Светлана Гришина
Опыт работы «Игра как основной метод коррекционно-развивающего обучения детей с нарушением зрения»
▼ Скачать + Заказать документы
Игра как основной метод коррекционно-развивающего обучения детей с нарушением зрения (из опыта работы учителя-дефектолога).
Нарушение зрения, играющего очень важную роль в развитии ребенка, сказывается на формировании познавательных процессов восприятия, пространственных представлений, образного мышления, речи и др. псих. функций.
Публикация «Опыт работы „Игра как основной метод коррекционно-развивающего обучения детей с нарушением зрения“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Опыт работы, практика
- Темочки
В нашем МБДОУ д/с № 16 «Тополек» существуют дошкольные группы коррекционного типа для детей с нарушениями зрения. В последнее время увеличилось число детей, имеющих сложный зрительный дефект органа зрения. В основном, дети с такими диагнозами, как косоглазие, амблиопия, гипертропия, миопия. У этих детей наблюдается нарушение умственного развития, речи, двигательной сферы. Однако, значительное снижение зрения отрицательно сказывается, прежде всего, на процессе восприятия. У этих детей оно отличается большей замедленностью, узостью обзора, снижением точности. Зрительные представления менее четки и ярки. Нередко наблюдается среди наших детей трудности в пространственной ориентировке, социально-бытовой ориентации. Дети быстро утомляются, что приводит к снижению умственной и физической работоспособности. Недостаточно развита моторика рук, моторная и зрительно-двигательная координация, нет согласованности движений глаз и рук. Поэтому, игра является важнейшей самостоятельной деятельностью ребенка с нарушением зрения и имеет большое значение для его физического и психологического развития, становления индивидуальности и формирования жить сообща. Игра служит эффективным средством, преодоления недостатков развития личности ребенка с нарушением зрения и является основным методом коррекционно-развивающего обучения для этих детей.
Согласно программам специальным (коррекционных) образовательных учреждений для слабовидящих детей 4 вида под редакцией Л. И. Плаксиной, свою коррекционную работу в играх я веду по 4 разделам:
1. Развитие зрительного восприятия.
2. Развитие осязания и мелкой моторики.
3. Социально-бытовая ориентация.
4. Зрительно-пространственная ориентировка.
Исходя из этих разделов, в своей работе я ставлю следующие задачи:
I.
• развивать зрительные реакции на предметы окружающего мира, формировать зрительно-двигательные умения, планомерно и целенаправленно обследовать предметы, картинки
• учить отличать основные цвета и оттенки, правильно использовать эталоны цвета при описании, классификации группы предметов.
• учит отличать величину реальных предметов, зрительно анализировать, сличать.
• учить отличать геометрические фигуры и объемные геометрические тела, обучать использованию их формы, как эталона.
II.
• формировать представления о строении и возможностях рук, знакомить с расположением и названием, назначением пальцев. Обучать различным действиям рукой, отдельных пальцев, различать пластику и ритм ласковых, строгих и других видов действий рук.
• формировать умение и навыки осязательного восприятия предметов и явлений окружающего мира, обучать приемам выполнения предметно-практических действий с помощью сохранных анализаторов.
• учить выделять сенсорные эталоны формы, формировать приемы обследования предметов, животных.
• учить выделять сенсорные эталоны осязательных признаков предметов, дифференцировать различные признаки предметов.
• учить использовать приемы осязания при знакомстве и общении с человеком.
III.
• учить ориентироваться на собственном теле.
• развивать навыки ориентировки в окружающем пространстве.
• учить определять и сравнивать расположение предметов в пространстве по отношению друг к другу, обозначать словесно.
• развивать навыки микроориентировки на поверхности листа бумаги, стола, фланелеграфа; учить располагать предметы в названных направлениях микропространства; ориентироваться по схеме.
IV.
• расширять представления о предметном мире.
• формировать компельсорные способы ориентировки на улице.
• продолжать знакомить с собственным телом, раскрывая функциональные возможности организма.
• учить понимать мимику и жесты, оценивать эмоциональное состояние человека.
Для преодоления отставания в программе провожу специальные индивидуальные и подгрупповые занятия по обучению детей в игре. К каждому разделу подбираю соответствующие игры, опираясь на результаты диагностического обследования людей.
Много времени уделяю работе с детьми на восприятие цвета, т. к. это свойство не м. б. выделено практически. При восприятии цвета учу детей пользоваться только зрительно-перцептивной ориентировкой. Провожу следующие игры: «Цветные кубики», «Посади бабочку (жука) на цветок», «Разноцветные шары», «Составь букет», «Подбери чашку и блюдце», «Что изменилось?», «Подбери все зеленые предметы», «Где спрятан шарик?».
При восприятии формы планирую следующие игры: «Найди пару», «Чудесный мешочек», «Геометрическое лото», «Найди свою фигуру», «Составь узор», «Чей домик?», «Узнай на ощупь (по описанию)», «Обведи по трафарету», «Выложи г. ф. из палочек и др.», «Танграм».
Вычислять величину детей учу практически. При проведении игр на восприятие величины стараюсь проводить параллельно с играми на восприятие формы т. к. дети овладевают способом проб на разном материале. («Составь пирамидку», «Кто выше, кто ниже?», «Расставь по высоте; разложи по величине», «Опусти шарик в коробку», «Спрячь шарик в ладошках», «Поставь по следу», «Три медведя», «Ассорти» и др.). В таких играх как : «Чего не хватает?», «Что это такое?» учу детей видеть, что внешний вид предметов может меняться в зависимости от того, с какого положения на него смотреть, что целый предмет может состоять из отдельных частей, что при отсутствии какой-либо части целое нарушается.
Без специального коррекционного обучения нельзя говорить о формировании пространственных представлений и ориентировки в нем. Для дошкольников с нарушением зрения характерны недостатки развитие движений, малая двиг. активность; у них значительно хуже развиты пространственные представления, возможность практической микроориентировки. Провожу следующие игры: «Далеко-близко», «Петрушка», «Новоселье», «Куда покатился мяч?», «Внизу- вверху», «Правильно пойдешь, игрушку найдешь», «Разложи предметы по схеме», «Космическое путешествие», «Покажи где у куклы.». На бумаге дети отражают реальные пространственные отношения между предметами (план группы; в объемном макете дома дети расставляют мебель по плану- схеме «Новоселье в новом доме»). Детям очень нравятся игры, в которых они должны прятать и находить предметы, прятаться, искать друг друга.
Многие дети с нарушением зрения имеют низкий уровень развития осязательной чувствительности и моторики пальцев и кистей рук. Происходит это, потому что дети с частичной потерей зрения полностью полагаются на визуальную ориентировку и не осознают роли осязания, как средства замещения недостаточной зрительной информации. Овладение приемами осязательного восприятия объектов и умения выполнять практические действия при участии тактильно-двигательного анализатора дают детям возможность наиболее точно представлять предметы и пространство.
В своей работе я использую различные игровые задания, которые состоят из 2-х частей:
I. Упражнения для рук (самомассаж, пальчиковые игры) необходимые для того, чтобы снять напряженность мышц кистей, пальцев, а так же развивать их подвижность и гибкость.
II. Ознакомление с приемами выполнения различных видов предметно-практической деятельности, развивающих чувствительность и мелкую моторику.
Это такие игры, как: «Построй домик»(по образцу, памяти, произвольно, «Собери матрешку (пирамидку)», «Чашки-вкладыши», «Поможем Золушке (сматывание ниток, перебирание косточек, крупы, пуговиц)», «Составь узор из резиночек (на станках)», «Найди все шелковые (шерстяные) ткани», «Отбери все металлические (деревянные, резиновые) предметы». В играх «Чудесный мешочек», «Коробка сюрпризов» дети на ощупь обследуют одной, двумя руками, при этом развивается осязание и формируется понятие об объеме, форме, фактуре предметов.
Особенно хочу остановить свое внимание на графических играх, которые направлены на коррекцию и формирование умений письма, совершенствование тактильных и моторно-двигательных функций, на развитие зрительно-моторной координации.
Каждую графическую игру я начинаю с небольшого массажа кистей рук в игровой форме, например: «Утюгом разгладим складки, будет все у нас в порядке. Перегладим все штанишки зайцу, ежику и мишке. («Пили пила…»). Затем делаем пальчиковую гимнастику и приступаем к графическим играм. Каждую графическую игру начинаю с чтения стихотворного условия, которое необходимо выполнять как игровое задание: «Бегут рельсы, как река- заповедны берега», «Рельсы удаляются и не пересекаются», «Рельсы, рельсы, шпалы, шпалы- проедет поезд запоздалый», и др. Выполнение таких заданий во многом стимулирует и активизирует деятельность ребенка при обучении письму и направляет его зрительное внимание на восприятие предложенных заданий. Использую работу с трафаретами. Обводка готового контура предмета при зрительной патологии становится коррекционным способом развития образа предмета. При систематических упражнениях в обводке у детей развивается двигательный анализатор и зрительный контроль. Любят дети развивающие игры: «Лего», «Пазлы», «Танграм», «Волшебный круг», «Монгольская игра», «Колумбово яйцо» (на воссоздание силуэта из геометрических фигур).
В творческих играх, совместно с воспитателями коррекционных групп, стараемся развивать творческие способности детей, умело использовать речевые приемы, воспитываем коммуникативные навыки. Дети с удовольствием показывают сказки на большом и индивидуальном фланелеграфах. В ходе работы над драматизацией литературных произведений учитываем, что дети страдают неточностью, некоординированностью движений, слабой двигательной памятью. Поэтому для формирования правильной передачи образа персонажа через движение, использую игры имитирующие движения и повадки различных животных: «Зеркало», «Где мы были?», «Обезьянки», «Сделай так». В своей работе использую игровые мимические и эмоциональные этюды: «Солдат на посту», «Возьми себя в руки», «Доброе животное», «Я болею», «Я выздоровел», «Радость», «Удивление» и др., в процессе которых дети учатся воспроизводить позы, жесты, различные эмоциональные состояния. Коррекционная направленность творческих игр позволила восполнить, обогатить представления детей о социальных взаимосвязях окружающего мира, о возможных и наиболее правильных путях преодоления барьеров коммуникативной деятельности. Дети получают благоприятные условия для развития общения и совершенствования взаимоотношений с окружающим миром.
В своей коррекционной работе уделяю внимание играм на развитие глазомера: «Найди елочку», «Построим дома», «Найди такое же», «Прокати шар в ворота»; на расслабление и конвергенцию: «Подбрось шар вверх», «Мяч в кольцо»; на развитие глазодвигательных функций: «Сколько елочек?», «Сколько раз я подпрыгну?»;
на поднятие остроты зрения, развитие цветофункций: «Раскрась сам», «Каждую бусинку на свое место», «Радуга», «Народные узоры»; на развитие зрительной памяти: «Разрезные картинки», «Что изменилось?», «Зрительные диктанты (на фланелеграфах)» и др.
Коррекционные задачи, которые я решаю в процессе игр- занятий, воспитатели переносят в повседневную игровую деятельность детей. Дети любят самостоятельно выбирать для себя задания и в процессе самостоятельной деятельности они закрепляют все то, чему они обучались в процессе игры-занятия. Даю задания на дом: графические игры, обведение по трафаретам и др.
В процессе коррекционно-развивающего обучения через игру у детей совершенствуются :
• зрительно-двигательная координация.
• ориентация в пространстве, микропространстве.
• развиваются точность восприятия цвета, формы, величины.
• зрительное внимание.
• память.
• тактильная чувствительность и осязание.
• мелкая моторика рук и пальцев.
• обогащается сенсорный опят, представления о себе, окружающих людях, о социальных взаимосвязях окружающего мира.
Игра способствует повышению качества коррекционно-развивающего обучения детей с нарушением зрения.