Наталья Ломакина
Игры-путешествия как организация совместной деятельности взрослого и ребёнка
▼ Скачать + Заказать документы
В соответствии с Федеральным государственным образовательным
стандартом в работе с детьми старшего дошкольного возраста одним из
основных принципом является принцип формирования познавательных
интересов и познавательных действий ребенка, а так же принцип поддержки
инициативы детей в различных видах деятельности.
Приоритетом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования являются игровые технологии т. к игра это ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста.
Построение интегративного педагогического процесса предполагает
Публикация «Игры-путешествия как организация совместной деятельности взрослого и ребёнка» размещена в разделах
преимущественное использование наглядно-практических методов и способов организации деятельности. Совместные творческие проекты, праздники, наблюдения, экскурсии, элементарные опыты, игры-путешествия, игровые проблемные ситуации, сюжетно-ролевые игры и т. д., но более подробно хотелось бы остановиться на играх-путешествиях, как эффективном средстве развития познавательной активности и инициативы детей в различных видах деятельности у детей старшего дошкольного возраста. В старшем дошкольном возрасте на базе игровых интересов создаются – интеллектуальные интересы.
Формируется умение самостоятельно мыслить, использовать полученные
знания в мыслительных операциях: находить характерные признаки,
сравнивать, группировать, классифицировать предметы, ориентироваться
в пространстве, делать правильные выводы. Все это в дальнейшем будет
способствовать успешному обучению в школе. В связи с этим, проблема развития познавательной активности дошкольников, на сегодняшний день, приобретает все большую актуальность. Целью нашей работы является повышение уровня познавательной активности дошкольников посредством игр-путешествий.
Задачи: Развитие и активизация познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста;
Формирование умения решать проблемно-поисковые, игровые задачи;
Создание условий для развития самостоятельной познавательной деятельности. Практическая значимость и новизна нашей работы заключается в том, что использование игр-путешествий в условиях современных дошкольных образовательных учреждений позволяет воспитателю эффективно решать ряд вопросов, связанных с развитием познавательной активности и инициативы детей в различных видах деятельности, посредством интеграция образовательных областей. Игра-путешествие представляет
собой последовательное посещение различных точек на ранее приготовленном маршруте. Перед детьми ставится задача, имеющая игровой характер (они направляются к царю Берендею, к сладкому дереву). На
маршруте необходимо организовать остановки, где детям будут предлагаться различные игры и задания. Игры-путешествия – имеют сходство со сказкой, её развитием и чудесами. Они отражают реальные факты и события, но обычное раскрывается через необычное, простое – через загадочное, трудное – через интересное. Все это происходит в игре, в игровых действиях, становится близким ребенку, радует его. Игра-путешествие – игра действия, мысли, чувства ребенка, форма удовлетворения его потребностей в знании. В названии игры, в формулировке игровой задачи должны быть «зовущие слова», вызывающие интерес детей, активную игровую деятельность. В игре-путешествии используются многие способы раскрытия познавательного содержания в сочетании с игровой деятельностью : постановка задач, прояснение способов ее решения, иногда разработка маршрутов путешествия, поэтапное решение задач, радость от ее решения, содержательный отдых. В состав игры иногда входят песни, загадки, подарки и многое другое.
Цель игры-путешествия – усилить впечатление, предать познавательному содержанию чуть-чуть сказочную необычность, обратить внимание детей на то, что находится рядом, но не замечается ими.
Благодаря играм-путешествиям у детей более эффективно развиваются такие психические процессы, как внимание, память, воображение, восприятие. Перед детьми ставятся такие задачи, как преодоление трудностей и достижение успеха, что способствует развитию логического мышления.
Игры-путешествия вызывают интерес и активное участие в развитии сюжета
игры, дети стремятся овладеть правилами игры и получить результат:
решить задачу, что-то узнать, чему-то научиться.