Приложение МААМ

Консультация «Характеристика нарушений звукопроизношения»

Алена Клейко
Консультация «Характеристика нарушений звукопроизношения»
▼ Скачать + Заказать документы

Нарушения звукопроизношения являются самыми распространенными недостатками речи у детей дошкольного возраста.

Неправильное произношение может наблюдаться в отношении любого согласного звука, но реже нарушаются те звуки, которые просты по способу артикуляции и не требуют дополнительных движений языка, например м, н, т, п.

Обычно нарушаются следующие группы звуков : свистящие (с, с\ з, з\ ц, шипящие (ш, ж, ч, щ, сонорные (л, л', р, р', j, задне­язычные (к, к', г, г', х, х', звонкие (в, з, ж, б, д, г, мягкие (т',д',н').

Публикация «Консультация „Характеристика нарушений звукопроизношения“» размещена в разделах

Часто твердые и мягкие пары согласных нарушаются в одинаковой степени. Например, если ребенок неправильно произ­носит звуки с, з, то дефектными оказываются также и их мягкие пары, т. е. с' и з'. Исключение составляют звуки р и л. Мягкие пары этих согласных чаще всего произносятся правильно, так как они более просты по способу артикуляции, чем их твердые варианты.

По количеству нарушенных звуков дислалия делится на простую и сложную.

У некоторых детей нарушается только одна группа звуков, например, только шипящие или только заднеязычные. Такое нарушение звукопроизношения определяется как простое (частичное, или мономорфное. У других детей нарушают­ся одновременно две или несколько групп звуков, например, ши­пящие и заднеязычные или свистящие, сонорные и звонкие. Такое нарушение звукопроизношения определяется как сложное (диффузное, или полиморфное.

В любой из вышеперечисленных групп различают три формы нарушения :

- искаженное произношение звука. Искажение звука выражается в том, что вместо правильного произносится звук, которого нет в фонетической системе русского языка. Например, велярный р, когда вибрирует тонкий край мягкого нёба, или увулярный р, когда вибрирует маленький язычок, а не кончик

языка; межзубный с, боковой ш, двугубный л и др.

- пропуск (отсутствие) звука в речи ребенка, т. е. неумение произ­носить его. Отсутствие звука в речи может выражаться в его выпадении в начале слова (например, вместо рыба ребенок говорит «ыба», в середине (пароход — «паоход») и в конце (шар — «ша»).

- замена одного звука другим, имеющимся в фонетической системе данного языка. Например: «колова» (корова).

Звук может заменятьсядругим звуком, имеющимся в фонети­ческой системе языка.

Замены:

1) замена звуков, одинаковых по способу образования и различающихся по месту артикуляции, например замена взрывных заднеязычных ки г взрывными переднеязычными ти д(«тулак» вместо кулак, «дудок» вместо гудок и т. п.);

2) замена звуков, одинаковых по месту артикуляции и различающихся по способу образования, например фрикативного переднеязычного спереднеязычным взрывным т («танки» вместо санки);

3) замена звуков, одинаковых по способу образования и различающихся по участию органов артикуляции, например сгубно-зубным ф («фумка» вместо сумка и т. п.);

4) замена звуков, одинаковых по месту и способу образования и различающихся по участию голоса, например звонких звуков глухими («пулка» вместо булка, «субы» вместо зубы);

5) замена звуков, одинаковых по способу образования и по активнодействующему органу артикуляции и различающихся по признаку твердости и мягкости, например мягких твердыми и твердых мягкими («ряз» вместо раз, «пула» вместо пила).

Нестойкие (нестабильные) замены – смешения звуков.

Причиной искаженного произношения звуков обычно является недостаточная сформированность или нарушения артикуля­ционной моторики. При этом дети не могут правильно выполнять движения органами артикуляционного аппарата, особенно язы­ком, в результате чего звук искажается, произносится неточно. Подобные нарушения называются фонетическими (некоторые ав­торы дают им определение антропофонические или моторные, так как при этом фонема не заменяется другой фонемой из фоне­тической системы данного языка, а звучит искаженно, но это не влияет на смысл слова.

Нарушения групп звонких и мягких звуков :

1. Сигматизм (от названия греческой буквы сигма, обозначающей звук с) — недостатки произношения свистящих (с,с', з,з', ц) и шипящих (ш, ж, ч, щ) звуков. Один из самых распространенных видов нарушений произношения.

2. Ротацизм (от названия греческой буквы ро, обозначающей звук р) — недостатки произношения звуков ри р'.

3. Ламбдацизм (от названия греческой буквы ламбда, обозначающей звук л) —недостатки произношения звуков ли л'.

4. Дефекты произношения нёбных звуков :

- каппацизм — звуков ки к';

- гаммацизм — звуков ги г';

- хитизм — звуков х и х';

- йотацизм — звука й

5. Дефекты озвончения — недостатки произношения звонких согласных звуков. Эти дефекты выражаются в замене звонких согласных звуков парными глухими звуками : б-п, д-т, в-ф, з-с, ж-ш, г-ки т. д.

Этот недостаток часто встречается у детей, страдающих тугоухостью.

6. Дефекты смягчения — недостатки произношения мягких согласных звуков, заключающиеся в основном в замене их парными твердыми, например д'-д, п'-п, к'-к, р'-р и т. д.

Публикации по теме:

Консультация «Характеристика нарушений поведения и деятельности у детей» Введение Нарушение поведения у детей может проявляться в непослушании, в неадекватных реакциях на замечания, снижение успеваемости при обучении,.

Консультация «Характеристика шипящих звуков и их артикуляция» К группе шипящих звуков относят звуки ш, ж, ч, щ. Звук ш согласный, глухой, твёрдый. Парного ему мягкого звука в русском языке нет. При.

Консультация для воспитателей «Характеристика подвижных игр» Характеристика подвижных игр 1. Особенности подвижных игр 2. Педагогические основы организации и проведения подвижных игр 1. Подвижные.

Консультация «Характеристика поведения детей» Характеристика поведения детей На основе диагностики и наблюдения за детьми, в группе старшего дошкольного возраста были выявлены дети с.

Консультация «Характеристика различных видов игр дошкольников» В дошкольном возрасте игра становится ведущим видом деятельности, но не потому, что современный ребенок, как правило, большую часть времени.

Консультация «Характеристика старшего дошкольного возраста» Возраст 5-6 лет - это старший дошкольный возраст. Он является очень важным возрастом в развитии познавательной сферы ребенка, интеллектуальной.

Консультация для родителей «Характеристика речи детей 3–4 лет» Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Детский сад № 140» Консультация для родителей: "Характеристика речи детей.

Консультация «Патогенез нарушений звукопроизношения у детей с дизартрией» Клиническая картина дизартрии была описана еще в конце 19 – начале 20 века. Однако единого определения этой формы речевого нарушения не.

Консультация для родителей «О коррекции нарушений звукопроизношения» «О коррекции нарушений звукопроизношения» Подготовила: Инструктор по физической культуре Шимон О. А. Развитие правильного звукопроизношения.

Особенности логопедической работы по преодолению нарушений звукопроизношения у детей с ОНР 3 уровня Система логопедического воздействия имеет комплексный характер: коррекция звукопроизношения сочетается с формированием звукового анализа.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Характеристика нарушений звукопроизношения»
Опубликовано: 19 сентября 2019 в 06:40
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Характеристика нарушений звукопроизношения»» (включая файлы) размещена пользователем Алена Клейко (УИ 739500) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Календарь
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД