Мерясева Ирина Владимировна
Игры для развития восприятия геометрических форм для детей дошкольного возраста с ДЦП
▼ Скачать + Заказать документы
«Игры для развития восприятия геометрических форм для детей дошкольного возраста с ДЦП»
(консультация для родителей)
Составила: учитель-дефектолог I кв. кат. Мерясева И. В.
г. Нижнекамск
2021
Публикация «Игры для развития восприятия геометрических форм для детей дошкольного возраста с ДЦП» размещена в разделах
- Геометрические фигуры и формы
- Геометрические фигуры. Игры, дидактические пособия
- Игры для детей
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Нарушение опорно-двигательного аппарата (НОДА, ДЦП)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Каждый дошкольник – это маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя мир. Математика по праву занимает большое место в системе дошкольного образования. Любая математическая задача на смекалку, для какого бы возраста она не предназначалась, несет в себе определенную умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом. Умственная задача - найти путь решения – средствами игры и в игровых действиях.
У детей с детским церебральным параличом формирование процессов восприятия задерживается и нарушается в связи с органическим поражением мозга, двигательной депривацией, нарушением зрительного, слухового и, в первую очередь, двигательно - кинестетического анализаторов. У них патологически развивается схема положений и движений тела. В связи с двигательной недостаточностью у детей ограничено манипулятивно – предметная деятельность, затруднено восприятие предметов на ощупь. Сочетание этих нарушений с недоразвитием зрительно- моторной координации препятствует формированию полноценного предметного восприятия и познавательной деятельности.
При ознакомлении детей с плоскостными и объемными геометрическими фигурами необходимо опираться на двигательно - кинестетический анализатор. Дети должны не только увидеть различия, но и ощутить их при манипуляции с фигурами.
Предлагаем вашему вниманию несколько игр, в которые можно играть дома вместе с детьми и эти игры будут способствовать развитию восприятия различных форм.
Что катится.
Эта игра познакомит ребёнка с формой предметов. Организуйте весёлую игру-соревнование - кто быстрее докатит свою фигурку до игрушечных ворот, выстроенных на столе или на полу. А фигурками, которые нужно катить, пусть будут шарик и… кубик. Наверное, в начале ребёнку будет всё равно, какую фигурку взять. Но после нескольких проб он поймёт, что выигрывает тот, у кого шарик, и будет стараться выбрать именно его. Вот тут и спросите у малыша, почему он предпочитает шарик, и постарайтесь вместе с ним сделать вывод: “Шарик катится, а кубик - нет” Обратите внимание ребёнка на острые углы, которые мешают кубику катиться, и на отсутствие таких углов у шара. Нарисуйте шарик и куб. На рисунке они могут выглядеть просто, как круг и квадрат. Поучите малыша рисовать их.
Почтовый ящик.
Хорошо, если вам удастся купить в магазине коробку с прорезями, в которую можно бросать фигуры разной формы. В крайнем случае, ее можно сделать и своими руками. Сначала подберите фигуры: куб, цилиндр (или шар, треугольную призму, прямоугольный брусок и т. д. Должно быть, по две – три фигуры каждого вида. Затем возьмите коробку из плотного картона и сделайте в её крышке прорези такой формы, чтобы каждая подходила для определенной фигуры. Важно, чтобы в квадратную прорезь, сделанную для куба, не мог пролезть шар, чтобы прямоугольная прорезь не годилась для куба и. т. д., т. е. чтобы соответствие фигуры и формы прорези было полным.
А теперь можно начинать игру. Ребенку надо опускать письма (фигуры) в ящик, причем каждое письмо в свое отверстие. Не подсказывайте малышу, куда опустить письмо, пусть он пробует и ошибается, фигура сама поможет ему найти правильный выход из каждой ситуации. Вам же остается следить, чтобы ребенок не проталкивал фигуры в отверстия со всей силой, а перебирал возможные варианты, поворачивая фигуры сложной формы (призму, брусок) так, чтобы добиться соответствия разворота форме прорези. Когда все письма будут отправлены, их можно передать адресату – кукле или мишке или другой люби-мой ребенком игрушке.
Сделай узор
Ребенок должен выложить орнамент из одноцветных геометрических фи-гур. Эта игра развивает восприятие формы, помогает анализировать расположение предметов в пространстве.
Сделайте аппликацию - образец, на который ребенок сможет ориентироваться. Пусть это будет салфетка, и вы подарите ее малышу. А салфетку с точно таким же узором захочет получить от него в подарок любимая кукла. Чтобы ребенок смог ее сделать, предложите ему бумагу и такие же фигуры, как в образце. Фигуры должны быть простыми. Подходят круги, квадраты, треугольники, овалы и прямоугольники одинакового размера, причем важно, чтобы в одном орнаменте присутствовало немного разных фигур. Например, в середине листа - круг, а по углам - треугольники. Чтобы облегчить ребенку выполнение задания, заранее нарисуйте в нужных местах на листе бумаги контуры фигур, которые ему надо будет туда положить. Обязательно рассмотрите с ребенком образец, дайте ему обвести пальцем края каждой фигуры; пусть он, если сможет, назовет формы и опишет словами расположение фигур (а не сможет - помогите ему в этом). Только теперь можно переходить к составлению орнамента.
Контур узора может быть:
Можно придумывать и более сложные образцы, включающие по три разные геометрические формы. Когда фигуры орнамента будут разложены по местам, их нужно приклеить (если у ребенка не получается, помогите ему). Теперь, когда салфетка готова, ее можно торжественно подарить кукле. Пусть она поблагодарит малыша - это доставит ему радость.
Литература:
1. Т. В. Галанова «Развивающие игры с малышами» - Ярославль: Академия развития, 2006г
2. О. М. Дьяченко «Чего на свете не бывает?» занимательные игры для детей Москва «Просвещение» 2011 г.
3. И. Ю. Левченко, О. Г. Приходько «Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата» Москва: ACADEMA 2001г.