Анастасия Герасимова
Игра как один из основных факторов развития познавательных процессов дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
«Игра - это огромное светлое окно, через которое
в духовный мир ребёнка вливается живительный поток
представлений, понятий об окружающем мире»
(В. А. Сухомлинский)
Дошкольный возраст – время активного развития и становления личности ребенка. Идет активное развитие общих способностей, среди которых и способность к познанию.
Публикация «Игра как один из основных факторов развития познавательных процессов дошкольника» размещена в разделах
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2022
Успех развития ребенка в целом и успех обучения дальнейшем в школе напрямую зависят от того, насколько были развиты познавательные интересы и процессы в дошкольном возрасте.
Ребенок, которому все интересно, у которого все получается, никогда не остановится на достигнутом, он всегда будет стремиться к чему-то новому, неизведанному. Важно помочь дошкольнику, направить его в поисках этого нового, интересного. Одним из методических приемов который я использую в своей работе, это игра.
Игра — это ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста, в ней интенсивно формируются все психические процессы, с помощью которых обеспечивается ориентировка в объективном мире, становление которой согласно Л. С. Выгодскому, Д. Б. Эльконину, А. В. Зинченко связывают с развитием внутреннего плана ребенка.
Игра как следствие является одним из основных факторов всестороннего развития ребенка. Именно поэтому, игра занимает большое место в жизни ребенка дошкольника.
Игра активизирует ребенка, его основные жизненные процессы. Важно правильно организовать игру, и тогда она будет не только средством развития физических качеств ребенка, но и создаст условия для развития интеллектуальных и личностных качеств ребенка, создаст условия для учебной деятельности.
Игровая форма проведения занятия не имеет отношения к свободной игре. Свободная игра – это, прежде всего, инициатива самого ребенка, которая и позволяет познавать мир, всесторонне развиваться.
Большое значение при организации игры имеет предметно-развивающая среда. Я прилагаю все усилия, чтобы она была трансформируемой, доступной, вариативной и в тоже время безопасной.
С этой целью в группе оформлены и постоянно пополняются уголки познавательного развития, в которых имеется художественная литература, различные настольно-печатные игры, дидактические игры, пазлы, игры на развитие мелкой моторики…
В своей деятельности я использую не только дидактические игры, но и сюжетно-ролевые, творческие игры, подвижные, развивающие игры-задания.
В игре дети накапливают чувственный опыт, познают мир, творчески применяют и обыгрывают полученные знания.
Так в сюжетно-ролевой игре «Магазин» побуждаю детей произносить правильно названия продуктов, фруктов, овощей, предметов необходимых в работе продавца. Похожие игры «В парикмахерской», «Зайчик заболел», «Строители» и другие.
Играя в дидактические игры, например, «Мама и малыш», дети не просто рассматривают яркие картинки, они закрепляют знания о диких и домашних животных, а также их детенышах, развивается мелкая моторика рук. Дидактические игры также способствуют обогащению и пополнению словарного запаса детей.
Творческие игры позволяют детям проявить свою фантазию, изобретательность. Так можно предложить детям поиграть в игру «Превращения» или «Сделаем узор из листьев или цветов» и многие другие.
Подвижные игры позволяют активизировать двигательную активность детей, развивают основные виды движения, а также способствуют познанию чего-то нового.
Подбирая материал для игры, да и саму игру, я учитываю уровень развития детей, их опыт, важно чтобы ребенку были понятны те или иные действия, чтобы он смог выполнить задание. Не требую, чтобы дети запомнили все с первого раза, важно заинтересовать ребенка, а не навязывать им то, что их не затронуло, что пришлось не по душе. Чтобы закрепить приобретенные навыки, повторяем действие несколько раз. С возрастом задания усложняются, полученных знаний становится больше, также меняются предпочтения и выбор игр детьми. Дети чувствуют себя увереннее, когда у них все получается, когда они сами что-то предлагают.
Если ребенку нравятся действия игры, если их увлекает дело, интерес к познанию не иссякнет и не угаснет, а будет только активнее и увереннее.