МААМ-картинки

Консультация «Характеристика поведения детей»

Надежда Войнова
Консультация «Характеристика поведения детей»
▼ Скачать + Заказать документы

Характеристика поведения детей

На основе диагностики и наблюдения за детьми, в группе старшего дошкольного возраста были выявлены дети с проблемами в нравственном развитии и в отношении к сверстникам. По результатам социометрии, основанной на методике "Капитан корабля". Больше всех "отрицательных" выборов у сверстников получил Серёжа Б.. Метод вербальных выборов подтвердил, что Серёжа попал в разряд "отвергаемых", объясняя, что он "злой, дерётся, не слушается, обзывается, ведёт себя полохо.

О Серёже.

Публикация «Консультация „Характеристика поведения детей“» размещена в разделах

На занятии по рисованию подгруппа детей рисовала клоуна. У Артёма очень хорошо получился клоун в яркой одежде. Воспитатель похвалила этого мальчика. В то время, когда я отвлеклась к другим детям, Серёжа подошёл к Артёму и стал подсмеиваться над рисунком, а потом замазал весь рисунок чёрной краской. Когда увидел расстроенный вид Артёма, веселился и кривлялся. Учёные разных направлений предполагают различные подходы к определению сущности агрессивного поведения. Агрессивность понимается как целенаправленное нанесение физического или психического ущерба другому лицу. В этом случае проявлялась физическая агрессия разрушения продукта деятельности. Существует ещё и вербальная агрессия, которая направлена на обвинение или угрозы сверстнику, которые осуществляются в различных высказываниях. Так на прогулке к воспитателю подошла Ксюша и сообщила: "Серёжа сказал, что меня задушит и убьёт".

Для понимания направленности агрессивного поведения, его причин и целей, использовались естественные эксперименты, в которых ребёнку предстояло решить проблемную ситуацию.

В начале игры "Мозаика" Серёжа был наблюдателем, особого интереса к действиям сверстника не проявлял, крутился. Но когда услышал порицание в адрес партнёра, Серёжа стал смеяться над ним и говорить: "Ну и домик! Ха-ха-ха! Для Бабы-Яги, не забудь куриные ножки построить! Ха-ха!" и своими ногами пытался задеть сверстника. Серёжа поддержал негативную оценку взрослого. Когда услышал похвалу в адрес партнёра, с насмешкой проговорил " Красивый дом". И стал бить себя по груди кулаками. Тем самым негласно выразил протест в ответ на поощрение. Аналогичное задание выполнял и Серёжа. Первые его слова: "Я не умею. Я не знаю. Надо сделать треугольник и квадрат. Только я не умею". Сначала детальки перекладывал, недовольно смотрел на партнёра, ёрзал. Когда сверстник сказал ему". Это просто, вот так надо. ", Серёжа ответил тихо, со злостью :" Может помолчишь. " Во время порицания его действий взрослым Серёжа испуганно, нервно убирал детальки, перекладывал, снова говорил:" Я не умею. " Партнёр пытался ему помочь. После похвалы взрослым Серёжа повеселел, улыбаясь, комментировал свои действия:" Домики бывают квадратами и прямоугольниками. " Во второй части задания Серёжа переспрашивал у взрослого, проверяя правильность своих действий. " Теперь по кругу надо солнце делать. Вот так, да?" Замечая, что у него меньше жёлтых деталей, смотрит какое солнце получается у Феди и комментирует: " Это у тебя не солнце! Ха-ха-ха! Лучики должны быть маленькие". Когда из синих деталей выкладывали небо, у Серёжи их было больше, и он с превосходством стал выкладывать. Федя попросил у Серёжи детали, на что получил ответ: " Мои фишки!" и закрыл их руками. Потом посмотрел на Федю и добавил: "Сейчас доделаю небо и дам. " В конце задания поделились фишками и оба остались довольны.

Мотивация, провоцирующая агрессивность у Серёжи - это ущемление достоинств другого, чтобы подчеркнуть своё превосходство, а также защита своих интересов. Развитие психических процессов у Серёжи находится на уровне ниже среднего. С целью выявления отношения ребёнка к окружающим проводилась методика "Незаконченные предложения. " Серёже трудно сосредоточиться на содержании нескольких ситуаций, он вертелся, говорил:" Не знаю, не умею. ", потому что развитие произвольности на уровне ниже среднего. Мальчик отличается неумением играть. Отсутствие игровых навыков наблюдалось и в коррекционной работе, не смог изобразить животного в игре "Жизнь в лесу. ", не смог "вылепить" фигуру в игре " Скульптор. ". Испытывал трудности показать жестами в игре " Разговор через стекло. " Настроение у Серёжи в процессе этих игр было скучное. Но когда предложили самостоятельные игры, он взял пистолет и стал стрелять, выбрасывая всю энергию, накопившуюся в предыдущей работе.

Имея высокую самооценку, Серёжа сомневается в положительном отношении со стороны сверстников. Мальчик переживает свою непризнанность со стороны детей группы.

Все эти данные дают основание полагать, что главной отличительной чертой агрессивного ребёнка является его отношение к сверстнику. Сверстник выступает для него как противник, конкурент, препятствие, которое нужно устранить. Причина агрессивности у Серёжи исходит от особенностей семейного воспитания, где он предоставлен сам себе, где нет режима, мама занята работой, свое недовольство ребенком выражает криками, шлепками.

На 4 - ом этапе коррекционной работы в игре "Злой дракон" Серёжа успокаивал своего друга. В игре "Живые куклы" проявлял сопереживание героям, предлагал помощь через свои действия. Благодаря коррекционной работе у Серёжи появились первые попытки доброжелательного отношения к сверстникам, уменьшились конфликты в группе.

О Максиме.

Максим - застенчивый мальчик. Известно, что застенчивость порождает ряд существенных трудностей в общении людей и в их отношениях.

Для Максима проблема вступить в контакт с новыми людьми, переживает скованность в присутствии других. С одной стороны Максим стремится на общение с взрослым, с удовольствием идёт на сказкотерапию, где вместе с детьми занимаются и родители. Но с другой стороны, когда обращаешься к нему непосредственно с вопросом, просьбой, замирает, молчит или уходит. В его поведении отражается борьба двух противоположных тенденций приближения - удаления, которая проявляется при встрече с незнакомыми людьми. Такое поведение называют амбивалентным.

В общении с посторонними ребёнок испытывает эмоциональный дискомфорт, который проявляется в робости, неуверенности, напряжении, выражение амбивалентных эмоций удовольствия и в тоже время тревоги или страха.

Максим переживает страх на любых публичных выступлениях. Даже на занятиях, когда знакомый воспитатель задает вопрос, мальчик молчит. Хотя во взаимоотношениях с детьми общается, играет.

Исследования по социометрии показали, что Максим имеет статус "предпочитаемого" в группе сверстников.

Когда попросила Максима сделать рисунок на листе губной помадой, он испытал робость и смущение, но так и не стал рисовать. Ребёнок очень боится быть в центре внимания.

В процессе бесед на личностные темы Максим вел себя особенно сдержанно, испытывал напряжение. Чтобы выявить отношение ребёнка к другому, использовала методику "Незаконченные истории": Максим молчал, испытывая напряжение. Когда воспитатель называла варианты ответов, то он отвечал однословно: 1."Поможет" 2."Отобрал" 3."Помогла" 4."Пусть играет".

В беседе о друге Максим также был сдержан: "Артём. Он хороший, добрый, хорошо играет, делится игрушками". На вопрос: "С кем ты не дружишь? Что можешь о нём рассказать?" - ответил: "Серёжа. Он дерётся". На дополнительный вопрос: "А что ты делаешь, когда Серёжа дерётся?" - ответил: "В спальне закрою".

В игре "Мозаика" когда Максим был наблюдателем, он не помогал Ксюше, молча смотрел как она выполняла задание. На порицание со стороны взрослого в адрес Ксюши отреагировал смущённым взглядом, как - то согнулся, но отдалился от Ксюши. Когда взрослый хвалил действия Ксюши, Максим снова приблизился к ней, наблюдал с интересом.

Когда он сам стал выполнять это задание, Ксюша старалась ему помочь, он принимал её помощь, шел на контакт. Во второй части проблемной ситуации сначала Максим с удовольствием включился в игру, но когда понял, что детали закончились, смутился, замкнулся, долго не решался обратиться к Ксюше. Девочка сама проявила инициативу, предложив свои детали, он охотно принял эту помощь, стал более раскованным, уверенным, сказал Ксюше: "Я смогу сделать сам".

При проведении методики " Лесенка" мы ещё раз убедились в том, что Максим относится к детям, у которых разрыв между собственной оценкой и его оценкой глазами других очень большой. Это говорит о переживании собственной незначительности и недооценённости в глазах других. В игре "Жизнь в лесу". Максим свободно общался с детьми, потому что все "условные сигналы" выражались в физическом контакте, не было никаких предметных атрибутов, не было необходимости говорить. "Разговор сквозь стекло," отказался играть. "Лепим скульптуру" с удовольствием принимал на себя роль глины, но быть скульптором не захотел, в игре "Злой дракон. " выполнял действия предложенные детьми. В результате коррекционной работы Максим стал более раскованным, самостоятельно шел на контакт со взрослым.

О Савве.

Савва голубоглазый, белокурый мальчик, небольшого роста и худощавого телосложения, очень подвижный и громкоговорящий. Может легко и резко перебивать разговор взрослых, игру детей. Так во время общения в небольшой подгруппе детей перебивает вопрос взрослого и ответы детей: " Дайте, я! Я скажу!", "Я сейчас буду говорить!" Когда предоставляется ему возможность сказать, начинает торопиться и повторять одни и те же слова:" Ну, как там? Ну, как там?"

Савва ярко проявляет интерес к действиям сверстника, перебивая его: "Ты не так строишь! Я знаю как! Я, я буду строить!", выхватывает строительный материал, и что-то начинает строить непонятное, потом бросает и уходит в другое место. Характер участия в действиях сверстника окрашен яркой демонстративностью. Самооценка у Саввы высокая. Когда попросила показать на лесенке:" Где бы тебя поставили дети, на какую ступеньку. " Он перевернул вопрос и ответил, что "дети будут стоять на ступеньках ниже. "

Очень ярко прослеживалась демонстративность в проведении игры " Мозаика. " Савва, понаблюдав минуту, за тем, как его партнер выполнял задание, сразу стал перебивать: " Да, ты не так! Дай я! Я лучше могу!", взял детали мозаики и начал вставлять. а когда Савва услышал порицание в адрес партнёра, оживился и громко стал говорить, комментировать:" Вот! Я уже говорил, что ты не так делаешь! Кривой дом! Да и крыша кривая!" Эмоциональная реакция Саввы на похвалу и порицание взрослым действий партнёра, как демонстративных детей носит негативный характер.

Во время коррекционных игр Савва проявлял демонстративность даже в игре "Конкурс хвастунов", где нужно было назвать преимущества соседа и похвастаться его достоинствами: " Он хороший, меня пожалел, когда, ну, в игре. со мной играет. Правда, я хорошо сказал?" Очень демонстративно, по-своему проявлял в игре " Закончи рисунок". Во всех рисунках своих сверстников рисовал своего человечка с поднятыми вверх волосами, густо заштрихованными. Когда дети высказывали своё разочарование: " Зачем ты, Савва, испортил рисунок, нужно было дорисовать, к машине мог бы дорогу нарисовать. " Савва промолчал и пытался дорисовать свой рисунок и объединить двух человечков, поясняя:" Они будут за руки держаться. Подружились. "

К концу коррекционной работы, Савва стал понемногу сдерживаться от критики и прислушиваться к сверстникам.

Благодаря системной и последовательной коррекционной работе по воспитанию у дошкольников гуманных отношений, осуществляется главная задача нравственности - у детей формируется положительное отношение к другим людям, социальное чувство, социальные действия и взаимопомощь.

Публикации по теме:

Консультация «Характеристика нарушений поведения и деятельности у детей» Введение Нарушение поведения у детей может проявляться в непослушании, в неадекватных реакциях на замечания, снижение успеваемости при обучении,.

Консультация для воспитателей «Характеристика речевого развития детей от 2 до 7 лет» Речевое развитие детей 2-3 лет Специалисты считают возраст с двух до трех лет критическим в плане речевого развития и рекомендуют совершить.

Консультация для воспитателей «Характеристика подвижных игр» Характеристика подвижных игр 1. Особенности подвижных игр 2. Педагогические основы организации и проведения подвижных игр 1. Подвижные.

Консультация для родителей «Характеристика речи детей 3–4 лет» Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Детский сад № 140» Консультация для родителей: "Характеристика речи детей.

Консультация для воспитателей «Характеристика игр детей раннего возраста» Адаптационные Основная задача игр с детьми в адаптационный период – наладить доверительные отношения с каждым ребенком, подарить малышам.

Консультация «Характеристика тревожности детей старшего дошкольного возраста с СДВГ» В отечественной психолого – педагогической литературе можно выделить несколько подходов в понимании тревожности. Р. С. Немов тревожность.

Консультация по теме: 10 причин плохого поведения детей К сожалению, очень часто дети ведут себя плохо, не так, как ждут от них родители: капризничают, ругаются, устраивают истерики и даже дерутся.

Консультация учителя-логопеда для родителей «Характеристика речи детей младшего дошкольного возраста» Характеристика речи детей младшего дошкольного возраста. Ребенок не рождается со сложившейся речью. Постепенно, шаг за шагом,он учится.

Общая характеристика нарушений поведения у учащихся с интеллектуальными нарушениями Говоря о нарушениях поведения, необходимо дать несколько общих определений. Прежде всего, нужно понять, что есть поведение в целом. Поведение.

Консультация «Урок поведения. Как привить хорошие манеры поведения своему ребёнку» С хорошими манерами не рождаются, их приобретают в детстве под влиянием взрослых и окружающей среды. Родительский дом оказывает огромное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Характеристика поведения детей»
Опубликовано: 28 мая 2019 в 23:07
+22Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Характеристика поведения детей»» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Войнова (УИ 315369) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД