Оксана Махота
Игры и упражнения с элементами песочной терапии. Часть 1
▼ Скачать + Заказать документы
Цели: регуляция мышечного напряжения, расслабление.
Ход упражнения : Педагог от имени Песочной Феи : «В моей стране может идти необычный песочный дождик, может дуть песочный ветер. Это очень приятно. Вы сами можете устроить такой дождь и ветер. Смотрите, как это происходит». Ребенок медленно или быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, на ладонь взрослого, на свою ладонь.
«Необыкновенные следы».
Публикация «Игры и упражнения с элементами песочной терапии, Часть 1» размещена в разделах
Цели: Развитие тактильной чувствительности, воображения.
Ход упражнения : «Идут медвежата» — ребенок кулачками и ладонями сильно надавливает на песок.
«Прыгают зайцы» — кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, перемещая руки в разных направлениях.
«Ползут змейки» — ребенок расслабленными или напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).
«Бегут жучки-паучки» — ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом — «жучки здороваются»).
«Кроказябла» — дети создают на песке самые разнообразные следы, придумывают название для фантастического животного, которое оставило такие следы (впоследствии это животное можно нарисовать и сделать его жителем песочной страны).
На мокром песке можно дополнительно ребенку предложить игру «Норки-холмики» — ребенок поочередно, затем всеми пальцами сразу делает дырочки в песке — это жилище для мышки, лепит холмики — жилище для черепашки.
«Узоры на песке».
Цели: Закрепление знаний о сенсорных эталонах, установление закономерностей.
Ход упражнения : Взрослый пальцем, ребром ладони, кисточкой в верхней части песочницы рисует различные геометрические фигуры ( в соответствии с возрастными нормами освоения: малыши начинают с круга, треугольника, квадрата, в дальнейшем это прямоугольник, овал). Можно использовать нарисованные образцы простые и сложные узоры (прямые и волнистые дорожки, заборчики, лесенки). Ребенок должен нарисовать такой же узор внизу на песке либо продолжить узор взрослого. Как вариант подобной игры — взрослый рисует на доске, дает устную инструкцию нарисовать на песке определенный узор.
Те же узоры на песке изготавливаются путем выкладывания в заданной последовательности предметов, например камешков, желудей, больших пуговиц и т. д.
Песочная Фея : «Сегодня мы с тобой будем украшать наш песочный дом. Посмотри, какие узоры на песке можно нарисовать. Нарисуй как я. Придумай свой узор, рисунок. Вверху песочницы будут узоры из кругов, а внизу — из треугольников и т. д.»
Игра-упражнение «Маленькие волшебники — мы создаем мир».
Цели: Развитие и расширение представлений ребенка об окружающем его мире живой и неживой природы, о рукотворном мире человека.
Ход упражнения : Взрослый показывает способы построения в песочнице разнообразных живых и неживых сообществ — город, деревня, лес, река, озеро, остров, и т. д., а затем в игровой форме побуждает ребенка строить самостоятельно и по инструкции разнообразные природные и рукотворные сообщества. (Тема построений может соответствовать теме занятий в группе.)
«Лес, поляна и их обитатели».
Цели: Развитие тактильной чувствительности, слуховой памяти, произвольности, классификация.
Ход упражнения : Песочная Фея : «Сегодня ты превращаешься в маленького волшебника, но даже волшебство не совершается просто так. Сейчас Песочная Фея наколдует лес, она произнесет волшебные слова "Елки, березки, боровики". Ты должен закрыть глаза и подождать немного, только без разрешения глаза не открывай. (Ребенок закрывает глаза, воспитатель бесшумно засаживает песок игрушечными деревьями, цветами, грибами.) Открой глазки и посмотри — как красиво, интересно это нее получилось! У Феи есть замечательные помощники — пальцы (взрослый сжимает-разжимает пальцы, ходит ими по песку, выкапывает ямки, ребенок делает то же самое). Попроси свои пальчики помочь тебе в волшебстве А теперь ты произнеси те же волшебные слова, что и Фея, и наколдуй другой лес. Какие животные живут в лесу? Пригласи их в свой лес».
Если ребенок неправильно воспроизвел «волшебные слова», часть игрушек взрослый прячет и вновь повторяет слова. После «посадки леса» взрослый может вводить для запоминания еще несколько дополнительных слов, связанных с сюжетом, например название дерева, цветка, гриба (новых слов — не более четырех).
«Море, река, озеро и их обитатели»
«Город и его жители, профессии и службы»
«Деревня и ее жители»
«Космическое путешествие»
Задание формулируется аналогично. Меняются персонажи, способы создания ландшафта, «волшебные слова». Количество и сложность запоминаемых слов должны соответствовать возрасту ребенка. Например: «Раз, два, три — я волшебник, посмотри».
«Мы едем в гости.».
Цели: Развитие пространственных представлений, ориентировка на «песочном листе».
Ход упражнения : Взрослый в игровой форме знакомит ребенка с пространственными представлениями: «верх—низ», «право—лево», «над— под», «из-за—из-под», «центр, угол» или закрепляет его знания в соответствующей области. Ребенок по словесной инструкции взрослого пальчиками «ходит», «прыгает», «ползает» по песку, изображая различных персонажей. (Для малышей инструкция значительно упрощается, идет только закрепление сенсорных эталонов и представлений «верх—низ», а затем уже вправо – влево, над, под, из – за и т. д.)
Песочная Фея : «Мы идем в гости к зайчику. Где живет заяц? (Заяц живет в лесу, потому что это дикое животное.) В каком углу песочницы растет лес? (В правом нижнем углу, малыши отвечают - вверху песочницы.) Кто живет рядом с зайчиком? (Перечисляются и помещаются в песочницу фигурки или изображения диких животных.) С кем дружит зайчик? Кого боится зайчик? Чем нас заяц угостил? Что мы пожелаем зайчику?»
Аналогично выполняются игры-задания «Идем в гости к лошадке». (закрепление знаний о домашних животных и их жилье, «Плывем навстречу дельфинам» (закрепляются знания об обитателях морей и рек) и т. д.