Алла Бурченкова
Художественно-эстетическое развитие детей в музыкально-подвижных и ритмических играх
▼ Скачать + Заказать документы
1. Роль музыкально-подвижных и ритмических игр в художественно - эстетическом развитии детей дошкольного возраста.
Музыкальная игра – самый органичный из всех видов музыкальной деятельности детей. Потребность в игре заложена в ребенке самой природой. Она развивает его интерес к музыке, правильное восприятие содержания музыкальных произведений, пробуждает потребность постоянного общения с музыкой и желание активно и творчески проявлять себя в этой сфере. В процессе музыкальной игры дошкольники вовлекаются в деятельность, требующую фантазии: они оперируют звуками, комбинируют танцевальные движения, ищут выразительные средства для передачи игровых образов, опираясь на имеющийся опыт. Поэтому, музыкально-подвижные и ритмические игры, проводимые в детском саду, благодатная почва для художественно-эстетического развития дошкольников. В музыкально-игровой деятельности, с ее радостной эмоциональностью, образностью, инициативностью, содержаться большие резервы, позволяющие музыкальному руководителю обогащать художественно-эстетический и интеллектуальный опыт детей, осуществлять целостное развитие личности. Эстетическое воспитание направлено на развитие способностей дошкольников, воспринимать и понимать прекрасное, различать хорошее и плохое, творчески самостоятельно действовать.
Темочки:
- Музыкальное развитие
- Музыкальные дидактические игры и пособия
- Подвижные игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Ритм. Игры, дидактические пособия для развития чувства ритма
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2021
Играя в целенаправленные музыкально-двигательные и ритмические игры, дети получают возможность активного творческого самовыражения, что способствует решению одной из главных задач музыкального воспитания - гармоничному и постепенному художественно-эстетическому развитию дошкольника. Решение этой задачи в огромной степени зависит от педагога-организатора музыкально-игровой деятельности. Музыкальная игра может стать мощным стимулом в развитии творческого потенциала дошкольника, накопления его художественно-эстетического опыта, если она интересно, ярко и доступно преподнесена музыкальным руководителем.
2. Особенности организации и проведения музыкально-подвижных и ритмических игр в детском саду.
Основная роль в успешном проведении игры принадлежит музыке, которая должна соответствовать принципам художественности и доступности. Воздействуя на ребенка в ходе игры, музыка способствует его эстетическому воспитанию и формированию положительных эмоций, развивает эмоциональные способности, повышает качество знаний и навыков, является источником детских творческих проявлений. Музыкальный руководитель организует игровое пространство, подбирает красочные и качественно выполненные атрибуты, реквизит, музыкальные инструменты, игрушки, наглядный и музыкальный материал, объясняет условия игры, а главное – способствует тому, чтобы детям в игре было легко и комфортно. Объяснение правил игры желательно начинать с беседы, которая должна быть связана с игровой ситуацией. Лучше всего провести его по ходу игры, учитывая ряд требований: ясность и четкость изложения, эмоциональная выразительность, использование всевозможных видов воздействия (словесного, зрительного, слухового).
Продолжительность игры зависит от уровня интереса детской аудитории к ней. При подведении итогов необходимо помнить о том, что выйти из игры ребенок должен с чувством эмоциональной удовлетворенности и радости от участия в ней. Поэтому не стоит давать резких оценок качества игровой деятельности ребенка, наоборот – нужно при необходимости внушить ему надежду на успех. Детям, достигшим хороших результатов, можно вручить поощрительные призы. Легкая и непринужденная атмосфера, красивые атрибуты и элементы костюма, хорошо подобранное музыкальное сопровождение, разнообразие движений, используемых в музыкально-подвижных и ритмических играх – все это важные факторы для эстетического воспитания дошкольников.
К педагогу-организатору музыкально-подвижных и ритмических игр предъявляется ряд требований: высокая культура речи, четкое и выразительное исполнение движений, доброжелательное отношение и внимание к каждому ребенку, профессиональный подход к подготовке и проведению музыкальной игры с движением.
Музыкально-игровой материал, нацеленный на художественно-эстетическое развитие дошкольника, можно использовать как структурный компонент непосредственной образовательной деятельности, как целостную организаторскую форму, сконструированную в виде развернутых музыкальных игр, объединенных одной темой или сюжетом, используя их на праздниках и развлечениях, а также в совместной деятельности с воспитателем и инструктором по физкультуре.
3. Разнообразие и содержательность музыкально-подвижных и ритмических игр, проводимых в нашем детском саду на музыкальных занятиях и мероприятиях.
Движения помогают ребенку полнее и лучше воспринимать музыкальный образ, а музыка способствует выразительности движений. В этом взаимодействии музыка занимает ведущее положение, движения же становятся своеобразным средством выражения художественных образов. Поэтому, используя на своих занятиях музыкально-подвижные и ритмические игры, я стараюсь максимально разнообразить движения, передающие тот или иной образ, а также показать их правильно, эстетически красиво и выразительно, с точными указаниями, понятными ребенку. Кроме этого, давно известные и традиционные игры я стараюсь обогатить различными новыми танцевальными и ритмическими движениями. Например, в игре «Веселый бубен», после передачи бубна по кругу и проговаривания слов: «Ты катись, веселый бубен, быстро-быстро по рукам, у кого веселый бубен, тот сейчас станцует нам», в центр выходит ребенок и выполняет движения в соответствии с танцевальной музыкой народов разных стран, которую я в произвольном порядке включаю в записи, и которую по правилам игры, необходимо угадать с начала звучания. Задача детей, стоящих в кругу – выполнить движения правильно и точно, повторяя их за ведущим. Исполнение изящных восточных, красочных испанских, задорных русских и мордовских, завораживающих цыганских и других элементов раннее известных танцев детям старших и подготовительных групп позволяют решить задачу художественно-эстетического развития дошкольников через игру.
Игра «Радуга», придуманная мною совместно с детьми, помогает дошкольникам закрепить знания о семи цветах радуге и их расположению, а также семи нотах в музыке, обогащая их художественно-эстетический опыт. Для игры необходимы красивые и яркие атласные ленты, соответствующие цветам в радуге, любая выразительная и подвижная музыка. Правила игры просты: семи участникам раздаются цветные ленты, по две штуки в каждую руку, красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего и фиолетового цветов. Под музыку дети двигаются по залу, выполняя, по команде музыкального руководителя, различные музыкально-ритмические движения : галоп, поскоки, легкий бег и др. По окончании музыки дети должны выстроится в одну линию с вытянутыми вперед руками и правильно расположенными цветами в радуге. Если цвета расположены правильно, остальная группа детей хлопает, если – нет – топает, тем самым побуждая исправить ошибку. В результате этой игры достигается несколько целей: прививается художественно-эстетический вкус, так как игра выглядит очень красиво и выразительно, закрепляются умения и навыки в выполнении музыкально-ритмических движений, соответствующих возрасту детей, и создается радостное настроение во всем детском коллективе, что способствует их сплочению. Игру можно использовать на различных утренниках. Я ее использовала на выпускном бале в качестве задания Феи рисования.
Для детей младших и средних групп, в своей работе я часто использую ритмические игры со словами по методике Екатерины Железновой «Музыка с мамой», которые помогают реализовывать задачу эстетического воспитания дошкольников, благодаря интересному и выразительному музыкальному материалу. Песенки-игры с движением, ритмические попевки, игротанцы дети выполняют с большим удовольствием. Одна из любимых ритмических игр, где нужно точно и быстро, а также в соответствии с текстом передать содержание – «У жирафа пятна-пятна» - помогает познакомить и продемонстрировать разнообразие и красоту животного мира, научить передавать образ того или иного животного в танцевальной игре. Чтобы игра была насыщенной по содержанию, перед ее началом я демонстрирую детям красочные и яркие иллюстрации животных, о которых поется в игре – жираф, зебра, котята, слон, а также провожу беседу об их особенностях. Многие танцевальные и ритмические игры Железновой я использую на мероприятиях и праздниках, побуждая родителей танцевать с нами. Все родители воспитанников нашего детского сада активно откликаются и с удовольствием играют и танцуют вместе с нами. Это способствует установлению дружеских отношений и тесного взаимодействия родителей, детей и педагогов, а также создает радостную, непринужденную атмосферу, дарит массу положительных эмоций.