Получи документы

Психологическое сопровождение подготовки дошкольников к обучению в начальной школе

Юлия Черенкова
Психологическое сопровождение подготовки дошкольников к обучению в начальной школе
▼ Скачать + Заказать документы

Основные формы и методики психологического сопровождения подготовки дошкольников к обучению в начальной школе

Подготовка детей к школе в детском саду предполагает систему психолого-педагогического сопровождения дошкольника. Осмысляя сущность психолого-педагогического сопровождения, исследователи, как правило, сравнивают его с такими понятиями как: психолого-педагогическая поддержка, психолого-педагогическая помощь.

Публикация «Психологическое сопровождение подготовки дошкольников к обучению в начальной школе» размещена в разделах

Глуханюк Н. С., рассматривающая сопровождение как новую образовательную технологию в нашей стране, дает следующее определение сопровождению : «Под сопровождением понимается метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора. При этом под субъектом развития понимается как развивающийся человек, так и развивающаяся система. Ситуации жизненного выбора - множественные проблемные ситуации, при разрешении которых субъект определяет для себя путь прогрессивного или регрессивного развития.

Применительно к конкретной категории «субъекта развития» существуют следующие определения: Битянова М. Р., например, полагает, что психологическое сопровождение в дошкольном учреждении - это вся система профессиональной деятельности психолога, направленная на создание социально- психологических условий для успешного воспитания, обучения и развития ребенка в ситуациях образовательного взаимодействия.

Гуткина Н. И., определяет психолого-педагогическое сопровождение воспитанников в учреждениях дошкольного образования как разворачивающийся во времени процесс совместной деятельности педагога-психолога и ребенка, осуществляемый в диагностических, адаптационных, реабилитационных и контрольных целях, позволяющий своевременно выявлять проблемные ситуации воспитанников и оказывать им незамедлительную помощь и поддержку.

В вышеприведенных определениях сопровождение рассматривается как форма организации, как метод и как технология помощи, а также как процесс совместной деятельности.

Следует заметить, что сопровождение носит не разовый или случайный характер, а представляет собой планомерную работу в течение заранее определенного времени.

Цель психолого-педагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста в процессе их подготовки к школе заключается в том, чтобы содействовать развитию личностного и интеллектуального потенциала личности, способствующему эффективности школьного обучения будущего первоклассника, а также профилактики школьной неуспеваемости и дезадаптации.

Психолого-педагогическое сопровождение дошкольника сегодня является не просто суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с детьми, но выступает как комплексная технология поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания и социализации.

Это предполагает, что специалисты по психолого-педагогической поддержке владеют методиками диагностики, консультирования, коррекции, обладают способностью к системному анализу и планированию образовательной деятельности. Построение эффективной системы сопровождения дошкольников в период подготовки к школе позволяет решать проблемы развития и обучения детей внутри образовательной среды учреждения.

Результатом психологического сопровождения личности в процессе адаптации к жизни становится новое жизненное качество - адаптивность, то есть способность самостоятельно достигать относительного равновесия в отношениях с собой и с окружающими как в благоприятных, так и в экстремальных жизненных ситуациях.

Своевременная педагогическая и психологическая помощь является необходимой предпосылкой успешного обучения и воспитания. Доказано что, чем раньше начинается коррекционная работа с ребёнком, тем эффективнее результат. Профилактику трудностей в обучении и адаптации к школе детей целесообразно начинать в условиях детского сада в подготовительных к школе группах.

Всю работу педагога-психолога можно разделить на следующие основные этапы:

1 этап - подготовительный (сентябрь).

2 этап – первичная диагностика психологической готовности детей к школе (октябрь-декабрь).

3 этап - групповые и индивидуальные консультации родителей (по результатам диагностики). Формирование коррекционных групп. Определение детей, которым необходима индивидуальная коррекция. Разработка рекомендаций родителям и воспитателям для работы с детьми, которые не включены в коррекционные группы.

4 этап - психолого-педагогическая коррекционно-развивающая работа по повышению уровня школьной готовности (январь – март).

5 этап – заключительная диагностика психологической готовности детей к школе (март-апрель).

6 этап – продолжение развивающих занятий с детьми, которые имеют низкий уровень готовности. Рекомендации родителям (педагогам) на летний период.

Учитывая вышеизложенное, в целом психолого-педагогическое сопровождение дошкольников можно разделить на несколько блоков:

I блок – диагностический.

Диагностика психологической готовности детей к школе проводится 2 раза : первый раз в октябре-декабре, за год до поступления в школу.

Целью данной диагностики является определение имеющихся у будущих первоклассников отклонений и профилактика школьной дезадаптации. Результаты этой диагностики позволяют определить направления работы в течение последнего года пребывания в дошкольном учреждении, оказать необходимую психолого-педагогическую помощь детям.

Вторая диагностика (заключительная) проводится в марте - апреле. Она позволяет определить динамику уровня готовности детей к школе в целом и динамику развития каждого ребёнка. По результатам сравнительной диагностики проводится психолого-педагогический консилиум, основной целью которого является оглашение результатов диагностики педагогам и принятие решения о выпуске ребенка из детского сада и переходе в школу. При необходимости составление программы индивидуальной помощи детям, которые недостаточно готовы к школьному обучению. В эти программы входит углублённая диагностика, наблюдение за ребёнком в процессе его учебной и внеучебной деятельности, проведение коррекционных занятий (май-август).

Используемые методики:

1. Оценка внимания и умственной работоспособности:

Методика: Корректурные таблицы (кольца Ландольта)

Назначение: для исследования произвольного внимания и для оценки темпа психомоторной деятельности, работоспособности и устойчивости к монотонной деятельности, требующей постоянного сосредоточения внимания.

2. Оценка наглядно-действенного мышления и способности к комбинированию:

Методика «Сложи квадрат» (по П. Кеэсу)

Назначение: оценка способности к комбинированию целого из частей, наглядно-действенное мышление.

3. Определение уровня сформированности наглядно-образного мышления, умения устанавливать причинно-следственные связи:

Методика «Картинки» П. Я. Кеэса

4. Оценка словесно-логического мышления:

Методика «Интеллектуальная готовность»

Назначение: диагностика интеллектуальной готовности к обучению в школе, сформированность мыслительных операций классификации, обобщения по существенным признакам, способности делать умозаключения по аналогии.

5. Оценка кратковременной слуховой памяти

Методика «Бусы» (И. Аргунская)

Назначение: оценка уровня развития слухового восприятия и внимания, и кратковременной слуховой памяти.

Методика «Зрительная память» (фигуры и их условные знаки по Кеэсу)

Назначение: для изучения уровня развития зрительной опосредованной памяти.

Методика "10 слов" (А. Р. Лурия, Леонтьев)

Назначение: для изучения уровня развития слухо-речевой произвольной памяти.

6. Оценка зрительно-моторной координации, произвольной регуляции действий:

Методика «Графический диктант» (по Д. Эльконину)

Назначение: оценка произвольной регуляции, зрительно-моторной координации, ориентировки на листе бумаги, умения действовать по инструкции.

Результаты диагностики позволяют определить прогноз дальнейшего развития ребенка и направления развивающей работы с ним.

II блок – развивающий.

Для развивающей работы с детьми используется комплексные коррекционно-развивающие программы. Задания и упражнения используются психологом дифференцированно, учитывая психофизиологические особенности и индивидуальные возможности детей, психолог по своему усмотрению компонует и дозирует их в рамках курса.

К таким занятиям и упражнениям относятся следующие:

- Занятие «Давайте познакомимся»

Цель: знакомство, снятие эмоционального напряжения, включение детей в работу.

- Занятие «Угадай на ощупь»

Цель: развитие тактильного восприятия.

- Занятие «Загадки от Мудреца»

Цель: развитие логического мышления.

- Занятие «Школьные правила»

Цели: знакомство со школьными правилами.

- Занятие «Рассказ»

Цели: научить детей рассуждать и правильно формулировать свою речь, продолжение изучения школьных правил.

- Занятие «Собирание портфеля»

Цель: развитие внимания, мышления, умения действовать по образцу, подчиняться правилам.

- Занятие «Буквы, цифры в ряд»

Цель: развитие произвольного внимания, умение сосредотачиваться на задании.

- Занятие «Схема рисунка»

Цель: диагностика пространственных представлений.

- Занятие «Цветные дорожки»

Цель: повторение геометрических фигур, ориентация в пространстве, повторение цветов.

- Занятие «Что ты знаешь о мире, в котором живешь?»

Цель: развитие кругозора, развитие слухового и зрительного анализаторов, мелких мышц руки, пространственной, количественной ориентации, развитие мыслительных процессов.

- Занятие «Первоклассник»

Цель: воспитывать желание учиться в школе, формировать собранность, аккуратность.

- Занятие «Загадочное слово»

Цель: развитие скорости мышления, расширение словарного запаса.

- Занятие «Спрятанные буквы»

Цель: развитие концентрации и устойчивости внимания.

- Занятие «Какие школьные принадлежности вы знаете?»

Цель: общие сведения о школьных принадлежностях.

- Занятие «Сочиняем сказку»

Цель: развитие речи, создание благоприятного психологического климата, заинтересовать детей к подготовке к школе.

- Занятие «Правильно-неправильно»

Цель: развитие образного двигательного представления, координации, кооперации, сотрудничества между участниками группы, умения совершать воображаемые действия.

- Занятие «Школа – какие чувства»

Цель: знакомство с эмоциями, учиться различать, называть и описывать различные эмоции.

- Занятие «Узор из фигур»

Цель: создание эмоционального комфорта, развитие мышления, произвольность поведения, повторение геометрических фигур.

- Занятие «Нарисуй»

Цель: развитие моторики рук, произвольность поведения, усидчивости.

- Занятие «Назови противоположное»

Цель: развитие речи, умение последовательно раскладывать картинки, развитие мышления.

- Занятие «Скоро в школу»

Цель: развитие усидчивости, моторики рук, произвольность поведения, повторение чисел, развитие внимания, краткое повторение всего материала.

Одним из составных психолого-педагогического сопровождения является летняя площадка для поступающих в первый класс. Цель данной площадки заключается в создании условий для успешной социально-психологической адаптации ребёнка к школе. При планировании занятий нужно учитывать результаты диагностики.

Развивающая программа на лето включает в себя:

• занятия на развитие внимания, памяти, мышления, воображения, речи;

• занятия на развитие мелкой моторики руки;

• занятия по развитию навыков общения;

• занятия на развитие учебной мотивации.

Задания и упражнения представляются преимущественно в игровой форме.

III блок - работа с педагогами.

Данный блок включает обсуждение и рекомендации по таким темам как:

- Мотивационная готовность детей к школе.

-Интеллектуальная готовность ребенка к школе.

-Эмоционально-волевая готовность ребенка к школьному обучению.

-Психофизические особенности и развитие познавательной сферы.

-Что делать если ребенок гиперактивный.

-Если ребенок – левша.

-Психогимнастика, как средство развития и формирования эмоционального благополучия дошкольников.

-Значение игры в формировании психологической готовности ребенка к обучению в школе.

Данный блок включает также проведение анкетирования и круглых столов с педагогами:

1. Круглый стол «К школе готов».

2. Памятка «Задания и игровые упражнения для детей по подготовке к школе».

3. Тест «Как Вы оцениваете психологическую готовность детей к обучению в школе

4. Памятка «Краткое описание дидактических игр, используемых в процессе развития познавательных процессов дошкольников».

5. Тест «Оценка уровня коммуникабельности педагога с родителями».

IV блок – работа с родителями.

Специально организованные занятия помогают детям подготовиться к школе, но без помощи родителей такая подготовка не будет качественной. Поэтому в рамках консультативно-просветительской работы для родителей детей подготовительной группы рекомендуется организовать образовательно-игровой цикл. На первой встрече по результатам диагностики для родителей проводится групповая консультация. Родителям выдаются характеристики их детей и даются объяснения, как ими пользоваться: объясняется смысл каждого психологического качества, его влияние на успеваемость и самочувствие ребёнка в зависимости от того, в какой графе стоит крестик, говорится о том, с какими проблемами может столкнуться ребёнок и что надо предпринять в том или ином случае. Таким образом, слушая психолога, родители могут сами оценить проблемы и возможности своего ребёнка.

Для родителей, чьи дети показали низкие результаты в процессе тестирования, проводятся индивидуальные консультации.

В дальнейшем с родителями проводятся практические занятия, на которых они узнают о важной роли семьи в подготовке детей к школе, что только совместными усилиями с дошкольным учреждением можно получить желаемый результат.

На занятиях взрослые узнают, как можно просто, без принуждения, с радостью для себя и для ребёнка развить его речь, мышление, память, внимание, воображение, подготовить руку к письму, как развить у ребёнка желание учиться. Занятия организовываются в интерактивной форме для того, чтобы родители не только слушали специалиста, но и активно включались в игры, задавали вопросы.

Четвертый блок также подразумевает проведение родительских собраний и семинаров:

1. Родительское собрание «Портрет будущего первоклассника».

2. Родительское собрание «Что такое психологическая готовность ребенка к школе

3. Семинар: Вопросы - ответы на тему: «Подготовка детей к школе».

4. Родительское собрание для детей старших групп: «Критерии готовности детей к школе».

5. Родительское собрание: «Ваш ребенок – будущий школьник».

6. Семинар- практикум «Скоро в школу».

7. Мастер-класс «Обучение эффективным приемам по развитию высших психических функций : память, внимание, мышление, познавательные процессы, которые позволяют подготовить ребенка к школе»

8. Родительское собрание: «Подготовка ребенка к школе : рекомендации».

9. Родительское собрание: «Значение мелкой моторики».

10. Семинар-практикум «Играем вместе – играем от души».

11. Семинар: «А ваш ребенок к школе готов

12. Использование стендовой информации для родителей.

Публикации по теме:

Анализ содержания и качества подготовки воспитанников школьному обучению. Мониторинг. 1 слайдЗдравствуйте! Я педагог-психолог Холова Э. А. Яснополянского детсада. Представляю Вашему вниманию свою работу по подготовке детей.

Доклад на педсовете «Основы подготовки детей к обучению грамоте» Пожалуй, вопрос «Когда начинать обучать малыша грамоте?» вызывает множество споров. Мнения - против: Ряд специалистов считает, что раннее.

Итоговое занятие из цикла «Познавательный час» по подготовке старших дошкольников к обучению к школе Занятие в подготовительной группе к школе «Скоро в школу!» Цель: Подготовка старших дошкольников к обучению в школе через формирование.

Особенности подготовки к обучению грамоте детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Дети с нарушениями речи составляют особую категорию детей с особыми предпосылками к обучению грамоте. Сегодня общепризнанным является то,.

Преодоление нарушения пространственного восприятия у дошкольников с ОНР в процессе подготовки к школе Экспериментальные изучения особенностей пространственного восприятия у дошкольников с общим недоразвитием речи. Задачи: 1 .Исследование.

Психологическая готовность старших дошкольников к обучению в школе Аннотация: В данной статье представлены особенности детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста; рассматриваются аспекты психологической.

Согласие родителей (опекунов) на психологическое сопровождение учащегося в образовательном учреждении .

«Такая важная маленькая буква». Подготовка дошкольников к обучению грамоте в школе Время вносит значительные коррективы в развитие дошкольного образования. Одной из важных задач является подготовка воспитанников ДОУ к обучению.

Выпускной в начальной школе (Звучит песня «Звенит звонок») Вед. 1 Почему сегодня все мы Так нарядны и милы? Может, чувствуем дыхание Наступающей весны? Вед. 2 Нет,.

Выпускной в начальной школе Выпускной вечер в 4 классе (2015 год) Зал украшен воздушными шарами, большим количеством разного цвета и размера цветов, сделанных детьми.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психологическое сопровождение подготовки дошкольников к обучению в начальной школе
Опубликовано: 12 ноября 2017 в 20:54
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Психологическое сопровождение подготовки дошкольников к обучению в начальной школе» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Черенкова (УИ 1107901) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД