Наталья Бурякова
Гражданственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Гражданственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами краеведения на примерах культурных ценностей и традиций родного края»
Подготовила Бурякова Наталья Юрьевна, музыкальный руководитель высшей категории МБДОУ «Детский сад №74 «Родничок»
Публикация «Гражданственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Старшая группа
- Темочки
Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Современное активное обращение отечественного образования к культурологическому подходу в воспитании делает проблему гражданственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста особенно актуальной.
Важнейшим фактором поиска новых путей гражданственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста являются являются изменяющиеся приоритеты и ценностные ориентации общества, которые оказали влияние на формирование новой философии образования, основывающейся на принципах демократизации и гуманизации
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан на 2011-2015 гг.» определила цели, задачи и основные пути патриотического воспитания, направленного на «поддержание общественной и экономической стабильности, упрочнения единства и дружбы народов». Общеизвестно, что формирование чувства патриотизма: любви и привязанности, преданности и ответственности, желания трудиться на благо родного края, беречь и умножать его богатство следует нужно начинать еще в дошкольном возрасте.
Патриотическое чувство по своему содержанию многогранно. Это и любовь к своей семье, родным местам, гордость за народ, ощущение своей связи с окружающим миром, стремление сохранять и приумножать богатство страны.
В нашем детском саду сложилась система гражданственно- патриотического воспитания детей, которая включает целый комплекс задач:
• Воспитание у детей любви и привязанности к семье, родному дому, детскому саду, родной улице.
• Формирование бережного отношения к родной природе.
• Развитие интереса к национальным традициям и промыслам.
• Формирование элементарных знаний о правах человека.
• Расширение представлений о России, о её столице-Москве; о республике Марий Эл, её столице- Йошкар-Оле, городах, селах и деревнях Марийской Республики.
• Знакомство детей с символами государства: гербом, флагом гимном страны, нашей республики.
•Развитие чувства ответственности и гордости за достижения нашей Родины,уважительное отношение к ветеранам - участникам Великой Отечественной войны, героям труда,защитникам Отечества.
• Формирование чувства уважения к другим людям, народам и их традициям.
Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, не может быть успешно решено без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.
Приобщать детей к культуре своего народа необходимо, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь.
Изучая культурные традиции своего народа, ребенок не только получает багаж знаний, накопленный веками, но и полностью раскрывает личностные особенности; а погружаясь в творческий процесс, старается показать все лучшее, что у него есть.
Приобщение к народной национальной культуре должно носить обязательно живой, неформальный характер. Учитывая этот принцип, всю работу с детьми проводим в форме бесед, посиделок, различных игр, сказочных путешествий, театрализованных представлении, праздников и развлечений.
Исходя из этого, наиболее эффективны следующие формы работы с детьми:
• Совместная - творческая деятельность взрослого и ребенка.
• Творческая деятельность педагога с подгруппой детей.
• Фронтальная: проведение праздников и развлечений.
В своей работе по приобщению детей к истокам народной культуры выделяем еще несколько компонентов.
1 Создание предметно-развивающей среды
2. Работа с детьми;
3. Работа с родителями.
Формирование предметно-развивающей среды патриотической направленности:
В холле нашего детского сада оборудованы стенды: "Моя страна", "Мой город";
В нашем детском саду создан краеведческий мини-музей «Марийская изба», в котором собраны множество предметов марийского прикладного искусства – вышитые полотенца и покрывала, картины, расписная посуда, а также старинная мебель, кухонная утварь, орудия труда и национальные музыкальные инструменты. Все экспонаты доступны и для детей и для родителей, а также активно используются для оформления декораций к праздникам и развлечениям.
В каждой группе оборудован стенд «Марийский Край», в котором представлены национальная символика (марийский герб, флаг, элементы национальных костюмов, вышивки, старинные марийские музыкальные инструменты.
Сделана подборка художественной и методической литературы, через которую дети могут получать информацию о подвигах в годы Великой отечественной Войны, о России, О Российской современной Армии.
В группах имеется набор дидактических игр: "Военная техника", "Найди флаг России", "Защитники России"
Собраны обширнейшие картотеки пословиц, поговорок, стихов, песен, сказок, в той или иной мере касающихся народного творчества и фольклора Марийского края.
Приобщать детей к культуре своего народа необходимо, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь.
Очень важно привить детям чувство любви и уважения к культурным ценностям, и традициям своего народа.
Ребенок как можно раньше должен впитывать культуру своего народа через:
• народный фольклор (потешки, пословицы, сказки,
• народные песни, музыкальные инструменты,
• умение найти и выделить народный костюм,
• знание народных игрушек и народных игр,
• произведения народного декоративного искусства,
• знание народных примет
• особенностей быта и труда людей,
• знаний, чем питались, каким блюдам отдавала предпочтение люди,
• как отмечали праздники, какие обычаи соблюдали.
Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край. Надо показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми. Только в этом случае народное искусство оставит в душе ребенка глубокий след, вызовет устойчивый интерес к национальной культуре. Обратиться к истокам народного творчества поможет фольклор, ведь его содержание – жизнь народа, человеческий опыт, просеянный через сито веков; бережное отношение к матери-земле, трудолюбие, забота о детях, уважение к старшим, милосердие и гостеприимство, чувство долга, память о предках
Ведь фольклор – кладезь народной мудрости. Его притягательную, магическую силу чувствует каждый, кто соприкасается с народным творчеством. Фольклор духовно обогащает среду, в которой растет ребенок, закладывает предпосылки высоких человеческих качеств. Фольклорные произведения оказывают благотворное влияние на общение с ребенком, на развитие его речи, помогают ему ориентироваться в окружающем мире. В нем нет никаких назиданий, но между строк читается многое: народная дидактика, школа материнства. В нем заложена мудрость, проявляющаяся в умении несложными средствами решать сложные задачи. Особое значение для формирования духовно - нравственных и патриотических чувств у детей имеют фольклорные произведения.
В своей работе с детьми мы используем всю широкую палитру жанров русского и национального фольклора: прибаутки, небылицы, скороговорки, колыбельные, игровые и плясовые песни, загадки, игры, хороводы с напевами, театрализованные представления и праздники.
Понимание чувства Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого. Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и окружением.
Поэтому одним из первых в учебном году у нас в детском саду проводится праздник «День матери».. В каждом государстве отмечают этот праздник по своим традициям Но так же как и везде всем мамам наши дети дарят восхитительные поздравления с добрыми пожеланиями, красивые стихи, песни, открытки. Так наши ребята выражают заботу и тепло к своим мамам.
Такие торжественные праздники, как «День Защитника Отечества» и «День Победы» всегда преобразуются в незабываемые встречи с Ветеранами Великой Отечественной Войны, а также с земляками, служащими в рядах Российской Армии.
Работая над темой патриотического воспитания в ДОУ, мы должны помнить и о происходящих событиях. Например, Олимпиада Сочи-2014 вошла в историю - дети должны гордиться нашими спортсменами, своей страной. В рамках таких замечательных событий в детском саду проводилась и проводится, массовая спортивная работа – открытые занятия, музыкально- спортивные мероприятия с родителями, фотовыставки достижений воспитанников.
Большую помощь в проведении всех мероприятий в детском саду оказывает каждый педагог. Только совместно со всеми сотрудниками ДОУ удается донести народную мудрость, доброту, юмор в доступной для детей форме. Разработаны сценарии, собраны конспекты занятий, досугов и праздников для детей каждой возрастной группы, сделана подборка на целый год народных православных праздников с названиями, народными приметами и именинниками.
Важным условием внедрения патриотического воспитания в ДОУ является взаимосвязь с семьей дошкольника. Сегодня эта работа актуальна и сложна, она требует терпения и такта, так как в современных семьях вопрос воспитания патриотизма не всегда считается важным и вызывает недоумение.
Чтобы работа с родителями не оставалась в рамках педагогического просвещения, мы привлекаем их к процессу патриотического воспитания путем взаимодействия: включение детей и родителей в общее дело (участие в проектах, играх, конкурсах, развлечениях и праздниках).
Поэтому предметом разговора с родителями должно быть обсуждение разных путей приобщения дошкольников к труду (ручному, хозяйственно-бытовому, труду в природе, к активному участию в подготовке к праздникам и отдыху. Только, если ребенок будет разделять заботы взрослого, брать на себя их посильную часть, стремиться делать что-то для других, малыш станет чувствовать себя членом семьи.
Стало уже традиционным проведение конкурсов на лучшую зимнюю и летнюю площадки, когда родители совместными усилиями создают для своих детей снежные постройки, горки, помогают озеленять территории. Глядя на них, дети стараются и сами вложить свою лепту в общее дело.
Важное значение имеют семейные экскурсии по городу, микрорайону, посещение отдельных предприятий и помещений, организации фотовыставок и рисунков и другие проекты "Дети-родители".
Семейное изучение своей родословной позволяет детям понять, что семья - это ячейка общества.
Итак, патриотическое воспитание в дошкольном учреждении - это процесс формирования сознательного человека, который любит свою Родину, землю, где он родился и рос, который гордится историческими свершениями своего народа, его культурой.
Список литературы
1. Александрова Е. Ю. Система патриотического воспитания в ДОУ : Планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий/ Е. Ю. Александрова, Е. П. Гордеева, М. П. Постникова, Г. П. Попова. - Волгоград: «Учитель». - 2007. – 203 с.
2. Бондаренко Т. М. Диагностика педагогического процесса в ДОУ: Практическое пособие/ Т. М. Бондаренко. - Воронеж: ИП Лакоценин. - 2010. - 176 с.
3. Доронова Т. Н. Радуга: Программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях детского сада/ Т. Н. Доронова, С. Г. Якобсон, Е. В. Соловьева Т. И. Гризик, В. В. Гербова. - М. : Просвещение, 2011. - 111