Лкуя Орынгалеевна Сокорова
Развитие речи как главная задача ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие речи как главная задача ДОУ
«Игра — это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности» — В. А. Сухомлинский
Одной из главных задач, которую решают в ДОУ, является развитие речи.
Актуальность изучения проблемы развития речи обусловлена тем, что в деятельности людей нет такой области, где не употреблялась бы речь, онанужна везде.
Публикация «Развитие речи как главная задача ДОУ» размещена в разделах
При помощи речи, общения ребёнок легко и незаметно для себя входит в окружающий его мир, узнаёт много нового, интересного, может выразить свои мысли, желания и требования.
Поэтому овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте.
Изучая методическую литературу, опыты известных педагогов по данной проблеме и наблюдая за речью и играми детей, пришла к выводу, что через игру у детей дошкольного возраста развитие речи происходит быстрее.
Почему? Да потому, что в дошкольном возрасте, игра является основным видом деятельности детей. Уже с самого раннего возраста детям доступны дидактические игры.
Дидактические игры способствуют развитию всех сторон личности ребенка. Психолог А. В. Запорожец, оценивая роль дидактической игры, справедливо указывал:«Нам необходимо добиваться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребенка, служила формированию его способностей».
Таким образом, игра реализует обучающую (которую преследует педагог)и игровую (ради которой действует ребенок)цели. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.
Дидактические игры по развитию речи успешно решают следующие задачи в дошкольном воспитании детей:
Обеспечивают количественное накопление необходимого для полноценного общения словарного запаса;
Помогают в понимании значений слов и их правильного употребления с другими словами;
Позволяют освоить обобщающие значения слов;
Улучшают образность мышления и ее выражение словесным описанием;
По мере развития познавательных возможностей дидактические игры по развитию речи помогают расширять понятийное содержание слов;
Некоторые игры с задачами этического содержания, наряду с совершенствованием словарного запаса, обучают задаткам социальной этики и морали;
Стимулируют работу воображения, активируя и обогащая словарь дошкольника в занимательной игровой форме;
Развивают логическое и образное мышление, необходимое для решения поставленных игровых задач;
Способствуют не только пополнению словарного запаса, но и активно вводят новые слова в повседневное общение.
Дидактическая игра – явление сложное, но в ней отчетливо обнаруживается структура, то есть основные элементы, которые характеризуют игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно.
Один из элементов игры – дидактическая задача, которая определяется целью обучающего и воспитательного воздействия.
Следующий элемент – это игровые правила, их основная цель – организовать действия, поведение детей, правила могут запрещать, разрешать, предписывать детям что – то в игре, делать игру занимательной, напряженной.
Еще один элемент игры – это игровые действия, они контролируют выполнение игровых правил.
Так любая игра становится дидактической, если имеются ее основные компоненты: дидактическая задача, правила, игровые действия.
Огромное значение в руководстве играми имеет слово педагога. Обращение к детям, объяснения, короткие рассказы, пояснения, вопросы к детям – все это раскрывает содержание игры и участие детей в ней, содействует пониманию включенных в игру задач, обеспечивает контакт детей между собой и взрослыми.
В каждой возрастной группе, должны быть разнообразные игры. Необходимость подбора игр не означает, что надо иметь их в большом количестве.
Обилие дидактических игр рассеивает внимание детей, не позволяет им хорошо овладевать дидактическим содержанием и правилами.
При подборе игр перед детьми ставятся иногда слишком лёгкие или, наоборот, чрезмерно трудные задачи.
Если игры по своей сложности не соответствуют возрасту детей, они не могут в них играть и наоборот – слишком лёгкие дидактические задачи не возбуждают у них умственной активности.
Вводить новые игры нужно постепенно. Они должны быть доступны детям и вместе с тем требовать определённого напряжения сил, способствовать их развитию и самоорганизации. Дошкольники часто играют самостоятельно, развивая свою речь посредством игры. В эти моменты им лучше не мешать, чтобы интерес к игре не пропал.
Дидактические игры являются мощнейшим средством для развития речи детей ещё и потому, что их можно рекомендовать для использования родителям в домашних условиях.
И в заключение важно отметить, что важным преимуществом дидактических игр является то, что они позволяют своевременно выявить и скорректировать нарушения в речевом развитии, и являются одним из лучших методов развития речи детей.