Анна Шикина
Художественно-эстетическое развитие как средство сопровождения ребенка с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
«Художественно-эстетическое развитие как средство сопровождения ребенка с ОВЗ»
Формирование творческой личности - одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе. В настоящее время принципиально меняется содержание образовательного процесса, в котором возможно выявление и раскрытие потенциала каждого ребенка, развитие его индивидуальности, создание оптимальных условий для обогащения жизненного опыта и личностного роста.
Публикация «Художественно-эстетическое развитие как средство сопровождения ребенка с ОВЗ» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
В сентябре 2021 года я начала работать с детьми ОВЗ.
В своей работе я столкнулась с такой проблемой, как недостаток методического обеспечения для обучения и воспитания детей с множественными проблемами развития. В частности это касалось и изобразительной деятельности. Пробуя на практике разные методики и техники, я пришла к выводу, что использование нетрадиционных техник в изобразительной деятельности позволяет мне достигнуть наилучших результатов при обучении детей.
Так же я столкнулась с тем что обучение детей с ограниченными возможностями не всегда приносит ожидаемый результат.
В связи с этим возникла необходимость внесения новых эффективных методов работы с детьми с особыми образовательными потребностями, поэтому, наряду с использованием традиционных методов важную роль в преодолении недостатков развития я использую декоративное, контурное, трафаретное рисование и рисование песком, а так же элементы лепки и аппликации, ведь изобразительная деятельность - единственная область, где в процессе обучения полная свобода не только допустима, но и необходима.
Коррекционная работа посредством изобразительной деятельности должна учитывать качественное своеобразие детей, связанное с недоразвитием их познавательной деятельности. Поэтому одной из задач обучения детей с ОВЗ считаю – насыщение их рисунков предметным и смысловым содержанием.
Для того, чтобы ближе узнать эмоциональное состояние ребенка использовались разные упражнения:
* «Нарисуй: счастливые линии, мягкие линии, линии печальные, сердитые, испуганные и т. д.».
Затем давалось задание нарисовать Эмоджи (смайлики) с разными эмоциями - уже как некий образ.
В результате анализа таких работ были выявлены дети эмоционально зажатые, с высокой тревожностью, которым более полезны материалы, требующие широких свободных движений, включающих все тело, а не только область кисти и пальцев. Таким детям предлагались краски, большие кисти, большие листы бумаги, пластилин, рисование восковыми мелками или индивидуальная работа на световом столе с песком.
На данный момент могу сделать вывод, что коррекционная работа по изобразительной деятельности способствует тому, что:
-повысилась динамика интеллектуального, познавательного развития детей с ОВЗ;
- отмечается положительная реакция и эмоциональный отклик детей на знакомство с разными техниками рисования, материалами для рисования и лепки, интерес и желание рисовать, лепить;
- вырос интерес к результатам деятельности;
- появились более четкие ассоциации между собственными графическими построениями и реально существующими предметами и явлениями;
- понизилась затрудненность процесса узнавания в собственных графических образах реальных предметов и их быстрое забывание;
- выбор цвета стал преднамеренный;
- наблюдается разнообразие цветового решения;
- развитие композиционных сюжетных построений;
- повысился уровень развития познавательных процессов – ощущения, восприятия, представления, воображения, наглядно-образного мышления, внимания, памяти.
Таким образом, целенаправленная организованная художественно-продуктивная деятельность представляет собой одно из важнейших средств сопровождения детей с особыми образовательными потребностями. Она является неотъемлемой частью всестороннего развития детей и активно содействует этому развитию.