Светлана Рабинчук
Игры и упражнения по автоматизации звукопроизношения у детей с нарушениями речи
▼ Скачать
Одним из необходимых качеств полноценной устной речи является правильное звукопроизношение. Правильное произношение необходимо ребенку для уверенного общения, успешного обучения, грамотного чтения и письма, гармоничного развития. Нарушение звукопроизношения не только косметический дефект, но и серьезное препятствие в овладении ре-бенком письменной речью. Оно отрицательно влияет на эмоциональное состояние дошкольника, его самооценку, формирование личностных черт, общение со сверстниками.
Практика работы логопедов показывает: для большинства дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР) характерны нарушения звуко-произношения.
Публикация «Игры и упражнения по автоматизации звукопроизношения у детей с нарушениями речи» размещена в разделах
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Дифференциация, автоматизация звуков. Дидактические игры
- Игры для детей
- Обучение грамоте. Игры, дидактические пособия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Дефекты в произношении звуков остаются надолго и не исчезают без использования эффективных приёмов логопедического воздействия. Ло-гопеды на практике сталкиваются с проблемой длительного периода авто-матизации звуков, искажением звуков в речевом потоке, при наличии пра-вильного произношения звуков изолированно, трудностями в соотнесении звука и буквы. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования к основным видам деятельности детей относит игру и общение, следовательно, игровое общение есть тот необходимый базис, в рамках которого происходит формирование и совершенствование речевой активности ребёнка.
Игровой метод — это основной метод работы с детьми. Во время игр дети овладевают навыками и умениями правильной речи, а также другими видами деятельности. Игра делает сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволяя ребёнку получить собственный опыт.
Особое значение имеет игра для детей с тяжёлыми нарушениями ре-чи. Эти дети часто бывают, раздражительны, упрямы, плохо вступают в контакт. Они много плачут и очень быстро утомляются. Работа с такими детьми должна быть организована на более высоком методическом уровне, с учётом психологических особенностей этих детей.
Игровые формы обучения с детьми, имеющими речевые нарушения, приобретают первостепенное значение, так как в игре возникают положи-тельные эмоции у детей, возрастает познавательная активность и интерес, активизируются процессы восприятия, внимания, памяти, возможность плавно регулировать поведенческие трудности детей, постепенно приучая их подчиняться правилам игры.
Условно игры можно разделить на следующие виды:
• Игры с использованием пальчиковой гимнастики;
• Игры с различными предметами
• Речевые игры с опорой на картинку
• Настольное – печатные игры и др.
Автоматизация звуков у дошкольников с ОНР осложняется наличием других нарушенных компонентов речи (фонематического слуха, нарушением слоговой структуры, недоразвитием словаря, несформированностью грамматического строя речи, низким уровнем развития связной речи). По-этому, логопед должен параллельно с автоматизацией звуков, использовать различные виды заданий, направленных на коррекцию имеющихся нарушений речи.
Я в своей работе активно использую различные виды игр, игровые упражнения на автоматизацию звуков в словах, предложениях, связной речи. Детям на занятиях должно быть интересно, только так можно до-биться положительных результатов.
Игра «Собери ромашку»
Ребёнок из предложенных картинок выбирает те, в названии которых есть автоматизируемый звук и вставляет картинки в кармашки. Звук может быть в начале слова, в середине или в конце.
Игра «Вырежи и приклей»
Ребёнок из предложенных картинок выбирает с нужным звуком, вырезает их и приклеивает на альбомный лист. Затем мы придумываем ещё слова с нужным звуком и ребёнок их зарисовывает.
Игра «Сокровища»
В разных коробочках спрятаны сокровища, ребёнок их перечисляет. Сокровища со звуком С – в сундучке, со звуком Ш – в шкатулке, со зву-ком Л – в ёлочке и т. д. ребёнок достаёт предмет и говорит: «В шкатулке груша».
Игра «Пазлы»
Педагог предлагает ребёнку собрать букву-пазл, затем ребёнок называет картинки.
Все игры можно со временем усложнить. Например:
• Составь предложение.
• Назови ласково.
• Чего не стало и др.
Всем успехов в работе.