Ирина Груданова
Художественно-эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
▼ Скачать + Заказать документы
«Художественно – эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в процессе ознакомления с произведениями искусства».
Выдающийся советский педагог Василий Александрович Сухомлинский в книге «Сердце отдаю детям» писал:
«Дети удивительно остро воспринимают яркие, трепещущие игрой красок, оттенков и звуков образы и глубоко хранят их в памяти».
Важнейшей составляющей стандарта дошкольного образовании по художественно – эстетическому воспитанию детей является введение детей в мир искусства.
Публикация «Художественно-эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» размещена в разделах
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2021
Искусство – это важнейший фактор эстетического воспитания, основа художественного воспитания и развития ребёнка. Приобщение к нему способствует формированию эстетической культуры личности. Художественная культура формируется в процессе познания искусства. Искусство окружает человека с момента рождения и вводит его в окружающий мир через систему художественных образов произведений. Каждый вид искусства имеет свои специфические средства выразительности, которые способствуют образному познанию ребёнком окружающего мира через разнообразие форм, цветов, звуков. Внутренний мир ребёнка ярко проявляется в художественных произведениях, созданных им самим. Произведения искусства несут радость познания, открытия, вызывают чувства наслаждения прекрасным. Обучение различным видам художественной деятельности дарит детям радость творчества, формирует интерес к искусству, который сохраняется на протяжении всей жизни человека и служит одной из основ духовного развития личности.
Развивать у детей доброту сердца, чуткость души, бережное отношение и любовь ко всему прекрасному, художественный вкус, творческое воображение и творческую активность, дать им первые ориентировки в эстетической и художественной культуре своего народа.
Система работы по художественно – эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста с ОНР в процессе ознакомления с произведениями искусства.
Возрастные особенности художественно – эстетического развития детей старшего дошкольного возраста.
Основное направление развития – единство формы и действия (сюжет и композиция). Цвет и форма в игровом пространстве (кукольном, детском, декорационном). Игровая композиция в разных техниках и видах работы (игра с красками, цветными формами из бумаги, объёмными формами типа кубиков, конструктора, линией, лепкой). Формирование понятия о конкретной форме, её объёмное представление, лепка и изображение. Словесное выражение представленной формы, придумывание сюжетов, создание сказок, историй, приключений. Сопоставление явлений природы, окружающей жизни, быта с их изображением в искусстве, умение переносить свои впечатления об окружающем в творческие игры, художественную деятельность (изобразительную, речевую, театрализованную).
Общее направление деятельности связано с освоением образов искусства и развитием художественного творчества ребёнка. Восприятие художественных произведений разных видов искусства и передача собственных впечатлений о них в процессе разных видов изобразительной деятельности.
Основные линии развития:
- сопоставление явлений природы, окружающей жизни, быта с их изображением в искусстве;
- умение переносить свои впечатления об окружающем мире в художественную деятельность;
- развитие ассоциативного мышления в процессе восприятия художественных произведений, развитие интереса и эмоциональной отзывчивости на красоту окружающего мира и произведений искусства;
- развитие ощущения и восприятия объёмных форм, представлений о разнообразии цвета в жизни, владения пространством изображаемой плоскости;
- развитие воображения и художественно – творческих способностей;
- формирование готовности к развивающему школьному обучению.
Анализ методической литературы позволяет сделать вывод, что для оптимального художественно – эстетического развития детей старшего дошкольного возраста организацию образовательного процесса необходимо строить на принципах интеграции. Это позволяет находить и осваивать широкое поле эстетической деятельности детям; помогает мне организовывать свою деятельность нетрадиционно, интересно, находить в ней моральное и духовное удовлетворение.
Организация учебной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР в процессе ознакомления с произведениями искусства.
Учитывая особенности искусства (тяготение разных видов искусства к взаимосвязи, я использую интегрированный подход к изучению искусства дошкольниками. Полноценное восприятие и понимание искусства детьми достигается при условии целенаправленного знакомства с искусством как результатом творческой деятельности. Знакомство с каждым видом искусства предполагает знание истории искусства в целом, особенностей языка искусства (средств выразительности, материалов, форм его проявления.
Задачи художественно – эстетического развития детей подготовительной к школе группе.
- Продолжать знакомить детей с произведениями разных видов искусства для обогащения зрительных впечатлений и формирования эстетического отношения к окружающему миру.
- Показывать детям, чем отличаются одни произведения искусства от других как по тематике, так и по средствам выразительности; называть, к каким видам и жанрам изобразительного искусства они относятся, обсуждать их содержание, поощрять индивидуальные оценки детьми этих произведений; развивать воображение, формировать эстетическое отношение.
- Поддерживать стремление детей видеть в окружающем мире красивые предметы и явления; показывать уже знакомые и новые произведения искусства; рассказывать о замысле и творческих поисках художника при создании произведения, о том, какими художественными средствами передаётся настроение людей и состояние природы.
- Инициировать самостоятельный выбор детьми художественных образов, сюжетов композиций, а также материалов, инструментов, способов и приёмов реализации замысла.
- Учить ребёнка самостоятельно определять замысел и сохранять его на протяжении всей работы; передавать впечатления об окружающем, отражая свои эстетические чувства и отношение.
- Совершенствовать специфические умения во всех видах изобразительной деятельности. Развивать композиционные умения.
- Поощрять создание образов реальной действительности, узнаваемых по форме, цвету и пропорциям, использование различных материалов.
- Создавать условия для свободного, самостоятельного, разнопланового экспериментирования с художественными материалами, инструментами, изобразительными техниками.
Интегрированная образовательная деятельность ведётся
по 3 направлениям:
- музыка – художественное творчество;
- ознакомление с художественной литературой – художественное творчество;
- музыка – коммуникация – художественное творчество.
Формы работы с детьми разнообразны:
- интегрированная образовательная деятельность по направлению художественно – эстетического развития в процессе ознакомления с произведениями искусства;
- праздники;
-развлечения;
- самообразовательная досуговая деятельность, к ней относятся познавательные беседы, чтение литературы, экскурсии, выставки детского творчества, самостоятельное экспериментирование.
Тематика интегрированной образовательной деятельности разделена на блоки. Это помогает детям нагляднее и эффективнее сопоставлять свои наблюдения и представления об окружающем мире с изучаемыми художественными и музыкальными произведениями, выражать своё отношение к окружающему миру в речи, в художественном творчестве. Для реализации поставленных задач в системе художественно – эстетического воспитания необходим прежде всего перспективный план интегрированной образовательной деятельности.
Блоки:
1. «Времена года – осень в поэзии, музыке и живописи».
2. «Времена года – зима в поэзии, музыке и живописи».
3. «Времена года – весна в поэзии, музыке и живописи».
4. «Времена года – лето в поэзии, музыке и живописи».
5. «А. С. Пушкин в литературе, музыке и творчестве художников».
6. «Е. Чарушин – писатель и художник».
В основу такой интегрированной образовательной деятельности положены ранее разработанные методики по изобразительной деятельности (Т. К. Казаковой, И. А. Лыковой, Н. В. Рыжовой) и собственные наработки.
Таким образом, предлагаемая мной организованная образовательная деятельность ориентирована на психологические (недостаточный объём сведений об окружающем, недостаточная концентрация внимания, эмоциональная незрелость) и психофизиологические (ограниченный объём движений общей моторики, ослабленный мышечный тонус мелкой моторики, дефицит или задержка в развитии зрительного и слухового внимания, восприятия и памяти) особенности детей с ОНР.
Я в своей работе использую следующие методы и приёмы: наглядные (демонстрация картин известных художников, иллюстраторов, показ нетрадиционных техник изображения, знакомство с различными изобразительными материалами и другие, словесные (тематические беседы, чтение художественных произведений, анализ и самоанализ детских работ и другие, практические (слушание музыкальных произведений, работа со слайдами, проведение пальчиковых гимнастик, физкультурных пауз с элементами логоритмики и дыхательной гимнастики, рисование с использованием нетрадиционных техник изображения и другие). Применение этих методов и приёмов в комплексе, на мой взгляд, способствует не только художественно – эстетическому развитию детей с ОНР, но и динамическому изменению речи, повышению проявления эмоциональной отзывчивости, индивидуальности, самостоятельности в повседневной жизни.
Наиболее эффективные методы и приёмы работы с детьми.
Восприятие красоты в произведениях искусства неразрывно связано с потребностью выразить свои впечатления в какой–либо форме. Это как вдох и выдох. Если восприятие можно назвать вдохом, то выражение воспринятых образов, красок и звуков – выдохом. Понятно, что вдох без выдоха невозможен.
Моя задача помочь ребёнку выразиться, «выдохнуть» в рисунке, поделке или в слове, но при этом очень важно дать ему возможность сделать это непосредственно, свободно – выразить то, что он хочет и как хочет. Поэтому, организуя образовательную деятельность, я предлагаю детям комбинирование всевозможных способов художественного творчества, в том числе и нетрадиционные техники. Поскольку, на мой взгляд, именно нетрадиционные техники изображения позволяют детям преодолеть замкнутость, личностную тревожность, пассивность, что наиболее ярко проявляется при речевых нарушениях. При выборе метода рисования учитываю индивидуальные и возрастные особенности детей, разнообразие способов рисования рождает у детей идеи, развивает фантазию и воображение, вызывает желание придумывать новые композиции. Умение пользоваться нетрадиционными техниками позволит детям получать удовольствие от своей работы
Нетрадиционные техники, используемые в образовательной деятельности с детьми в подготовительной к школе группе:
- рисование с помощью восковых мелков и акварели; свечи и акварели;
- рисование с помощью набрызга;
-обрывание бумаги;
-знакомая форма – новый образ;
-кляксография с трубочкой, с ниточкой;
- рисование по мокрой бумаге;
- рисование тканью, свёрнутой в трубочку;
- оттиск поролоном, пенопластом, пробкой, смятой бумагой, целлофаном;
- чёрно–белый и цветной граттаж;
- тычкование;
- рисование песком, манкой;
- монотипия пейзажная и предметная.
Для повышения интереса детей к образовательной деятельности мы вместе выбрали игровых персонажей – это художник Карандашкин, Королева Красок и девочки Кисточка и Акварелька. Эти персонажи помогают проводить образовательную деятельность, они посылают детям письма с заданиями, просят помочь в трудной ситуации (Приложение №7).
Работа со слайдами практически заменяет экскурсию в музей, компенсирует недостаток общения с подлинниками произведений искусства. Когда дети находятся в помещение, с яркой картинкой на экране, возникает «эффект телевизора» привычный для них, ребёнок чувствуя себя свободно, не боится обсуждать увиденное.
В работу по направлению художественного развития детей включаю игровые упражнения и творческие задания по искусству (Приложение №5) и созданию эстетической среды в группе, по изобразительной деятельности, по музыке, по формированию умений и навыков.
Методический приём – наблюдение. Во время прогулок на участке мы беседуем о погоде, сезонных изменениях в природе.
Интересная, насыщенная положительными эмоциями деятельность во время прогулки позволяет восстановить физические и духовные силы, способствует установлению атмосферы эмоционального благополучия.
Виды досуговой деятельности многообразны: развлечения, праздники, самообразование и творчество. Развлечения и праздники – красочные моменты в жизни детей, обогащающие впечатлениями, развивающие творческую активность. Вечера праздников и развлечений способствуют эстетическому и всестороннему развитию ребёнка, так как в это время дошкольник знакомится с различными видами искусства: музыкальным, изобразительным, литературным, театральным и другими. Они развивают эмоции, поднимают настроение и жизненный тонус ребёнка. На таких вечерах он может проявить самостоятельность и приобрести уверенность в себе, веру в свои возможности. К самообразовательной детской досуговой деятельности относятся чтение литературы, выставки, коллекционирование, деловые игры, хобби, самостоятельное экспериментирование, познавательные беседы.
Таким образом, система специально организованной интегрированной образовательной деятельности по направлению художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с произведениями искусства помогает улучшить речевое развитие детей с ОНР, развить эмоциональную сферу, научить детей с ОНР самостоятельности и умению организовать свою повседневную деятельность.
Эстетическая развивающая среда.
Создавая эстетическую развивающую среду, как фактор формирования у растущего человека добра и красоты я учитывала, что эта среда должна соответствовать следующим требованиям:
- внутреннее убранство помещений группы, где живут и воспитываются дети, окраска всех поверхностей (стен, потолков, пола) должны быть спокойных тонов;
- все книги, игрушки, предметы и материалы для разнообразных игр и занятий должны соответствовать возрастным психофизиологическим особенностям детей, быть доступны детям и радовать;
- очень продуманно в детские помещения подбирались произведения (репродукции) живописи, графики, народного искусства, ведь они – важнейший фактор формирования личности и эстетического отношения.
Эстетическая среда немыслима без природного содержания, которое является важнейшим средством эстетического и нравственного воспитания обогащается разнообразными материалами для осуществления детьми той или иной деятельности, как по их выбору, так и организуемой воспитателем.
Все материалы предназначенные для детей имеют эстетичный вид и содержатся в порядке. В развивающую групповую среду включена экспозиция произведений изобразительного искусства детей. Природа в дошкольном учреждении представлена комнатными растениями. В природное содержание входит и участок детского сада, на котором растут деревья, кусты, цветы, трава. Всё это радует глаз, создаёт уют, красоту. На участке весной организуется огород, на котором совместно с детьми выращиваем овощи, ягоды; занимаемся благоустройством клумб с цветами. Это также создаёт природную среду, обладающую эстетическими свойствами и качествами, позволяющими развивать у детей эстетическое восприятие, представления, формировать у них эстетическое отношение к природе, понимание зависимости красоты от труда людей.
К созданию эстетической, предметной и природной среды я активно привлекаю детей, вызывая их на совместное обсуждение и совместные действия по организации и преобразованию среды. Большое значение в жизни ребёнка имеет игрушка. В нашей группе игрушки широко представлены разными видами и являются неотъемлемой частью интерьера. Их рассматривание способствует активизации и развитию познавательной и творческой деятельности ребёнка. Яркие, необычные игрушки активизируют самостоятельную деятельность ребёнка. В процессе рассматривания нарядных декоративных игрушек я старалась вызывать у детей положительный эмоциональный отклик, чувство радости от восприятия, подчёркивала труд мастера - художника, его стремление создать красивую вещь, чтобы порадовать детей. Эстетическая развивающая среда в группе пополнена репродукциями картин художников, произведениями народного искусства, книжной графики, детского творчества. В своей группе стараемся организовать детей на создание красивых выставок художественного творчества (Приложение №8, поделок для оформления группы, коридоров и других помещений к праздникам; для игр, в подарок друзьям и близким людям (маме, папе, бабушке, дедушке, брату, сестре).
Таким образом, включение в среду изобразительных конструктивных, игровых материалов вызывает творческую активность детей, в результате у детей формируются художественные эстетические чувства, способности. Эстетическая среда активизирует художественно – творческую деятельность дошкольников.
Организация работы с родителями по художественно- эстетическому развитию детей.
Воспитание детей неразрывно связано с педагогическим просвещением родителей. Каждая семья по – своему определяет для себя процесс воспитания, но, в силу разных обстоятельств, в разной степени нуждается в педагогической помощи. Поэтому моя задача привлечь родителей к сотрудничеству и подвести к знанию и пониманию педагогических принципов
Формы работы с родителями разнообразны: анкетирование, родительские собрания, консультации, совместная организация развивающей среды, открытые просмотры и праздники, наглядная информация (Приложение №6, тематические выставки.
Одной из наиболее эффективных форм является наглядная информация.
В раздевальной комнате имеется – уголок «Для чтения дома», в нём рекомендации для родителей, какую детскую художественную литературу читать, как заучивать наизусть стихотворения с детьми, какие вопросы следует задавать ребёнку во время рассматривания картинок в книге, как обсуждать прочитанное произведение. В уголке «Поэзии и музыки» стихи и песни, которые учат дети по музыке, развитию речи и в свободное время. Иногда родителям даются на дом «хитрые» задания, такие как: «Нарисуйте картинки к куплетам песни, строкам стихотворения». Уголок творчества детей содержит работы детей по художественному творчеству, темы организованной образовательной деятельности, программное содержание. Выставка «Сделайте вместе с детьми» предлагает материал для совместного творчества в семье. Организуются выставки поделок, сделанных родителями вместе с детьми. Развитию педагогического просвещения родителей способствуют родительские собрания, консультации, памятки, игровые задания и упражнения по художественно – изобразительной деятельности детей.
