светлана красивова
Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в совместной деятельности детей и родителей
▼ Скачать + Заказать документы
Существенное значение для социального становления человека имеет воспитание. Воспитание - одна из основных категорий педагогики.
Развитие гражданско-патриотических качеств личности — процесс, противоречивый и длительный. Он продолжается практически всё жизнь. Однако наиболее активно качества и чувства человека, в том числе и гражданские, взгляды и жизненные позиции, отношение к миру и людям и мотивы поведения формируются именно в дошкольные годы.
Публикация «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в совместной деятельности детей и родителей» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Патриотическое воспитание. Консультации
- Старшая группа
- Темочки
Патриотическое воспитание сегодня - одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы. Ответ на вопрос «Что такое патриотизм?» в разные времена пытались дать многие известные люди нашей страны. Г. Бакланов писал, что это "не доблесть, не профессия, а естественное человеческое чувство". Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.
Начиная работу над этой темой, я задала себе вопрос: в чём проявляются патриотические чувства у детей? Как они могут это выразить? К чему должен стремиться воспитатель? Ведь необходимо помнить, что именно от того, как ребёнок воспринимает окружающий его в детстве мир, в большей степени зависят его школьные годы, а в дальнейшем - жизненные успехи взрослого человека.
Проведя анализ знаний детей, я сделала следующее заключение: дети страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, районе, достаточно равнодушно относятся к близким людям, товарищам по группе; у современных родителей нет представлений о целях и задачах патриотического воспитания, которое невозможно воспитать без тесного взаимодействия детского сада с семьёй.
Глубоко изучив актуальность проблемы, понимая, что необходимо не столько педагогическое просвещение родителей, сколько активное участие семьи в разработке форм и методов патриотического воспитания, я использовала в работе следующий принцип: семья и родители - союзники детского сада.
Для включения семьи в совместную работу я систематически проводила консультации и индивидуальные беседы по истории страны, города, района, проводила мастер классы с родителями и детьми на которых не только рассказывала историю родного города, но и района, изготавливали различные куклы, связанные с историей разных народов проживающие на территории Санкт-Петербурга, привлекала родителей к сбору материала для оформления альбомов «Наш город герой», «История нашего района», «История города в годы ВОВ».
Результатом проведённой работы являются положительные изменения в отношении родителей к проблеме патриотического воспитания - формируется чувство ответственности за духовно-нравственное становление своих детей. Всё это побуждает родителей самостоятельно продолжать работу, начатую в детском саду, с ребёнком дома. Основное направление моей работы - это движение от воспитания любви к близким людям, природе, родному городу, району к достижению наивысшей цели - воспитанию чувства гордости и любви за свою Родину.
Работу веду последовательно: от более близкого, знакомого (семья, детский сад, микрорайон) - к более сложному (город, страна).
Знакомлю детей и родителей с бытом, играми и традициями русского народа, стараюсь вызвать интерес к исконно русским традициям: гостеприимству, почитанию родителей.
Народные игры способствуют приобщению детей и родителей не только к игровой практике народа, но и народной культуре в целом. Радость движения во время игры сочетается с духовным обогащением, формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаётся эмоционально-положительная основа для развития гражданско-патриотических чувств, для формирования взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.
Наследовать – значит делать своим то, что было создано, приобретено, накоплено предшествующими поколениями. Культурное наследие народа – огромное богатство, которым каждому ребенку и взрослому нужно научиться правильно распоряжаться, владеть им так, чтобы не размельчить, не разменять на пустяки, а сохранить и преумножить, воплотив его в сокровище своего внутреннего мира, своей личности, в дальнейшем творческом созидании. Придерживаясь точки зрения, что гражданско-патриотическое воспитание в детском саду – это процесс освоения, наследования традиционной отечественной культуры. А в основе отечественной культуры лежит многообразие народных культур.
Безусловно, народная культура несет в себе мудрые истины, дающие образец отношения к природе, семье, роду, родине.
«Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии, творчеству - это источник любви к Родине. Понимание и чувствование величия, могущества Родины приходят к человеку постепенно и имеет своими источниками красоту» - эти слова В. А. Сухомлинского как нельзя точно отражают задачу воспитателя и родителей - как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у ребёнка черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества, воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу; чувство гордости за достижения своей страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов; развивать интерес к доступным ребёнку явлениям общественной жизни.
Хочется верить, что проводимая работа по гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников будет фундаментом для воспитания будущего поколения, обладающего духовно-нравственными ценностями, гражданско-патриотическими чувствами, уважающими культурное, историческое прошлое и настоящее России.
Совместная деятельность детей и родителей
ПРОЕКТ: «История создания народной куклы Тверских карел»
Реализовать эту идею было предложено родителям совместно с детьми. В данной работе были применены приемы обработки ткани. В проекте воплощены интересные творческие замыслы, которые не смогут оставить равнодушными ни детей, ни взрослых.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: воспитание интереса к культуре и традициям Тверских карел, населяющих нашу страну, любознательности, развитие творческих способностей.
Объединить родителей и детей в совместной деятельности, создать предпраздничное настроение.
ЗАДАЧИ:
Познание:
-Познакомить детей и родителей с историей Тверских карел
-Познакомить детей и родителей с историей изготовления куклы
-формировать потребность в приобретении новых знаний.
Художественное творчество:
- Развивать умение работать с тканью и нитками
-Воспитывать художественный вкус, желание мастерить, аккуратность изготовления.
Продуктивная деятельность :
-Овладеть навыками по изготовлению национальной куклы РВАНКА». Сделать куклу совместно с детьми. Гордиться совместным трудом, беречь труд взрослых и детей.
Физическая культура:
- Развивать мелкую моторику рук ребенка
Социализация:
- Создать благоприятную атмосферу для неформального общения детей и родителей, увлеченных общим делом;
Коммуникация:
- Строить общение по схеме: ребенок – родитель - воспитатель. Учиться понимать друг друга.
- Воспитывать умение согласовывать свои действия с действиями партнера для достижения совместного результата.
Оборудование и материал:
МУЗЕЙ
-Старинные экспонаты, связанные с Культурой и бытом Тверских карел
-Национальные пироги КАЛИТКИ С МОЛОКОМ
- Столы и стулья по количеству участников
- ткань и нитки по количеству детей, шерсть,
-музыкальное сопровождение (песни, заклички, стихи) на карельском языке
ПЛАН
1. Посещение музея культура и быт Тверских карел
2. Мотивация деятельности : история создания Куклы РВАНКИ
3. Итог деятельности.
Содержание проекта
- Куда ушли карелы с наших земель?
- Как выглядели игрушки карельских детей в старину?
- Их покупали или изготавливали самостоятельно?
- Будет ли интересна эта игрушка современным детям?
Планируемые результаты.
В процессе работы познакомить с историей жизни тверских карел, историей и технологией изготовления карельской игрушки, совместно с родителями изготовить народную куклу. Получить удовольствие от совместной работы и общения с товарищами.
Используемая литература:
1. Князева О. Л, Маханёва М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа. Учебно-методическое пособие. 2 изд. СПб. Детство-Пресс. 2008.
2. Пименова И. К., Россоха И. Н. Рождение Руси. Пособие для развивающего обучения - М. ЗАО Изд-во ЭКСПО-Пресс. 2013.
3. Забылин М. Русский народ. Полная иллюстрированная энциклопедия. Праздники, обряды и обычаи. М. Изд-во Экспо. 2005
4. Шангина И. И. Русский народ. Будни и праздники. Энциклопедия. СПб. Изд-во «Азбука-классика». 2003
5. С чего начинается Родина? (Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ) /Под редакцией Л. А. Кондрыкинской. - М: ТЦ Сфера, 2004.