько вариантов роботов.
Подготовительная работа: на лист бумаги наклеить вырезанные (или нарисовать) головки роботов – они будут служить ориентиром. Дети младшей и средней групп дорисовывают туловище, руки и ноги; дети старшей и подготовительной групп вычерчивают сложные конструкции.
7. Детям предлагается составить аппликации: а) симметричные узоры (ковер, скатерть) из овалов; б) цветы/человечки из картонных цветных овалов.
Материалы: картонные трафареты одного лепестка, двух и трех лепестков вместе, комплектами разложенные в конверты; игровое поле в виде листа картона или бумаги.
Подготовительная работа: изготовление заготовок – на листе только нижняя часть растения, например, листья; на других – только бутоны или цветы. Листы с изображениями верхних частей растения поочередно соединяются с листами, на которых изображена нижняя часть растения. Перемещая листы, получаем множество вариантов. Один из вариантов, по выбору ребенка, наклеивают на лист картона.
Задание «Путаница»
Детям предлагается составить сложный симметричный узор из прямых линий как относительно вертикальной, так и относительно горизонтальной осей симметрии. Чем больше линий вычерчивают дети, тем труднее им соблюсти в рисунке симметрию и не запутаться. Может быть организована коллективная работа или работа парами на листе большого формата. Каждый ребенок поочередно придумывает и чертит линии : а) по линейке; б) от руки на глаз.