Таким образом, гармоничное художественно – эстетическое развитие дошкольников невозможно без активного участия его родителей в образовательном процессе.
Оценка результативности работы.
Для проведения диагностического исследования мной была использована методика разработанная и апробированная кандидатами педагогических наук, ведущими научными сотрудниками Казаковой и Лыковой.
Цель диагностики: выявить уровень художественного развития детей в изобразительной деятельности. Детям предлагались задания диагностического характера по художественному творчеству предметному, сюжетному, по замыслу, а также задания для исследования особенностей восприятия цвета в природе и произведениях искусства (Приложение №9). В конце учебного года показатели изобразительной деятельности детей улучшились: детские работы стали оригинальнее по способу выполнения; насыщеннее образами из литературных и музыкальных произведений.
Результаты наблюдений специалистов детского сада (учителя – логопеда и педагога – психолога) в течение года за развитием детей позволили сделать выводы: улучшились показатели речевого развития детей, а именно повысился уровень активной речи, расширился словарь детей, рассказы детей стали больше по объёму, интереснее по содержанию, построены грамматически правильно, эмоционально насыщеннее. Состояние психофизического развития детей имеет положительную динамику.
Из результатов диагностики следует, что в существующих условиях, в дошкольном учреждении необходимо проводить специальную работу, направленную на художественно – эстетическое развитие детей, тем более что дошкольный возраст – синзитивный период для развития этого процесса.
Практический результат работы: создана система художественно – эстетического развития детей старшего дошкольного возраста с ОНР; дети научились воспринимать окружающее через мир живописи, музыки, литературы; выровнены стартовые возможности детей по изобразительно деятельности при поступлении в школу. Трудности с которыми мы столкнулись в процессе работы: дети плохо дифференцировали цвета, заменяли названия промежуточных цветов спектра основными (вместо оранжевого – красный, жёлтый, вместо фиолетового – голубой, синий, малонасыщенные цвета часто называли белыми (недостаточное восприятие слабонасыщенных цветов влияет на их название). Трудности были в ориентировке на листе бумаги, дети затруднялись в дифференциации понятий «справа», «слева». Слабое творческое воображение у дошкольников, тяжело создавались новые образы, дети чаще копировали образцы, повторяли собственные рисунки. У детей со стёртой дизартрией плохо развита слуховая память. Совместно со специалистами детского сада, с родителями с этими трудностями мы справились.
В дальнейшем я планирую развивать у детей интерес к искусству, как виду творческой деятельности человека; обогащать эстетическую развивающую среду; продолжать использовать специальные игры для художественно – эстетического развития детей.
Представленная мною система работы по художественно – эстетическому воспитанию детей позволяет достигнуть хороших результатов в развитии детей старшего дошкольного возраста, имеющими общее недоразвитие речи.
Заключение.
Опыт работы в данной области позволяет сделать следующие выводы.
1. Эффективность художественно – эстетического развития детей старшего дошкольного возраста во многом определяется комплексным использованием средств эстетического цикла: музыки, живописи, художественной литературы, художественного творчества.
2. Интеграция в системе специально организованной образовательной деятельности объединяет эти средства и поэтому очень актуальна, так как:
- интегрированная организованная образовательная деятельность способствует глубокому проникновению детей в смысл слова, в мир красок и звуков;
- помогает формированию грамотной устной речи, её развитию и обогащению;
- развивает эстетический вкус, умение понимать и ценить произведения искусства;
-воздействует на психические процессы (восприятие, воображение, мышление, внимание, память).
Педагог – гуманист Василий Александрович Сухомлинский писал, что детство – это каждодневное открытие мира, и нужно сделать так, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием красоты природы, человека и Отечества. Но знакомить детей с каждым предметом и явлением окружающего мира нужно в его связях с другими: «Открыть его так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги».