Виктория Головина
Игра, как ведущий метод обучения дошкольников иностранному языку
▼ Скачать + Заказать документы
«Дитя приучается в несколько месяцев так говорить на иностранном языке, как не может приучиться в несколько лет»
К. Д. Ушинский
Возможности изучения иностранного языка как учебного предмета в реализации стратегической направленности дошкольного образования на развитие личности дошкольника признаны уникальными.
Публикация «Игра, как ведущий метод обучения дошкольников иностранному языку» размещена в разделах
Без знания иностранных языков современному человеку обойтись невозможно, стало давно очевидно. За последние несколько лет количество людей, изучающих английский язык, резко возросло. Изменился и возраст учащихся. Если до сих пор методика была ориентирована, прежде всего, на школьников, то теперь родители стремятся, как можно раньше начать обучение своих детей иностранному языку. Тем более что дошкольный возраст признан психологами наиболее благоприятным периодом для этого вида деятельности.
Актуальность данной проблемы объясняется еще и тем, что раннее обучение иностранному языку дошкольников, является предметом постоянных дискуссий.
Психологи и физиологи считают естественным введение раннего обучения иностранным языкам, объясняя это природной предрасположенностью детей к языкам и их эмоциональной готовностью к овладению ими. Как в отечественной (Рубинштейн С. Л., Выготский Л. С., так и в зарубежной психологии (Брунер Дж., Пенфильд В., Робертс Р., Уайт Б., Элиот Т.) есть данные о том, что ребенок овладевает иностранным языком легче и быстрее, чем взрослый. В таком случае обычно говорят о сензитивности (чувствительности) детей дошкольного возраста к овладению языками. Длительность сензитивного периода у разных исследователей определяется по-разному: Элиот Т. - с 1,5 до 7 лет, Пенфильд В. и Робертс Р. определяют его с 4 до 8 лет. [7; с. 42] Именно в этом возрасте дети отличаются природной естественной любознательностью и неудержимой потребностью в познании нового, им присуще более гибкое быстрое и легкое, нежели в более старшем возрасте, усвоение языкового материала. С возрастом человек постепенно утрачивает такие языковые способности, снижается чувствительность к восприятию звуков и способность их имитировать и воспроизводить, ослабевает кратковременная память, а также способность к зрительному и слуховому восприятию речи. Физиологи считают, что существуют определенные биологические часы мозга. Возраст до девяти лет считается самым подходящим для овладения иноязычной речью. По окончании этого этапа мозговые механизмы речи становятся менее гибкими и не могут так легко приспосабливаться к новым условиям. После 10-летнего возраста приходится уже преодолевать множество препятствий. «Мозг ребенка имеет специализированную способность к иностранному языку, но она уменьшается с возрастом». [6, с. 120] В сензитивный возрастной период наиболее успешно происходит овладение безакцентным произношением звуков и слов иностранного языка, овладение его интонационными структурами, при условии, если маленький ребенок постоянно слушает и имитирует аутентичную иноязычную речь.
Очень важное преимущество дошкольного возраста заключается в масштабно действующей у детей игровой мотивации, которая позволяет естественно и эффективно организовать обучение иностранным языкам как средству общения и строить его как процесс, максимально приближенный к естественному процессу использования родного языка. [2, с. 78]
В процессе овладения новым средством общения у детей формируется правильное понимание языка как общественного явления, активно развиваются их интеллектуальные, речевые и эмоциональные способности.
Поэтому в детском саду «Лада» была создана программа по раннему обучению английскому языку, направленная на создание базы для дальнейшего изучения английского языка в начальной школе. Данный курс предполагает 36 учебных часов. Частота проведения занятий исходит из реальных возможностей дошкольников в общении и познании, и составляет одно занятие в неделю, с детьми средних групп (с 4 до 5 лет, группы 10-12 детей, длительность занятий 20-25 минут. Следует отметить, что цели и задачи данного курса по изучению английского языка были составлены на уровне, доступном детям данного возраста, исходя из их речевых потребностей и возможностей. Основная цель курса - это развитие лингвистических способностей дошкольников посредством активизации их творческой деятельности, а также развитие психических функций ребенка через процесс овладения иностранным языком.
