земдиханова гульсирень
Игровые технологии экологического развития детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность. Экологическое развитие детей – целевой, направленный, планомерный педагогический процесс, цель которого - экологически зрелая личность, которая выделяется сформированным экологическим сознанием, экологически направленным поведением и деятельностью в природе, сострадательным отношением к ней.
Публикация «Игровые технологии экологического развития детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Одним из условий успешного экологического развития дошкольников является создание такой среды, обстановки, которые бы способствовали развитию чувствительной восприимчивости и чуткости детей. И именно применение разных игровых технологий в ходе ознакомления детей с природой, может стать хорошим средством экологического развития (слайд 2).
Цель исследования: раскрыть научно-методические основы применения игровых технологий в процессе экологического развития младших дошкольников.
Гипотеза исследования: системное использование игровых технологий в процессе экологического образования будет способствовать более эффективному экологическому развитию младших дошкольников.
В соответствии с целью и гипотезой исследования нами были определены следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.
2. Дать характеристику игровых технологий, используемых в экологическом развитии дошкольников.
3. Изучить уровни экологического развития детей младшего дошкольного возраста.
4. Разработать перспективный план и серию конспектов образовательной деятельности экологической направленности для младших дошкольников с использованием игровых технологий; опробовать их в ходе педагогического эксперимента (слайд 3).
В процессе работы были применены следующие методы исследования:
- теоретический анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы;
- педагогический эксперимент;
- тестирование;
- наблюдение;
- беседа;
- методы математической обработки данных.
Практическая значимость проведённого исследования заключается в разработке и экспериментальной апробации системы игровых технологий экологического развития младших дошкольников, основывающейся на использовании разнообразных видов игр (слайд 4).
По определению ЮНЕСКО педагогическая технология – это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учётом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящей своей задачей оптимизацию форм образования.
В дошкольном образовании, могут успешно применяться следующие педагогические технологии :
- технологии развивающего обучения,
- технологии проблемного обучения,
- игровые технологии,
- компьютерные технологии,
- альтернативные технологии.
Игровые технологии широко применяются в ознакомлении дошкольников с природным окружением, так как игра является ведущей деятельностью в этот период.
К игровым технологиям, применяющимся в экологическом образовании дошкольников относят :
- дидактические игры экологического содержания;
- игры-эксперименты;
- игровые обучающие ситуации (ИОС).
В экологическом образовании младших дошкольников можно использовать все перечисленные игровые технологии. Но, тем не менее, далеко не всякая игра является экологической по своим целям и содержанию. Чтобы реализовать посредством игровых технологий задачи экологического образования, необходимы тщательный педагогический отбор и анализ игрового материала.
Изучив теоретические аспекты применения игровых технологий в экологическом образовании дошкольников, мы организовали педагогический эксперимент.
Экспериментальное исследование проводилось на базе детского сада МБДОУ «Шыгырданский детский сад «Сандугач» и длилось с сентября месяца 2017 г. по май месяц 2018 г. В нём приняли участие 50 детей младшего дошкольного возраста и педагоги данного детского сада:
- экспериментальная группа: 25 детей второй младшей группы № 1;
- контрольная группа: 25 детей второй младшей группы № 2;
Наш педагогический эксперимент состоял из трё х этапов: констатирующий, формирующий, контрольный (слайд 5).
Нами были определены следующие критерии экологического развития младших дошкольников :
1) представления о сезонных изменениях;
2) представления о растительном мире;
3) представления о мире животных.
Уровни сформированности экологических представлений детей экспериментальной и контрольной групп на констатирующем этапе эксперимента представлены на слайде 6.
Как видно из слайда 6 знания детей обеих групп по всем трём показателям соответствуют в основном среднему и ниже среднего уровням.
Сводные результаты уровней экологического развития детей экспериментальной и контрольной групп на констатирующем этапе эксперимента приведены на слайде 7.
На основании данных, приведённых на слайде 7, можно сделать вывод о том, что исходный уровень экологического развития у детей экспериментальной и контрольной групп практически одинаковый. Дети обеих групп в основном продемонстрировали средний уровень знаний: 56% - экспериментальная группа и 60% - контрольная группа и уровень ниже среднего: 44% - экспериментальная группа и 36% - контрольная группа.
Так же в ходе диагностики нами было отмечено, что некоторые затруднения у детей экспериментальной группы вызвали следующие вопросы:
- затрудняются в определение характерных признаков времён года;
- затрудняются в распределении растений по видам; в классификации овощей и фруктов; не выделяют основных частей растений;
- затрудняются в классификации животных на диких и домашних.
Таким образом, проведённое диагностическое исследование помогло нам подобрать игровые технологии, которые, по нашему мнению, будут в наибольшей степени способствовать экологическому развитию младших дошкольников.