Гюлмира Раджабова
Конспект совместной деятельности взрослого с детьми по программе «Соцкультурные истоки» по теме «Радость послушания»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Создать условия для освоения духовно – нравственной категории «Вера» посредством сказок.
Задачи:
Обучающие:
- продолжать знакомить детей с предметами быта крестьянской избы.
-развитие у детей связной речи и эмоционально образного восприятия героев сказки.
-учить подбирать прилагательные к существительным.
Развивающие:
-развивать познавательные процессы: воображение, память, образное мышление, речь.
Публикация «Конспект совместной деятельности взрослого с детьми по программе „Соцкультурные истоки“ по теме „Радость послушания“» размещена в разделах
-формировать интерес к русским народным сказкам.
-подведение детей к пониманию того, что послушание приносит радость.
Воспитывающие:
-способствовать развитию у детей мотивации к послушанию взрослых.
-воспитывать положительные черты характера.
Предварительная работа:
чтение сказок «Гуси- лебеди», «Аленький цветочек», цветочек», «Царевна-лягушка», пословиц, пальчиковая игра «Алые цветки», просмотр презентаций «Быт русской избы».
Материалы и оборудование.
Демонстрационный: картинки к сказкам «Гуси- лебеди», «Аленький цветочек», «Царевна-лягушка»; предметы из сказок «Гуси-лебеди», «Аленький цветочек», «Царевна-лягушка».
Интеграция образовательных областей:
«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально- коммуникативное развитие». «Физическое развитие».
Ход совместной деятельности:
-Ребята, давным– давно, в старину, наша страна называлась Русь.
- А как сейчас называется наша страна?
(Россия)
- Как назвать людей, которые живут в России?
(русские).
- Я предлагаю вам перенестись в прошлое, в Русь и заглянуть в одну из русских изб.
Посмотрим, как жили люди на Руси.
- Смотрите, сколько здесь разных предметов!
1. -Что это? (педагог показывает на предметы быта, дети называют)
• Печь
• Чугунок
• Ухват
• Самовар
• Лапти
• Свечи
• Сундук
Предлагаю поиграть в интересную игру.
2. Дидактическая игра «Что было в старину и что стало сейчас»
Самовар -(чайник).
Печка - …. (плита).
Чугунок - … (кастрюля).
Свеча - … (лампа).
Лапти - … (ботинки).
Погреб - … (холодильник).
Сундук - … (шкаф).
-Посмотрите, какой у меня сказочный сундучок, как вы думаете, что в нем? (ответы детей)
- Давайте я вам помогу, загадаю загадку, а вы отгадаете, что же в этом сундуке: «Не куст, а с листочками, не рубашка, а сшита, не человек, а рассказывает?» (ответы детей)
- Правильно, это книга. (показываю)
-А вы знаете, как она называется?
- Эта книга называется «Радость послушания». В этой книге написаны сказки, в которых говорится о послушании. Что значит быть послушным?
(ответы детей).
- Правильно, быть послушным, это выполнять просьбы, советы, наказы.
- А давайте вспомним, какие сказки о послушании написанные в этой книге.
Игра «Угадай сказку».
Ребенок на ощупь угадывает предмет из сказки
(в сундуке лежат: лягушка, гусь, цветок)
В чудо сказку - вы и я
Отправляемся друзья.
Я прошу вас не зевать -
Сказку русскую назвать!
(«Гуси-лебеди».)
-Какой наказ дали родители дочке?
(«Будь умницей, братца береги, со двора не ходи».)
- В чем ослушалась девочка родителей в сказке «Гуси-лебеди»?
(Оставила братца одного и убежала гулять).
- Почему девочке сначала отказались помогать, а затем помогли речка, печка, яблонька?
(Сначала девочка не послушалась их, а затем, чтобы спастись от гусей-лебедей, проявила послушание: попила киселька с молочком, съела ржаной пирожок и лесное яблочко).
-Итак, мы продолжаем отгадывать сказки. Из какой же сказки следующий предмет?
(«Аленький цветочек»):
-Как младшая дочь спасла своего отца?
(Младшая дочь отправилась к зверю лесному, чудо морскому)
-Почему зверь лесной, чудо морское тепло принял младшую дочь?
(Она была добрая и послушная).
-Как в этой сказке проявилось послушание?
(Сдержала свое обещание и вернулась во дворец.)
Физминутка.
В темном лесу есть избушка. (Дети шагают.)
Стоит задом наперед. (Дети поворачиваются.)
В той избушке есть старушка. (Грозят пальцем.)
Бабушка Яга живет. (Грозят пальцем другой руки.)
Нос крючком, (Показывают пальчиком.)
Глаза большие, (Показывают.)
Словно угольки горят. (Покачивают головой.)
Ух, сердитая какая! (Бег на месте.)
Дыбом волосы стоят. (Руки вверх.)
(Отгадываем следующую сказку.)
- В чем проявилось послушание Ивана-царевича?
(Пустил стрелу, женился на царевне лягушке, как велел государь-отец, выполнял его просьбы).
- Правильно, в этой сказке послушание проявляется к родительскому слову
- Почему необходимо слушаться старших?
(Родители любят своих детей и поэтому желают им добра, учат их добрым поступкам. Родители уже многое знают, поэтому помогают своим детям, показывают, как поступать в разных ситуациях.)
-Если всегда слушаться родителей, то в итоге всегда будут все счастливы.
-Ребят, действительно, сказки все разные, в них происходят удивительные события и превращения.
- Какие бывают сказки?
(Веселые, грустные, страшные, волшебные, о животных, о людях)
-Все сказки рассказывают нам о добре и зле, о мире и справедливости. Нас привлекают сказки своим особенным сказочным языком. Давайте попробуем перевести наши обычные слова и выражения на сказочный язык.
Девушка-… красна девица
Парень- … добрый молодец
Красивая-…ни в сказке сказать, ни пером описать
Губы-…уста сахарные
Глаза-…очи ясные
Печаль-…голову повесил, пригорюнился.
Идти далеко- за тридевять земель, за тридевять морей.
Пальчиковая игра «Алые цветки»
Наши алые цветки (кисти рук в виде лодочки)
Распускают лепестки, (распускаются в виде чаши)
Ветерок чуть дышит, (кисти движутся по часовой стрелке)
Лепестки колышет (кисти наклоняются вправо, влево)
Наши алые цветки (кисти в виде чаши)
Закрывают лепестки (показать пальчиками, как лепестки закрываются)
Головой качают (кисти движутся вправо, влево)
Тихо засыпают. (кисти рук в виде лодочки)
Рефлексия.
-Ребята, о чем говорили сегодня?
-Какие сказки повторили?
-Чему учат нас эти сказки?
Предлагаю вам встать в круг и поиграть в игру «Я хочу быть…». Подумайте и скажите какими вы хотите быть. (честным, добрым, ответственным, заботливым, верным, преданным, хорошим). Я закончу эту игру словами «Я хочу жить со всеми в мире и согласии».
-я желаю вам: «Жить-поживать, зла не встречать, здоровыми быть и сказки любить!». А теперь пора прощаться. До свидания, друзья!