Задачи раннего обучения английскому языку :
• развитие фонематического слуха, памяти, внимания, мышления;
• формирование первичных навыков диалогической и монологической речи на английском языке;
• развитие и повышение интереса к иностранному языку;
• создание мотивации у ребенка к дальнейшему овладению иностранным языком;
• повышение результативности овладения языком;
• воспитание интереса и уважения к культуре других народов;
• воспитание гражданина не только своей страны, но и мира.
Каждое занятие строится как занятие-коммуникация, максимально приближенное к естественному общению. Особое внимание уделяется не только знакомству дошкольников с английским языком и страной, в которой говорят на английском языке, но также фонетической стороне речи: правильному произношению звуков, овладению основными типами интонации в английском языке. Занятие начинается с веселой фонетической разминки, это может быть стихотворение, считалочка или песенка-приветствие. Считалки, так называемые договорки, четверостишия, песенки направлены на развитие и совершенствование произносительных навыков, создание благоприятного эмоционального настроя. Физкультминутки не только снимают усталость и напряжение у детей дошкольного возраста, но и развивают внимание и память. Кроме того, дети упражняются в правильном произношении и развитии фонематического слуха. Для создания коммуникативной обстановки на занятиях всегда поддерживается активность каждого ребёнка, чтобы дети как можно раньше почувствовали и увидели результат своих усилий и достижений. Особенно сильно влияют на повышение познавательного интереса применение ИКТ-тематических компьютерных презентаций и видеороликов по изучаемой теме, а также детских обучающих компьютерных игр (“Oscar Word Bank”) и других.
Безусловно, в процессе обучения иностранным языкам детей дошкольного возраста большое значение имеет игра. Отечественные педагоги рассматривают детскую игру как главное средство всестороннего развития и воспитания детей. Игры имеют исключительное значение для дошкольного возраста : игра для них – это и учебная деятельность, и трудовая, и форма воспитания, и способ познания окружающего мира. Чем более грамотно и уместно преподаватель использует игровые приёмы, наглядность, тем эффективнее и прочнее ребёнок усваивает материал. Шолпо И. Л. предлагает следующую классификацию обучающих игр, которые можно использовать на занятиях иностранным языком с дошкольниками : ситуативные, соревновательные, ритмо-музыкальные и художественные игры [11, с. 58-60]
Ситуативные игры - это ролевые игры, которые моделируют ситуации общения. Эти игры делятся на игры репродуктивного характера, когда дети воспроизводят стандартный диалог, используя его в разных ситуациях и импровизационные игры, требующие применение различных моделей. Безусловно, может возникнуть момент, когда в репродуктивную игру добавляется элемент импровизации.
Соревновательные игры - это большинство игр, способствующих усвоению и запоминанию лексики и правил грамматики. В них побеждает тот, кто лучше всего владеет языковым материалом. Это выполнение команд, языковые КВН, конкурсы, настольно-печатные игры с лингвистическими заданиями.
Ритмо-музыкальные игры – это песни, игры-хороводы и танцы с выбором партнеров, которые повышают коммуникативные умения, а также совершенствуют фонетическую и ритмомелодическую стороны речи и способствуют погружению в дух языка, например, «Fish is tasty, fish is fat…».
Художественные (творческие) игры – это вид деятельности, находящийся между игрой и художественным творчеством, путь к которому лежит для ребенка через игру. Эти игры можно разделить на драматизации (постановку сценок на английском языке); изобразительные игры, такие как аппликация, графический диктант; и словесно-творческие (подбор рифмы, угадывание английских слов в договорках, совместное составление маленьких сказок).
На границе ситуативных импровизационных игр и творческих драматизаций находится такой вид деятельности, как импровизация на тему известной сказки, уже усвоенной на родном языке. Например, игра в сказку «Колобок», «Репка» или «Теремок» на английском языке, в которых, в зависимости от количества играющих и запоминания новой лексики, появляются новые герои и усложненные реплики.
Важно помнить, что игра должна быть важна не только для педагога, но она должна заинтересовать ребенка, и даже группу детей. Так же необходимо, чтобы педагог являлся не столько руководителем игры, сколько участником. Ребенок будет играть в игру только в том случае, если ему будет действительно интересно. В основе игровой методики лежат создание воображаемой ситуации и принятие ребенком или педагогом той или иной роли. Игра также совмещает педагогическую цель с занимательным для ребенка видом деятельности.
Игра способствует выполнению следующих методических задач :
• обеспечению естественной необходимости многократного повторения языкового материала;
• созданию психологической готовности детей к речевому общению;
• тренировке учащихся в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к ситуативной способности речи.
Как считает Шабельникова Е. Ю. : «Игра конкретна и соответствует развитию дошкольников. В старшей группе игра должна составлять 80% занятий иностранным языком, а в подготовительной группе – не менее 50%». [10, с. 15]
На занятиях в детском саду «Лада» активно используются разные педагогические технологии: информационно-коммуникационные, игровые, в том числе игровая технология «ЖИПТО» (интеллектуальная игра преследования Томского, драматизации, здоровьесберегающие, развивающие, проблемного обучения, проектные и другие. Применение мультимедийных технологий, презентаций, компьютерных обучающих игр не только помогает учебному процессу, но и способствует всестороннему развитию дошкольников. На занятиях используется следующее оборудование: компьютер, обучающие мультфильмы, тематические презентации, кукла Даша-путешественница, английское лото, иллюстрации, английские сказки, компьютерные обучающие программы и обучающие игры, тематические карточки с картинками. В середине учебного года проводится промежуточная диагностика, а в конце учебного года проводится итоговая диагностика знаний детей по английскому языку.
Таким образом, знание языков является необходимым навыком для успешного развития личности в современном мире. В связи с этим возникает актуальность обучения языкам уже в дошкольном возрасте. Гибкость механизма запоминания, отсутствие языкового барьера объясняет относительную легкость запоминания иностранного языка у детей по сравнению с взрослыми, так-так способность усваивать информацию у детского мозга гораздо выше, чем у взрослых. К трем годам мозг человека достигает 80% своего взрослого потенциала. В это время активно формируется основная база для последующего развития маленького человека. В этом возрасте дети открыты всему новому и интересному, они активно познают окружающий мир. Это делает возможным использование этих природных факторов в обучении дошкольников. Необходимо отметить, что только грамотное использование естественной для детей физической, игровой и познавательной деятельности на занятиях, делают возможным эффективное обучение при сохранении психического и физического здоровья детей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Выготский Л. С. Педагогическая психология / Под редакцией
В. В. Давыдова -М., 1991.-С. 14-19.
2. Гальскова Н. Д., Никитенко З. Н., Теория и практика обучения иностранным языкам. -М., 2004.-С. 35-39.
3. Государственная программа функционирования и развития языков на 2011-2020 годы. - Астана, 2011
4. Зимняя И. А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. - М., 1985.-С. 23-26.
5. Леонтьев А. А. Основы психолингвистики. -М., 1997.-С. 31-38.
6. Логинова Л. И., Как помочь ребенку заговорить по-английски. -М., 2002.-С. 25-28.
7. Пенфильд В., Робертс Л. Речь и мозговые механизмы. - Л., 1964.-169 с.
8. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - М., 1989.-487с.
9. Соломахина И. А. Мультимедийные средства в обучении иностранным языкам. //Школьные технологии. -2004.-№5.
10. Шабельникова Е. Ю. Английский язык. Обучение детей 5-6 лет. Разработка занятий, лингвострановедческий материал, мероприятия, игры. Учитель, 2015.-127 с.
11. Шолпо И. Л. Как научить дошкольника говорить по-английски: Учебное пособие по методике преподавания английского языка для педагогических вузов, колледжей и училищ по специальности Преподаватель иностранного языка в детском саду. – СПб. : 1999.-С. 58-60.