МААМ-картинки

Игровые технологии экологического развития детей младшего дошкольного возраста

земдиханова гульсирень
Игровые технологии экологического развития детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Актуальность. Экологическое развитие детей – целевой, направленный, планомерный педагогический процесс, цель которого - экологически зрелая личность, которая выделяется сформированным экологическим сознанием, экологически направленным поведением и деятельностью в природе, сострадательным отношением к ней.

Публикация «Игровые технологии экологического развития детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Одним из условий успешного экологического развития дошкольников является создание такой среды, обстановки, которые бы способствовали развитию чувствительной восприимчивости и чуткости детей. И именно применение разных игровых технологий в ходе ознакомления детей с природой, может стать хорошим средством экологического развития (слайд 2).

Цель исследования: раскрыть научно-методические основы применения игровых технологий в процессе экологического развития младших дошкольников.

Гипотеза исследования: системное использование игровых технологий в процессе экологического образования будет способствовать более эффективному экологическому развитию младших дошкольников.

В соответствии с целью и гипотезой исследования нами были определены следующие задачи:

1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.

2. Дать характеристику игровых технологий, используемых в экологическом развитии дошкольников.

3. Изучить уровни экологического развития детей младшего дошкольного возраста.

4. Разработать перспективный план и серию конспектов образовательной деятельности экологической направленности для младших дошкольников с использованием игровых технологий; опробовать их в ходе педагогического эксперимента (слайд 3).

В процессе работы были применены следующие методы исследования:

- теоретический анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы;

- педагогический эксперимент;

- тестирование;

- наблюдение;

- беседа;

- методы математической обработки данных.

Практическая значимость проведённого исследования заключается в разработке и экспериментальной апробации системы игровых технологий экологического развития младших дошкольников, основывающейся на использовании разнообразных видов игр (слайд 4).

По определению ЮНЕСКО педагогическая технология – это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учётом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящей своей задачей оптимизацию форм образования.

В дошкольном образовании, могут успешно применяться следующие педагогические технологии :

- технологии развивающего обучения,

- технологии проблемного обучения,

- игровые технологии,

- компьютерные технологии,

- альтернативные технологии.

Игровые технологии широко применяются в ознакомлении дошкольников с природным окружением, так как игра является ведущей деятельностью в этот период.

К игровым технологиям, применяющимся в экологическом образовании дошкольников относят :

- дидактические игры экологического содержания;

- игры-эксперименты;

- игровые обучающие ситуации (ИОС).

В экологическом образовании младших дошкольников можно использовать все перечисленные игровые технологии. Но, тем не менее, далеко не всякая игра является экологической по своим целям и содержанию. Чтобы реализовать посредством игровых технологий задачи экологического образования, необходимы тщательный педагогический отбор и анализ игрового материала.

Изучив теоретические аспекты применения игровых технологий в экологическом образовании дошкольников, мы организовали педагогический эксперимент.

Экспериментальное исследование проводилось на базе детского сада МБДОУ «Шыгырданский детский сад «Сандугач» и длилось с сентября месяца 2017 г. по май месяц 2018 г. В нём приняли участие 50 детей младшего дошкольного возраста и педагоги данного детского сада:

- экспериментальная группа: 25 детей второй младшей группы № 1;

- контрольная группа: 25 детей второй младшей группы № 2;

Наш педагогический эксперимент состоял из трё х этапов: констатирующий, формирующий, контрольный (слайд 5).

Нами были определены следующие критерии экологического развития младших дошкольников :

1) представления о сезонных изменениях;

2) представления о растительном мире;

3) представления о мире животных.

Уровни сформированности экологических представлений детей экспериментальной и контрольной групп на констатирующем этапе эксперимента представлены на слайде 6.

Как видно из слайда 6 знания детей обеих групп по всем трём показателям соответствуют в основном среднему и ниже среднего уровням.

Сводные результаты уровней экологического развития детей экспериментальной и контрольной групп на констатирующем этапе эксперимента приведены на слайде 7.

На основании данных, приведённых на слайде 7, можно сделать вывод о том, что исходный уровень экологического развития у детей экспериментальной и контрольной групп практически одинаковый. Дети обеих групп в основном продемонстрировали средний уровень знаний: 56% - экспериментальная группа и 60% - контрольная группа и уровень ниже среднего: 44% - экспериментальная группа и 36% - контрольная группа.

Так же в ходе диагностики нами было отмечено, что некоторые затруднения у детей экспериментальной группы вызвали следующие вопросы:

- затрудняются в определение характерных признаков времён года;

- затрудняются в распределении растений по видам; в классификации овощей и фруктов; не выделяют основных частей растений;

- затрудняются в классификации животных на диких и домашних.

Таким образом, проведённое диагностическое исследование помогло нам подобрать игровые технологии, которые, по нашему мнению, будут в наибольшей степени способствовать экологическому развитию младших дошкольников.

Публикации по теме:

Игровые технологии как средства развития детей с ОВЗ На современном этапе развития России происходят изменения в образовательных процессах: содержание образования усложняется, акцентируя внимание.

Игровые упражнения при обучении детей дошкольного и младшего школьного возраста боевым искусствамИгровые упражнения при обучении детей дошкольного и младшего школьного возраста боевым искусствам Основной задачей работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста является обеспечение всестороннего развития организма, увеличение.

Пособия для развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возрастаПособия для развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста является важным аспектом для дальнейшего развития ребенка. В детских садах и центрах.

Игры для сенсорного развития детей раннего и младшего дошкольного возрастаИгры для сенсорного развития детей раннего и младшего дошкольного возраста Предложенные игры помогут детям научиться различать цвета, правильно их называть. Некоторые дети без проблем запоминают цвета (синий, жёлтый,.

Из опыта работы. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством экологического воспитанияИз опыта работы. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством экологического воспитания Общеизвестно, что речевые умения детей в современном мире желают быть лучше, активный словарь обедненный, пассивный не развит, диалогическая.

Консультация «Игровые технологии как средства развития детей с ОВЗ» Технология — от греческих слов technл (искусство, ремесло, наука) и logos (понятие, учение). В словаре иностранных слов: «технология — совокупность.

Методическая разработка «Игровые технологии в развитии познавательной активности детей младшего возраста с ОВЗ» Уважаемые коллеги и родители предлагаю вашему вниманию методическую разработку для воспитателей и дефектологов районного методического объединения.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста через игровые технологии «… Весь процесс воспитания ребенка мы рассматриваем как обучение тому, в какие игры следует играть и как в них играть» Эрик Берн Задумывались.

К проблеме развития сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста в условиях ДОО Проблема исследования заключается в том, что познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания», с ощущения (отражение.

Зимний сад в ДОУ, как зона экологического развития и средство достижения психологического комфорта детей дошкольного возрастаЗимний сад в ДОУ, как зона экологического развития и средство достижения психологического комфорта детей дошкольного возраста Зимний сад в ДОУ, как зона экологического развития и средство достижения психологического комфорта детей дошкольного возраста. Дошкольный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игровые технологии экологического развития детей младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 25 декабря 2019 в 00:06
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игровые технологии экологического развития детей младшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем земдиханова гульсирень в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД