Юлия Черенкова
Психологическое сопровождение подготовки дошкольников к обучению в начальной школе
▼ Скачать + Заказать документы
Основные формы и методики психологического сопровождения подготовки дошкольников к обучению в начальной школе
Подготовка детей к школе в детском саду предполагает систему психолого-педагогического сопровождения дошкольника. