Аксёнова Татьяна
Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе «Гуси-лебеди»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе.
Тема: Чтение русской - народной сказки: «Гуси - лебеди».
Цель: Познакомить детей со сказкой «Гуси- лебеди».
Задачи:
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе „Гуси-лебеди“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Старшая группа
- «Гуси лебеди», сказка
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2020
Образовательные: Приобщать детей к устному народному творчеству средством сказки. Обучать детей элементам драматизации. Готовить детей к перессказыванию сказки (полно, последовательно, выразительно). Уточнение и расширение глагольного словаря. Совершенствовать общую и мимическую моторику детей. Умение понимать и передавать эмоциональное состояние другого человека по его мимики и жестикуляции.
Развивающие: Развивать голос, выразительность речи, общую моторику и координацию речи с движением. Формировать возможность перевоплощения с использованием мимики, пантомимики, ритмической стороны речи. Развивать эмоции, слуховое и зрительное внимание, память, воображение, нравственное представление.
Воспитывающие: Формировать у детей умение внимательно слушать рассказ взрослого, соблюдать правила подвижной игры; вырабатывать учебные навыки (отвечать на вопросы, слушать, не перебивая).
Оборудование: Книга с русской - народной сказкой «Гуси - лебеди». ИКТ с презентацией по сказке «Гуси – лебеди», столы, стулья, шаль для сказочницы, черно - белые иллюстрации для раскрашивания по количеству детей, пиктограммы.
Ход занятия:
1. Организационный момент
Вводная беседа. Создание эмоционального фона восприятия сказки. Оживление личного опыта детей. (Педагог приглашает детей на стульчики, стоящие перед экраном ИКТ).
Воспитатель: - Здравствуйте ребята, я очень рада вас видеть, и к нашей встрече готовилась. Посмотрите, что я принесла вам. Это книга сказок.
- Посмотрите внимательно на иллюстрацию.
Как называется сказка, к которой она нарисована?
- Поднимите руку кому читали эту сказку? Кто видел мультфильм по этой сказки?
2. Основная часть
Выразительное рассказывание сказки педагогом с использованием иллюстраций на ИКТ.
Воспитатель: - Сегодня, я вам расскажу вам сказку и покажу (накидывает шаль). - Я буду сказочница
«Детушки - касатушки,
Вы садитесь - не стесняйтесь,
По удобнее располагайтесь.
Всем ли видно, всем ли слышно?
Приготовьте ушки - глазки,
Расскажу сейчас вам сказку»
Русскую - народную «Гуси-лебеди». (Рассказывание сказки педагогом). «Вот и сказочке конец, А кто слушал, молодец». (Воспитатель снимает шаль).
Воспитатель: - Понравилась вам сказка?
Кто помогал Бабе - Яге? (Гуси - лебеди).
Физкультурная минутка: Подвижная игра «Гуси-лебеди».
Воспитание правильного дыхания, развитие координации движений.
Воспитатель: - Давайте выйдем на лужок, встанем в кружок. Мы сейчас превратимся в Гусей – лебедей (игра)
Гуси - лебеди летели
На лужайку тихо сели
Походили Поклевали
Потом быстро побежали
Гуси - лебеди летят, крыльями шумят.
Прогнулись над водой
Качают головой
Прямо и гордо умеют держаться
И очень бесшумно на место садятся.
Беседа по сказке (использование пиктограмм)
Воспитатель: - Как называется сказка, которую я вам рассказывала? (Г. -Л.)
-Она вам понравилась?
-Давайте еще раз вспомним ее.
-Кто выступит в роли сказочника и начнет ее рассказывать?
-С чего начинается сказка? (Жили-были муж и жена, и были у них дочка Машенька и сыночек Ванечка. Один раз родители поехали в город, а дочке велели следить за братцем. Девочка их не послушалась и оставила братца одного. Прилетели гуси-лебеди и унесли мальчика.)
-Что сделала Маша? (Она пошла искать братца.)
-Кто помог ей сначала? (Маше помогла печка. Она попросила Машу подбросить в нее дров и показала ей дорогу.)
-Кто помог ей потом? (Потом ей помогла яблоня. Она попросила стрясти яблочки с ее веточек и показала, куда бежать дальше.)
-Кто еще помог Маше? (Потом Маше помогла молочная речка-кисельные берега. Она попросила убрать камень и рассказала куда дальше идти.)
-Какая была Маша, когда она искала братца? (печальная)
-Покажем какое лицо было у Маши. (Показ пиктограммы и изображение детьми.)
-Куда пришла Маша и что там увидела? (Маша пришла в дремучий лес и увидела избушку на курьих ножках. В избушке сидела Баба Яга, а перед окошком сидел Ванюшка.)
- Какая была Баба Яга? (Злая.)
- Давайте изобразим ее. (Показ пиктограммы и изображение детьми.)
-Что дальше сделала девочка? (Маша схватила братца и побежала домой.)
- Кто помчался в погоню за детьми? (За ними полетели гуси-лебеди.)
-Кто опять помогал Маше с Ванюшей и прятал их от гусей? (Маше опять помогали речка, яблоня, печка.)
-Что испытывали Маша с Ванюшей, когда их догоняли гуси-лебеди? (Страх, испуг.)
-Давайте покажем. (Показ пиктограммы и изображение детьми.)
- Удалось ли гусям отнять Ванюшку? (Гуси-лебеди улетели к Бабе Яге ни с чем.)
- Чем закончилась сказка? (Дети прибежали домой, а тут приехали их родители и привезли им подарки.)
-Какие лица стали у Маши и Вани, когда они вернулись домой? (Радостные.) -Давайте покажем. (Показ пиктограммы и изображение детьми.)
-Молодцы. Мне очень понравилось, как вы изображали характер и чувства героев сказки.
Игра малой подвижности: «Слушайте внимательно» и найдите ошибки, если они будут. Если что-то сказано неправильно, вы должны качать головой из стороны в сторону и хором говорить: «Нет, нет, нет.» Если же нет ошибок, кивайте головами и повторяйте: «Да, да, да».
-Отец с матерью уехали в город, а Маша с Ванюшей остались дома. (Да,да,да.) Воспитатель: -Налетели гуси-лебеди, подхватили Машеньку, посадили на крылья и унесли. (Нет, нет, нет.)
- Маша печка помогла - дровец в неё подбросила. (Да, да, да.)
- Маша яблоньке помогла - яблочки на неё повесила. Нет, нет, нет.)
- Маша речке помогла - камень сдвинула. (Да, да, да.)
- Схватила Маша Ванюшку и скорее побежала домой. (Да, да, да.) –
- Видит Маша, в поле печка течет, а рядом речка печет. (Нет, нет, нет.)
- Маше с Ванюшей помогали спрятаться от гусей-лебедей : печка, яблонька, речка и Баба Яга. (Нет, нет, нет.)
- Прибежала Маша домой: Ванюшку умыла, причесала, на лавочку посадила, сама рядом села. (Да, да, да.)
(Воспитатель выступает в роли чтеца и режиссера).
- Какой эпизод сказки вам понравился больше? Давайте мы с вами попробуем его разыграть.
Смотрите как: Чтец: Бежит Машенька и видит, стоит в поле яблонька. Маша к ней.
Маша: «Здравствуй яблонька» (кланяется).
Яблонька: «Здравствуй девочка» (кланяется).
Маша: «Яблонька - яблонька, скажи, пожалуйста, куда гуси - лебеди полетели?»
Яблонька: «Собери мои яблочки, тогда и скажу.»
Чтец: Маша собрала яблочки в корзинку.
Яблонька: «Спасибо Машенька»
Чтец: Гуси - лебеди улетели в темный дремучий лес.
Маша: «Спасибо яблонька за помощь.»
Чтец: И побежала Машенька дальше.
3. Заключительная часть
Оценка занятия. Оценка работы детей.
Рефлексия
Вознаграждение (подарить каждому ребенку черно - белую иллюстрацию к сказке «Гуси - лебеди» для раскрашивания).
Приложение:
Сказка Гуси-лебеди
Жили мужик да баба. У них была дочка да сынок маленький.
— Доченька, — говорила мать, — мы пойдем на работу, береги братца! Не ходи со двора, будь умницей — мы купим тебе платочек.
Отец с матерью ушли, а дочка позабыла, что ей приказывали: посадила братца на травке под окошко, сама побежала на улицу, заигралась, загулялась.
Налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика, унесли на крыльях.
Вернулась девочка, глядь — братца нету! Ахнула, кинулась туда-сюда — нету!
Она его кликала, слезами заливалась, причитывала, что худо будет от отца с матерью, — братец не откликнулся.
Выбежала она в чистое поле и только видела: метнулись вдалеке гуси-лебеди и пропали за темным лесом. Тут она догадалась, что они унесли ее братца: про гусей-лебедей давно шла дурная слава — что они пошаливали, маленьких детей уносили.
Бросилась девочка догонять их. Бежала, бежала, увидела — стоит печь.
— Печка, печка, скажи, куда гуси-лебеди полетели?
Печка ей отвечает:
— Съешь моего ржаного пирожка — скажу.
— Стану я ржаной пирог есть! У моего батюшки и пшеничные не едятся…
Печка ей не сказала. Побежала девочка дальше — стоит яблоня.
— Яблоня, яблоня, скажи, куда гуси-лебеди полетели?
— Поешь моего лесного яблочка — скажу.
— У моего батюшки и садовые не едятся…
Яблоня ей не сказала. Побежала девочка дальше. Течет молочная река в кисельных берегах.
— Молочная река, кисельные берега, куда гуси-лебеди полетели?
— Поешь моего простого киселька с молочком — скажу.
— У моего батюшки и сливочки не едятся…
Долго она бегала по полям, по лесам. День клонится к вечеру, делать нечего — надо идти домой. Вдруг видит — стоит избушка на курьей ножке, об одном окошке, кругом себя поворачивается.
В избушке старая баба-яга прядет кудель. А на лавочке сидит братец, играет серебряными яблочками.
Девочка вошла в избушку:
— Здравствуй, бабушка!
— Здравствуй, девица! Зачем на глаза явилась?
— Я по мхам, по болотам ходила, платье измочила, пришла погреться.
— Садись покуда кудель прясть.
Баба-яга дала ей веретено, а сама ушла. Девочка прядет — вдруг из-под печки выбегает мышка и говорит ей:
— Девица, девица, дай мне кашки, я тебе добренькое скажу.
Девочка дала ей кашки, мышка ей сказала:
— Баба-яга пошла баню топить. Она тебя вымоет-выпарит, в печь посадит, зажарит и съест, сама на твоих костях покатается.
Девочка сидит ни жива ни мертва, плачет, а мышка ей опять:
— Не дожидайся, бери братца, беги, а я за тебя кудель попряду.
Девочка взяла братца и побежала. А баба-яга подойдет к окошку и спрашивает:
— Девица, прядешь ли?
Мышка ей отвечает:
— Пряду, бабушка…
Баба-яга баню вытопила и пошла за девочкой. А в избушке нет никого. Баба-яга закричала:
— Гуси-лебеди! Летите в погоню! Сестра братца унесла.
Сестра с братцем добежала до молочной реки. Видит — летят гуси-лебеди.
— Речка, матушка, спрячь меня!
— Поешь моего простого киселька.
Девочка поела и спасибо сказала. Река укрыла ее под кисельным бережком.
Гуси-лебеди не увидали, пролетели мимо.
Девочка с братцем опять побежала. А гуси-лебеди воротились, летят навстречу, вот-вот увидят. Что делать? Беда! Стоит яблоня…
— Яблоня, матушка, спрячь меня!
— Поешь моего лесного яблочка.
Девочка поскорее съела и спасибо сказала. Яблоня ее заслонила ветвями, прикрыла листами.
Гуси-лебеди не увидали, пролетели мимо.
Девочка опять побежала. Бежит, бежит, уж недалеко осталось. Тут гуси-лебеди увидели ее, загоготали — налетают, крыльями бьют, того гляди, братца из рук вырвут.
Добежала девочка до печки:
— Печка, матушка, спрячь меня!
— Поешь моего ржаного пирожка.
Девочка скорее — пирожок в рот, а сама с братцем — в печь, села в устьице.
Гуси-лебеди полетали-полетали, покричали-покричали и ни с чем улетели к бабе-яге.
Девочка сказала печи спасибо и вместе с братцем прибежала домой.
А тут и отец с матерью пришли.