Денисенко Татьяна Павловна
Развитие эмоционально-волевой сферы у детей с ЗПР через театрализованную деятельность, специальные игры, упражнения
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «детский сад №443 г. Челябинск»
«Развитие эмоционально-волевой сферы у детей с задержкой психического развития через театрализованную деятельность, специальные игры, упражнения»
«Надо развивать творческое начало у всех, чтоб мир не оставался таким как он есть, а преобразился. Ведь возможна такая система воспитания, которая прививает и развивает творческое начало».
Джанни Родари
Учитель-дефектолог: Денименко Т. П.
Публикация «Развитие эмоционально-волевой сферы у детей с ЗПР через театрализованную деятельность, специальные игры, упражнения» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Конспекты занятий, НОД с детьми с задержкой психического развития
- ЗПР. Сценарии праздников и мероприятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- ОВЗ. Сценарии развлечений
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Развитие эмоционально-волевой сферы, выполняющей функцию регуляции жизнедеятельности, является важнейшим аспектом формирования личности. Проблема развития эмоциональности у детей дошкольного возраста актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы деятельности ребенка, его поведения в целом.
Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, “читать” эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями.
С каждым годом увеличивается число детей с всевозможными нарушениями в развитии эмоционально-волевой сферы, особенно у детей, имеющих недостаточное психологическое развитие, имеющих худшие адаптационные возможности.
Неполнота эмоциональной жизни вызывает у детей различные психические расстройства и нарушения социальной адаптации. У одних это общая заторможенность, замкнутость, обидчивость, плаксивость, многократная смена настроения, тенденция к понижению активности, ведущая к апатии и большему интересу к вещам, чем к людям, у других - повышенная возбудимость, раздражительность, гиперактивность, недостаточный самоконтроль, неустойчивость и слабая целенаправленность деятельности, повышенная отвлекаемость, импульсивность.
Актуальной составляющей коррекционно-развивающей работы с детьми является коррекция эмоционально-волевой сферы. Куда включаются снятие агрессивности и тревожности, нормализация мышечного тонуса, преодоление лабильности настроения, развитие коммуникативных навыков, умение общаться со сверстниками и взрослыми, умение работать в коллективе, тренировка выдержки, упорства, усидчивости, формирование адекватной реакции на одобрение и замечание, на свои успех и неудачу, а также на поражения и победы сверстников.
Опираясь на свой личный опыт, могу сказать, что многие дети не умеют даже улыбаться. А ведь у детей с угнетенной эмоциональной сферой процесс социализации проходит довольно трудно, им сложно усвоить правила поведения в обществе, и это может привести к негативным последствиям.
Нельзя оставить без внимания и тот факт, что с увеличением числа игрушек, широким внедрением компьютеров и компьютерных игр, резко сократилось стремление детей к совместной деятельности. А, ведь именно в ней происходит адекватное и полноценное личностное развитие ребенка и его социализация.
Таким образом, мы видим, что для того, чтобы поступление в школу не привело к дезадаптации, следует в старшем дошкольном возрасте особое внимание уделять развитию умения у детей эмоционально раскрепощаться, снимать «зажатость» и неуверенность в себе, обучать их внимательности и наблюдательности а, так же связной речи. И все это способны дать театрализованная деятельность, специальные игры, упражнения, позволяющие детям играть, чувствовать, фантазировать и сочинять.
Вашему вниманию предлагаются некоторые упражнения, игры и сказочные истории, направленные на развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста, которые педагоги и воспитатели могут использовать во время занятий в детском саду, родители - играя со своими детьми дома или во время прогулки. (Приложение)
Театральное искусство стало не только способом познания жизни, но и школой нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения. Оно сочетает в себе музыку, живопись, танец, литературу и актёрскую игру, в связи с чем эффективно воздействует на эмоциональный мир ребёнка, не только осуществляя его ввод в мир прекрасного, но и развивая чувственную сферу, пробуждая способность к соучастию и состраданию, формируя способность ставить себя на место других людей, радуясь и тревожась вместе с ними.
Для этого необходимо отбирать различные театрализованные этюды и упражнения, подбирать дидактические игры и литературный материал, способствующие формированию эмоционально-волевой сферы. Для развития двигательной активности и координированной моторики использовать пальчиковую гимнастику. Для развития творческого воображения и активизации речевой деятельности использовать рассказы, и сказки без начала и конца, с незавершённым действием, с отсутствующим лицом.
Необходимо уделять большое внимание созданию условий в группе:
• Отвести место для расположения самостоятельной художественно-речевой деятельности (уголок ряженья,
• Подобрать игрушки по сюжетам сказок, музыкальные инструменты, плоскостные, пальчиковые, перчаточные театры,
• Приобрести и изготовить маски, шапочки, костюмы и другие атрибуты.
• Изготовить несколько ширм различных конструкций: напольные, настольные, домик-ширму.
• Для развития эмоционально-волевой сферы, двигательной активности, воображения, временного и пространственного ориентирования – подбирать этюды и упражнения.
• В речевой зоне выставляются игрушки, театры для самостоятельного обыгрывания сказки.
• Знакомить детей с разными вариантами сказки, а с помощью этюдов и упражнений учить достоверному изображению персонажей.
• После этого необходимо поэтапное обыгрывание сценок из спектакля. Для самоконтроля над мимикой и жестами можно использовать зеркало.
Инсценирование сказки очень увлекает детей. Они быстро запоминают слова всех персонажей, часто импровизируют самостоятельно, наряжаясь и обыгрывая ту или иную сценку.
Речь их становиться более выразительной, грамотной. Дети начинают использовать новые слова, пословицы и поговорки из сценария, причём – в бытовых ситуациях, совпадающих с их смысловым содержанием.
Полученный положительный эмоциональный заряд от показа спектакля, приобретённая вера в свои силы повышают самооценку детей. Многие из них справляются со своими комплексами, учатся размышлять, анализировать своё поведение и поведение других детей, становятся внимательнее и терпимее друг к другу. Их игровая деятельность активизируется, приобретает творческий характер, эмоциональную насыщенность.
Занятия в основном строятся по единой схеме:
• введение в тему, создание эмоционального настроения;
• театрализованная деятельность (в разных формах, где педагог и каждый ребёнок имеют возможность реализовать свой творческий потенциал;
• эмоциональное заключение, обеспечивающее успешность театрализованной деятельности.
• для этого используются разнообразные приё мы:
• выбор детьми роли по желанию;
• назначение на главные роли наиболее робких, застенчивых детей;
• распределение ролей по карточкам (дети берут из рук любую карточку, на которой схематично изображён персонаж);
• проигрывание ролей в парах.
При этом возникают две основные проблемы:
1. что делать, если ролей не хватает на всех детей;
2. кто будет играть отрицательных персонажей.
Первую из них помогает решить подгрупповая организация занятий по театрализованной деятельности, парное проигрывание ролей. Кроме того, чтобы охватить всех детей я придумываю дополнительные роли.
Вторая проблема – исполнение ролей отрицательных персонажей – несколько сложнее и требует вдумчивого наблюдения за конкретными детьми, индивидуального подхода к каждому ребёнку. В таких случаях нужно подчеркнуть, что в театрализованной деятельности все – и дети, и взрослые – артисты, и они должны уметь играть и положительные, и отрицательные роли. Причём зачастую сыграть роль отрицательного героя намного сложнее.
Таким образом, использование театрализованной деятельности в целях формирования выразительности речи и эмоционально-волевого развития ребёнка становится плодотворным тогда, когда каждый ребёнок имеет возможность проявить себя в какой-то роли.