ольга осипова
Консультация для педагогов «Шесть тем, которые необходимо обсудить с родителями в сентябре»
▼ Скачать + Заказать документы
Выступление на педагогическом совете № 1
Тема: «Шесть главных тем, которые нужно обсудить
с родителями
на собрании в сентябре»
Подготовил методист ДО№2
Осипова Ольга Сергеевна
Слайд № 1
Чтобы на первом собрании создать и закрепить у родителей положительный образ детского сада, педагогов и администрации, наполните его актуальным содержанием и используйте инструменты вовлечения. Это позволит донести до родителей, что они не тратят время зря, а становятся частью профессионально-родительского сообщества в детском саду.
Начать собрание лучше с организационных моментов, чтобы снять вопросы, которые тревожат родителей больше всего. Затем переходите к коллегиальное решение.
Слайд № 2
Тема 1. ЗНАКОМСТВО
Чтобы родители не приняли на себя роль пассивных слушателей и с первых минут не уткнулись в гаджеты, собрание должно быть интерактивным. Поможет в этом игра-знакомство. Особенно актуальна она будет в начале учебного года, если в группе сменился воспитатель, появились новые воспитанники.
ПРИМЕР
Проведите игру «Клубочек». Её начинает воспитатель: говорит своё имя и отчество, по желанию добавляет одно слово или словосочетание о себе как о профессионале. Затем передаёт клубок родителям, которые по очереди называют своё имя и отчество, имя ребёнка и слово или словосочетание о ребёнке, передают клубок дальше.
После знакомства следует рассказать родителям о своём профессиональном опыте, наградах. Назовите свой стаж, сколько уже дошкольников выпустили из детского сада, в каком ВУЗе учитесь, какие профессиональные достижения у вас есть.
Слайд № 3
Тема 2. ИТОГИ ЛЕТНЕЙ РАБОТЫ
Чтобы родители поняли, что активная жизнь летом в детском саду не замирает, нужно рассказать им, что обновилось в группе, на площадке для прогулок и в самом детском саду с июня по август.
Если много детей из группы ходило летом, важно рассказать, каких успехов добились воспитанники в целом: какие мини-проекты реализовали, что освоили, что начали делать и продолжат в новом учебном году.
Слайд № 4
Тема 3. ПРАВИЛА ГРУППЫ И ДЕТСКОГО САДА
Этот вопрос нужно обязательно обсудить в новой группе, а также группе, где эти правила родители уже знают, но нарушали в прошлом учебном году. Объясните родителям, для чего нужны правила группы, чем они полезны для родителей и детей.
ПРИМЕР
Чёткий режим дня в детском саду позволяет детям хорошо себя чувствовать. Когда родители вовремя приводят ребёнка, он успевает на утренний круг и зарядку. По индивидуальной договорённости родители могут приводить детей позже, но обязательно в перерыве между режимными моментами. В противном случае воспитатель не сможет принять ребёнка, так как будет занят группой, а родитель опоздает по своим делам.
Нужно обратить внимание родителей на те правила, которые дети должны соблюдать как в детском саду, так и дома. Это режим дня в будни и выходные, необходимость убирать за собой игрушки, не обижать других детей и взрослых, обращаться к старшим в случае проблемы. Родители должны понять, почему единая система требований облегчит жизнь им и их детям.
ПРИМЕР
Если дети будут убирать за собой игрушки, они постепенно научатся поддерживать вокруг себя порядок. В долгосрочной перспективе это поможет им без усилий воли, по привычке поддерживать порядок на рабочем месте, и это пригодится им в школе. Правило никого не обижать позволит поддерживать безопасность в группе, а также будет базой для эмоционального интеллекта и профилактикой агрессивного поведения.
Также важно озвучить правила общения в родительском чате. Решите сразу, будут там писать только администраторы или родители тоже, будет ли там по одному представителю от семьи или несколько смогут подключиться, в какое время в чате можно будет писать, а в какое – нет. Придерживайтесь этих правил в течение года. Вопросы личного характера решайте с родителями в личном порядке.
Слайд № 5
Тема 4. АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ
Этот вопрос актуален для младшей группы, где большинство дошкольников начинает ходить впервые в детский сад. Хорошо, если о трудностях адаптации родителям расскажет педагог-психолог. Или воспитатель. Чтобы вовлечь родителей, задайте им вопросы о личном опыте. Вопросы нужно подобрать так, чтобы родители прочувствовали эмоции детей.
ПРИМЕР
Педагог спрашивает у родителей, помнят ли они свои первые ощущения в новом коллективе. Помогала им или мешала в тот момент ситуация в семье и чем именно. С помощью таких вопросов педагог подводит родителей к тому, что в их силах облегчить адаптацию детей с помощью благоприятной психологической обстановки, стабильности в семье, особенно в первые 2-3 месяца.
ПРИМЕР
Педагог спрашивает, как бы родители отреагировали, если бы их заперли на ночь в незнакомом месте. Или каково бы им было остаться в аэропорту или на вокзале с разряженным телефоном, без денег и документов. Затем педагог объясняет, что примерно так для детей выглядит перспектива остаться в детском саду на ночь, поэтому нельзя даже шутить про то, что родители не заберут ребёнка домой.
Расскажите родителям про пользу ритуала прощания – какого-то короткого и позитивного взаимодействия с ребёнком перед тем, как родитель покинет группу. Можно провести мозговой штурм, чтобы родители поделились своими идеями и опытом, как прощаться с детьми. Это станет ещё одним приёмом, чтобы вовлечь родителей в диалог. Те семьи, которые ещё не придумали себе ритуал прощания с ребёнком в группе, смогут воспользоваться готовыми идеями.
Воспитатель отвечает на вопросы родителей об адаптации, можно раздать памятки, список литературы или интернет-источников.
Слайд № 6
Тема 5. ЗАНЯТИЯ С ДЕТЬМИ
Во всех группах нужно познакомить родителей с расписанием занятий и рассказать об образовательной программе, по которой вы будете работать с детьми. Также необходимо рассказать о режиме дополнительных занятий: по каким дням и в какое время они будут проходить, что для них нужно.
Родители должны понять, что занятия проходят в игровой форме, длятся по санитарным требованиям, что на них нужно приносить или заблаговременно приносить специальную одежду. Хорошо, если про свои занятия смогут рассказать музыкальный руководитель, инструктор по ФИЗО и другие педагоги детского сада.
В этой же части собрания про свои занятия могут рассказать учитель-логопед и педагог-психолог. Это поможет побороть у родителей стереотип о том, что работа со специалистами сделает ребёнка изгоем в группе.
Слайд № 7
Тема 6. СОВМЕСТНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ
Чтобы подготовить родителей к активному сотрудничеству, расскажите какие мероприятия пройдут в детском саду в течение учебного года. Объясните, что эти мероприятия проходят не только для детей, но и для родителей. На них они учатся общаться со своими детьми, лучше их узнают, видят сильные и слабые стороны ребёнка. Проиллюстрируйте свой рассказ фотографиями с мероприятий в детском саду с прошлого года или в летний период.
Проинформируйте родителей, какие мероприятия пройдут в первом полугодии, можно ли мамам и папам участвовать в них как зрителям или, например, исполнить какие-то роли.
Если в вашем детском саду с нового учебного года вводятся церемонии поднятия флага России и слушания гимна, расскажите родителям, как в этих церемониях будет участвовать ваша группа. Ответьте на интересующие родителей вопросы на эту тему. Опирайтесь в том числе на локальные акты об изучении государственных символов в вашем саду в новом учебном году.
Нужно обсудить, как в группе будут отмечать дни рождения детей и выбрать вариант, который устроит всех родителей.
Также определите состав инициативной группы родителей или родительский комитет, которые в течение года будут помогать вам решать различные вопросы.
Слайд № 8
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Памятки для воспитателей
разработала и подготовила методист
Осипова Ольга Сергеевна
август 2024
Восемь ошибок, которые точно не позволят заслужить уважение у родителей
1 ошибка Ненадлежащий вид воспитателя
Внешняя неопрятность, вызывающий внешний облик: слишком открыто, неформально. Потеря самообладания: крик, испуг, утрата нити беседы
2 ошибка Чтение по бумажке
Создаёт ощущение, что воспитатель не знает о чём говорит, вызывает жалость и раздражение
3 ошибка Пустословие
Нечёткая речь, неспособность ясно донести главное, отвлечённые рассуждения вместо чётких сведений, бессодержательные фразы
4 ошибка Трансляция негатива по отношению к семьям и детям
Указание на недостатки семей, детей, сравнение одних с другими, высказывания о нехватке терпения, раздражении, злости на детей и взрослых, конфликтах с семьями
5 ошибка Рекомендации воспитывать ребёнка жёстко
Например, рекомендации физически или иным жестоким способом наказывать детей: «Ремня им надо»
6 ошибка Несоблюдение конфиденциальности
Например, назвали любого ребёнка по имени и фамилии, указали на семью так, что слушатели узнали её. Такие действия создают ощущение небезопасности и обиду
7 ошибка Несоблюдение регламента в любой форме
Опоздание, растягивание речи во времени
8
ошибка Обсуждение своих личных проблем
Обсуждение собственных неприятностей, финансовых обстоятельств, проблем у своих детей
Приёмы,
которые помогут расположить родителей
и сформировать свой авторитет
Имидж Старайтесь даже визуально посылать сообщение о том, что вы- профессионал и уравновешенный человек. Позаботьтесь о себе до того, как идти на собрание. Уделите себе столько времени, сколько сможете, чтобы обеспечить себе возможное спокойное и готовое к диалогу состояние. Приведите себя в порядок внешне
Содержательность Уважайте своё и чужое время. Следите за тем, чтобы в вашей речи была структура. Говорите чётко, по плану и самое основное и конкретное. Если с этим трудно, сделайте краткую презентацию. Слайды должны быть читаемы за 5-7 секунд, не перегружены текстом, содержать самую основную информацию, которую могут записать родители
Конкретность Не говорите о теории. Не читайте лекции. Если хочется или нужно занять больше времени, чем займёт необходимое содержание вашей речи, лучше покажите видео о ДОО: кабинеты, территорию, кухню, спальни, сотрудников. С согласия семей старших воспитанников можно показать видео и интервью с детьми
Реализм Не приукрашивайте, не скрывайте трудности, но и не демонизируйте их. В каждом детском саду есть сложные дети, с разным здоровьем, конфликтные родители, детские драки, травмы на прогулке, проблемы со сном. Решаемо то, что осознаётся и открыто обсуждается. То, что маскируется под благополучие, исправить невозможно
Диалогичность Говорите со слушателями, смотрите на них, давайте время задать вопросы, ответить на них, содержательно реагируйте на комментарии
Удержание границ Подготовьте ответы на эмоционально сложные высказывания родителей. Проявляйте в ответах свою взрослость, наличие личных границ, умение их обозначить, готовность вести диалог по делу