Зюляева Марина Сергеевна
Игровые приемы автоматизации звуков в логопедическом сопровождении дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
- Здравствуйте, уважаемые педагоги! Меня зовут Зюляева Марина Сергеевна. Я – учитель-логопед МБДОУ «Детский сад «Радуга». Тема моего выступления: «Игровые приемы автоматизации звуков в логопедическом сопровождении дошкольников».
«Без игры, нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности», - писал В. А. Сухомлинский.
Публикация «Игровые приемы автоматизации звуков в логопедическом сопровождении дошкольников» размещена в разделах
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2022
Одна из самых актуальных проблем, стоящих перед современным обществом – увеличение детей с различными нарушениями речи.
Система дошкольного образования не стоит на месте и всегда находится в поиске новых методов развития и воспитания детей. Модернизация и современный подход требуют от логопеда поиска и применения новых, более эффективных приемов, в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи.
В первую очередь необходимо заинтересовать ребенка и замотивировать его на успешную
коррекционную деятельность. Но, как показывает практика, современных детей трудно удивить. Именно поэтому, перед педагогом всегда стоит задача проведения интересного и результативного занятия.
Хочу познакомить вас с относительно новым и интересным дидактическим пособием для
работы учителя-логопеда – магнитным жезлом, который может применяться, и на занятиях воспитателя, и родителями в домашних условиях.
Пособие «Магнитный жезл» состоит из жезла с магнитной основой и разноцветных магнитных фишек. Данное пособие развивает у ребенка усидчивость, внимание, память, создает ситуацию успеха и позитивное отношение к занятиям. Стимулирует моторные, слуховые и зрительные анализаторы. Способствует развитию связной речи, обогащению словарного запаса, используется для автоматизации и дифференциации поставленных звуков.
Предлагаю вашему вниманию некоторые игры и упражнения с этим пособием,
используемые мною на занятиях с детьми:
1) «Найди парные картинки». В этой игре нужно отметить парные картинки фишками
одинакового цвета (по типу игры «Мемо»). Ребенок находит одинаковые картинки, называет их и кладет на них фишки.
Магнитный жезл можно использовать для развития фонематического слуха.
2) «Тихо – громко». Логопед произносит определенный слог тихо – ребенок кладет на
стол зеленую фишку, логопед произносит этот же слог громко - ребенок кладет на стол желтую фишку.
3) «Звонкий – глухой». Если логопед произносит звонкий звук - ребенок убирает магнитным жезлом со стола синюю фишку, если логопед произносит глухой звук - ребенок убирает магнитным жезлом со стола желтую фишку.
Большое внимание логопед уделяет отработке слоговой структуры слов. Простое
повторение слов зачастую бывает скучным для детей, а здесь фишки и жезл оживят игру и сделают ее интересной.
4) Логопед закрывает предметные картинки фишкой, ребенок перемещает жезлом с
обратной стороны листа фишку от картинки к картинке и называет предметы: ШАПКА, ШУТ, ШКАФ и так далее.
Очень много времени в работе логопеда отводится автоматизации звуков, слогов и слов.
5) Так, фишки и жезл использую в игре «Кто самый внимательный».
Например, красные фишки ребенок ставит на картинки или фигурки со звуком С, а зеленые фишки – на картинки или фигурки со звуком Ш. Затем ребенок магнитным жезлом по очереди убирает фишки с картинок и проговаривает каждое слово.
6) Фишки можно использовать в игре «Найди звук в слове» (начале, середине или конце
слова).
7) «Выложи фишки на букву» - здесь ребенок называет картинку или фигурку на
заданный звук и одновременно кладет фишку на букву. Затем фишки собираются магнитным жезлом.
Таким образом, с помощью этой игрушки занятие превращается в волшебную игру.
Следующее пособие, которое очень нравится и детям, и мне - это деревянный сортер,
который используется мной на занятиях по автоматизации звуков в словах и предложениях. Его использование позволяет решать множество задач. Помимо автоматизации звуков, ребенок учится ориентировке на плоскости (выше - ниже, справа от – слева от, между, лево - право, вверху - внизу, закрепляет в речи предлоги, развивает двуручную деятельность.
На занятиях я соединяю логопедические задания с движением, что снимает нагрузку, повышает работоспособность детей, улучшает качество усвоения знаний. Кроме того, подвижные игры способствуют развитию двигательной сферы. Для этих целей я применяю различные моторно-ритмические дорожки с использованием массажных следов, массажных островков, массажной подушки, координационной дорожки и координационной лестницы, включая задания как на выполнение артикуляционной гимнастики, так и на автоматизацию слогов и слов. Суть применения заключается в следующем: ребенок произносит слог, слово или фразу, или выполняет артикуляционное упражнение, сочетая произношения или выполнение упражнения с шагом или прыжком по островкам моторной дорожки. Подсказками служат как фигурки с изображениями артикуляционных упражнений, так и схемы гласных звуков или фигурки на автоматизируемый звук.
Еще одно пособие – это Аня и Ваня Рыжовы, пособие на магнитной основе. В комплект входят магнитные карточки с артикуляционными упражнениями, артикуляцией гласных и согласных звуков и двумя бантиками зеленого и синего цветов для задания на дифференциацию звуков по твердости-мягкости. Суть применения - ребенок сам выбирает карточку с артикуляционным упражнением и выполняет его; выбирает карточку с артикуляцией гласного звука и соединяет с автоматизируемым звуком в слоги.
Визуально-ритмический круг - это многофункциональный логопедический тренажер, способствующий развитию чувства ритма; слухового, зрительного и пространственного восприятия; развитию мелкой моторики; развитию фонематического слуха; автоматизации и дифференциации нарушенных звуков; коррекции слоговой структуры слова; развитию артикуляционного аппарата.
Вот варианты использования ритмического круга или ритмической парковки:
1) Дидактическая игра «Артикуляционная гимнастика».
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Правила игры: заранее разложите на круге фишки с упражнениями артикуляционной гимнастики, можно и картинкой вниз. Предложите ребенку узнать, что скрывается под фишками или на фишке. В направлении слева направо, по одной открывайте фишки и выполняйте упражнения до тех пор, пока все фишки не будут открыты.
Второй вариант игры: сложите фишки артикуляционной гимнастики стопочкой. Предложите ребенку украсить круг фишками, а для этого ему необходимо ставить фишку и выполнять упражнение. Игра продолжается пока не закончатся фишки с гимнастикой.
2) Дидактическая игра «Веселые ритмы».
Цель: формировать слоговую структуру слова. Развивать чувство ритма. Автоматизировать и дифференцировать звуки.
Правила игры: необходимо выкладывать определенную последовательность, в зависимости от этапа работы и уровня развития ребенка ( 1:1, 1:2, 1:3, 1: 2:3 и др.). Также просим ребёнка отхлопать, оттопать, отстучать, отзвенеть количество звуков, равное количеству элементов, лежащих в одной ячейке.
Второй вариант игры: разложить в ячейки по 1, 2, 3 камушка «марблс». Предложить детям придумать слова с 1, 2 или 3-мя слогами, в соответствии с количеством камушков.
Третий вариант игры: необходимо выкладывать камушки на сегменты круга и произносить слоги, слова и предложения с заданным звуком.
3) Игра «Веселая автоматизация».
Цель: автоматизация поставленных звуков в словах и предложениях.
Правила игры: заранее выкладываем фигурки на автоматизируемый звук на сегменты
круга. Используем дополнительно другие пособия, например, шапочки или игру «Пчелки в сотах». Предложите ребенку выкладывать шапочки на фигурки и называть, например, «Под шапкой штанга», «Под шапкой кувшин» и тд. Или, предложите ребенку пинцетом брать пчелку и ставить ее на фигурку, повторяя «Пчелка летела и на лампу села», «Пчелка летела и на лодку села» и тд.
На логопедических занятиях я использую сухой бассейн, наполнитель - вишневые косточки. Сухой бассейн – это не только весело, но и полезно. Игры и занятия в сухом бассейне помогают удовлетворить естественную потребность ребенка в движении, стимулируют его поисковую и творческую активность, позволяют чередовать упражнения с отдыхом, а также добиваться качественной релаксации.
Первый вариант: В емкость с вишневыми косточками я заранее помещаю фигурки с артикуляционной гимнастикой. Задание: ребенок находит фигурку и выполняет упражнение.
Второй вариант: В емкость с вишневыми косточками я заранее помещаю деревянные фигурки на изучаемый звук. Задание: ребенок ищет фигурки в сухом бассейне только по сигналу бубна. Бубен молчит – искать нельзя.
Таким образом, углубленная работа по автоматизации звуков с использованием наглядно-игровых методов и приемов вызывает интерес детей к логопедическим занятиям, тем самым позволяя ускорить процесс автоматизации звуков, а также в целом повышает уровень речевого развития дошкольников.