Алена Клейко
Консультация «Характеристика нарушений звукопроизношения»
▼ Скачать + Заказать документы
Нарушения звукопроизношения являются самыми распространенными недостатками речи у детей дошкольного возраста.
Неправильное произношение может наблюдаться в отношении любого согласного звука, но реже нарушаются те звуки, которые просты по способу артикуляции и не требуют дополнительных движений языка, например м, н, т, п.
Обычно нарушаются следующие группы звуков : свистящие (с, с\ з, з\ ц, шипящие (ш, ж, ч, щ, сонорные (л, л', р, р', j, заднеязычные (к, к', г, г', х, х', звонкие (в, з, ж, б, д, г, мягкие (т',д',н').
Публикация «Консультация „Характеристика нарушений звукопроизношения“» размещена в разделах
Часто твердые и мягкие пары согласных нарушаются в одинаковой степени. Например, если ребенок неправильно произносит звуки с, з, то дефектными оказываются также и их мягкие пары, т. е. с' и з'. Исключение составляют звуки р и л. Мягкие пары этих согласных чаще всего произносятся правильно, так как они более просты по способу артикуляции, чем их твердые варианты.
По количеству нарушенных звуков дислалия делится на простую и сложную.
У некоторых детей нарушается только одна группа звуков, например, только шипящие или только заднеязычные. Такое нарушение звукопроизношения определяется как простое (частичное, или мономорфное. У других детей нарушаются одновременно две или несколько групп звуков, например, шипящие и заднеязычные или свистящие, сонорные и звонкие. Такое нарушение звукопроизношения определяется как сложное (диффузное, или полиморфное.
В любой из вышеперечисленных групп различают три формы нарушения :
- искаженное произношение звука. Искажение звука выражается в том, что вместо правильного произносится звук, которого нет в фонетической системе русского языка. Например, велярный р, когда вибрирует тонкий край мягкого нёба, или увулярный р, когда вибрирует маленький язычок, а не кончик
языка; межзубный с, боковой ш, двугубный л и др.
- пропуск (отсутствие) звука в речи ребенка, т. е. неумение произносить его. Отсутствие звука в речи может выражаться в его выпадении в начале слова (например, вместо рыба ребенок говорит «ыба», в середине (пароход — «паоход») и в конце (шар — «ша»).
- замена одного звука другим, имеющимся в фонетической системе данного языка. Например: «колова» (корова).
Звук может заменятьсядругим звуком, имеющимся в фонетической системе языка.
Замены:
1) замена звуков, одинаковых по способу образования и различающихся по месту артикуляции, например замена взрывных заднеязычных ки г взрывными переднеязычными ти д(«тулак» вместо кулак, «дудок» вместо гудок и т. п.);
2) замена звуков, одинаковых по месту артикуляции и различающихся по способу образования, например фрикативного переднеязычного спереднеязычным взрывным т («танки» вместо санки);
3) замена звуков, одинаковых по способу образования и различающихся по участию органов артикуляции, например сгубно-зубным ф («фумка» вместо сумка и т. п.);
4) замена звуков, одинаковых по месту и способу образования и различающихся по участию голоса, например звонких звуков глухими («пулка» вместо булка, «субы» вместо зубы);
5) замена звуков, одинаковых по способу образования и по активнодействующему органу артикуляции и различающихся по признаку твердости и мягкости, например мягких твердыми и твердых мягкими («ряз» вместо раз, «пула» вместо пила).
Нестойкие (нестабильные) замены – смешения звуков.
Причиной искаженного произношения звуков обычно является недостаточная сформированность или нарушения артикуляционной моторики. При этом дети не могут правильно выполнять движения органами артикуляционного аппарата, особенно языком, в результате чего звук искажается, произносится неточно. Подобные нарушения называются фонетическими (некоторые авторы дают им определение антропофонические или моторные, так как при этом фонема не заменяется другой фонемой из фонетической системы данного языка, а звучит искаженно, но это не влияет на смысл слова.
Нарушения групп звонких и мягких звуков :
1. Сигматизм (от названия греческой буквы сигма, обозначающей звук с) — недостатки произношения свистящих (с,с', з,з', ц) и шипящих (ш, ж, ч, щ) звуков. Один из самых распространенных видов нарушений произношения.
2. Ротацизм (от названия греческой буквы ро, обозначающей звук р) — недостатки произношения звуков ри р'.
3. Ламбдацизм (от названия греческой буквы ламбда, обозначающей звук л) —недостатки произношения звуков ли л'.
4. Дефекты произношения нёбных звуков :
- каппацизм — звуков ки к';
- гаммацизм — звуков ги г';
- хитизм — звуков х и х';
- йотацизм — звука й
5. Дефекты озвончения — недостатки произношения звонких согласных звуков. Эти дефекты выражаются в замене звонких согласных звуков парными глухими звуками : б-п, д-т, в-ф, з-с, ж-ш, г-ки т. д.
Этот недостаток часто встречается у детей, страдающих тугоухостью.
6. Дефекты смягчения — недостатки произношения мягких согласных звуков, заключающиеся в основном в замене их парными твердыми, например д'-д, п'-п, к'-к, р'-р и т. д.