Ольга Саитова
Игра как метод формирования правильного звукопроизношения у младших дошкольников
▼ Скачать +Заказ
Без речи нет ни сознания, ни самосознания
Л. С. Выготский
Чем внятнее и выразительнее речь ребёнка, тем легче ему выразить свои мысли, тем глубже он может познать действительность. Чем совершеннее речь малыша, тем правильнее будет формироваться его взаимоотношение с детьми и взрослыми, то есть его поведение, а следовательно, и его личность в целом.
Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность ребёнка в своих силах с дальнейшими негативными последствиями.
Публикация «Игра как метод формирования правильного звукопроизношения у младших дошкольников» размещена в разделах
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Игры для детей
- Обучение грамоте. Игры, дидактические пособия
- Средняя группа
- Темочки
Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих нарушения в речевом развитии год от года не уменьшается, а неуклонно растёт. Среди них значительную часть составляют дети 3-4 летнего возраста, не овладевшие в нормативные сроки не только правильным звукопроизношением, но в большинстве случаев у детей присутствуют нарушения лексического состава, грамматического строя речи, фонематических процессов, а также психоэмоционального состояния, неуверенного закомплексованного поведения.
Актуальность этой проблемы заключается в том, что своевременное выявление речевых нарушений способствует более быстрому их устранению, предупреждает отрицательное влияние речевых расстройств на формирование личности и на всё психическое развитие ребёнка. Именно до поступления в школу возникает необходимость устранить эти дефекты. В результате проведения специально организованного обучения можно не только исправить первичный и предупредить вторичный дефекты, но и полностью подготовить детей к обучению в школе.
Отправной точкой при разработке современных методик является представление о том, что в дошкольном возрасте у детей игровая деятельность является ведущей, поэтому при исправлении неправильного звукопроизношения использование нетрадиционных специальных игровых приёмов и упражнений может способствовать более быстрому и эффективному преодолению речевых расстройств.
Исходя из цели сформулировала задачи :
1. Теоретически изучить аспект по теме исследования.
2. Создать развивающую речевую среду – как средство исправления речевых нарушений.
3. Убедить ребенка, что речь можно исправить, помочь ему стать таким, как все.
4. Обучение младших дошкольников в меру их возможностей чистому произношению.
5. Предложить игровые приемы, с помощью которых можно улучшить речь у детей.
Предметом исследования является – система работы, направленная на формирование правильного звукопроизношения.
Проводя традиционные занятия с такими детьми, я заметила, что очень трудно бывает удержать их внимание, пробудить интерес к содержанию занятия, добиться, чтобы усвоенный материал сохранился надолго в памяти и использовался в новых условиях.
Работа с ребёнком должна быть динамичной, эмоционально приятной, неутомительной, разнообразной. И это объективно подтолкнуло меня к поискам нетрадиционных игровых приёмов и созданию речевой среды. Ведь ребёнок развивается на фоне среды. Среда не должна быть просто «обстановкой», а источником детского развития. Важно заинтересовать ребёнка и удивить его так, чтобы ему самому захотелось участвовать в различных играх, выполнять упражнения, от которых речь его станет лучше.
Современные подходы к ребёнку предполагают тесное взаимодействие воспитателя с детьми.
Вот ряд упражнений, которые способствую в работе по развитию слухового внимания и фонематического восприятия, речевого дыхания, тонкой и артикуляционной моторики.
I. Дыхательная гимнастика с одновременным выполнением упражнений для плеч, туловища, рук, выдыханием теплого или холодного воздуха с длительным (ХХХХ; Ш Ш Ш Ш – «задуть свечу») или коротким (Х – Х – Х; Ш – Ш – Ш – «задуть три свечи») звуком.
II. Артикуляционную гимнастика – это упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, мягкого неба, нижней челюсти) необходимые для правильного звукопроизношения.
. Артикуляционная гимнастика с детьми младшего дошкольного возраста проводится ежедневно три раза:
В утренние часы, после занятий и после дневного сна, по инструкции педагога. Дети выполняют артикуляционные упражнения перед зеркалом. Продолжительность гимнастики – 5минут
IV. Игры и упражнения для развития мелкой (ручной) моторики.
Ещё В. А. Сухомлинский говорил: «Ум ребенка находится на его пальчиках».
Если будут развиваться пальцы рук, то будут развиваться речь и мышление ребёнка отпадут проблемы обучения не только в первом классе, но и в дальнейшем.
V. Дидактические игры
Дидактические игры в детском саду являются важным средой обучения их содержанием и характер опредены программой детского сада для каждой возрастной группы.
VI. Словесные игры, чистоговорки, речевые игры.
Игра является важным средством воспитания и развития познавательной активности детей. Она содержит готовый замысел, который реализуется в игровых действиях и определяется целью игры, то есть для чего эта игра создана, на что она направлена. Цель игры всегда имеет два аспекта:
Познавательный, то есть то, чему, мы должны научить ребёнка, какие способы действия с предметами хотим ему передать.
Воспитательный, то есть те способы сотрудничества, формы общения и отношения к другим людям, которые следует привить детям.
В обоих случаях цель игры должна формироваться не как передача конкретных знаний, умений, навыков, а как развитие опредёленных психических процессов таких, как мышление, память и внимание, или способностей ребенка. Она является довольно эффективным средством формирования таких качеств, как организованность, самоконтроль. Её обязательные для всех правила регулируют поведение детей, ограничивают им импульсивность.
Словесные дидактические игры имеют большое значение в речевом развитии детей. Словесные дидактические игры формируют слуховое внимание, умение прислушиваться к звукам речи, повторять звукосочетания и слова.
Время, отведенное для детских игр, желательно организовывать с небольшими подгруппами детей дидактические игры («что изменилось?», «Чего не стало?», «чудесный мешочек», в которых дети упражняются в использовании трудных грамматических форм