Садретдинова Гульсина Миннуловна
Конспект логопедического занятия «Хлеб — всему голова»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект логопедического занятия
«Хлеб – всему голова».
Учитель-логопед
Садретдинова Гульсина Миннуловна
2021г.
Цели:
коррекционно-образовательные:
- расширять у детей знания о значении хлеба в жизни человека;
-познакомить детей с процессом выращивания хлеба;
Публикация «Конспект логопедического занятия „Хлеб — всему голова“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2021
-донести до сознания детей что хлеб – это итог большой работы многих людей;
коррекционно-развивающие:
-упражнять детей в назывании хлебобулочных изделий;
-активизировать в речи слова-действия, связанные с производством хлеба;
-упражнять детей в образовании существительных с уменьшительно-ласкательным значением (словоизменение);
-развивать внимание, связную речь;
коррекционно-воспитательная:
-воспитывать у детей трудолюбие и уважение к чужому труду.
Подготовительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением сельскохозяйственных работ по выращиванию хлеба, заучивание пословиц и поговорок, экскурсия в хлебный магазин, чтение литературных произведений по теме.
Материал: Предметные картинки с изображением хлебобулочных изделий, картинки с изображением с/х машин, магнитофон, муляжи хлебобулочных изделий, корзинка.
Ход занятия:
Л. Ребята, сегодня я вас приглашаю в путешествие. А вот о чем мы будем говорить по ходу нашего путешествия, вы постарайтесь угадать:
Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый.
(Хлеб).
Д. : Хлеб.
Л. : Да, верно, мы с вами поговорим именно о нем. Хлеб, хлебушек, хлебушко. С румяной корочкой, душистый, ароматный, горячий, мягкий. Он – самый главный на каждом столе. А вот каким он может быть еще, вы мне и расскажите.
Дидактическая игра «Какой хлеб?».
Подбор определений к существительному. (Дети стоят в кругу и передают мяч называя определения. Например: хлеб румяный, свежий, душистый, аппетитный, мягкий, черствый, белый, горячий, ржаний, пшеничный, витаминный, воздушный и т. д.)
Л. : Дети, какой продукт был самым главным, самым почитаемым на Руси? Без него не обходился ни один праздник?
Д. : Хлеб.
Знают все, кто ест:
Хлеб не надоест!
Хлеб наша главная еда
Всегда!
Рыба – водица,
Ягода – трава,
А хлеб, как говорится
Всему голова!
Л. : Правильно, хлеб – всему голова! (логопед показывает белый и черный хлеб). А вы знаете, как относились к хлебу русские люди в старину?
Д. : К хлебу в старину относились свято, бережно, ведь он доставался тяжелым трудом. Хлеб брали чистыми руками. Его нельзя было выбрасывать. А если уронили хлеб, обязательно надо было поднять и поцеловать. Даже крошки со стола сгребали в ладонь и съедали.
Л. : Как называли хлеб, который пекли к празднику?
Д. : Каравай. (логопед показывает каравай).
Л. : Дети, кто расскажет нам стихотворение про каравай?
Д. : Вот он каравай душистый
С хрупкой корочкой витой,
Вот он мягкий, золотистый,
Словно солнцем налитой!
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА: «Из какого зерна пекут хлеб»
Л. : Из чего пекут хлеб?
Д. : Хлеб пекут из муки.
Л. : А что еще пекут из муки?
Д. : Блины, пироги, пряники, печенье, булочки и т. д.
Л. : А как одним словом можно все это назвать?
Д. : Хлебобулочные изделия.
Физкультминутка «В землю зернышко упало».
В землю зернышко упало, (приседают)
Прорастать на солнце стало (руки над головой)
Дождик землю поливал,
И росточек прорастал (медленно встают)
К свету и теплу тянулся
И красавцем обернулся. (2раза).
Л. : Молодцы дети. А теперь давайте вспомним пословицы и поговорки, посвященные хлебу.
Д. : Без хлеба – нет обеда.
Много света – много хлеба.
Хлеб всегда надо доедать.
Будет хлеб – будет и песня.
Не трудиться – хлеба не добиться.
Хлеб – всему голова.
Л. Люди очень ценят хлеб, часто называют его ласково – хлебушек. У нас есть полная корзинка хлебобулочных изделий, давайте назовем их ласково.
Дидактическая игра «Назови ласково».
(Дети выходят, берут из корзинки муляж, называют ласково, кладут на поднос).
Булка- булочка.
Батон – батончик.
Пряник – пряничек.
Пирог – пирожок.
Хлеб – хлебушек. Сушка – сушечка.
Баранка – бараночка.
Сухарь – сухарик.
Лепешка – лепешечка.
Пышка – пышечка.
Л. : Давайте поговорим с вами о том, как возделывают хлеб на полях в наши дни. Сначала хлеборобы готовят к посеву. Затем трактора вспахивают и боронят землю, рыхлят ее и начинают сев. К трактору прицепляют сеялки, и они ровным аккуратными рядами укладывают в землю зерна пшеницы и ржи. Наступают теплые жаркие деньки. Вот и взошла пшеница! За ее ростом следит агроном. Когда зерна хлебов созрели, начинается горячая пора для хлебопашцев – жатва. На поля выходят комбайны. Комбайны срезают колосья, выколачивают из них зерна, которые по специальному рукаву высыпают в грузовые машины.
Л. : А как вы думаете, куда потом везут зерно?
Д. : Зерно везут на элеватор, в зернохранилище. Там его сушат и очищают, а потом на мельницу, где из зерна мелют муку.
Л. : А куда доставляют муку?
Д. : Муку везут на хлебозавод, где из нее выпекают хлебобулочные изделия.
Л. : Правильно, муку везут на хлебозавод, где вымешивают тесто и выпекают его.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «Из чего пекут хлеб»
Л. : А что дальше?
Д. : Готовые изделия доставляют в магазины.
Л. : Но и сейчас труд хлебороба по прежнему очень нелегкий и напряженный! А чтобы мы могли принести домой обычный батон белого или ржаного хлеба, на славу поработали и комбайнеры, и трактористы, и шоферы, и пекари. Много рук прикоснулось к зерну, что бы оно превратилось в каравай хлеба!
Л. : Ребята, что нового вы сегодня узнали? (Ответы детей).
Вы видите, как много труда надо приложить, чтобы у людей на столе был хлеб. Поэтому и отношение к нему должно быть бережное.
Каждому знакомы мудрые слова:
Хлеб – хозяин дома
Всемшу он голова!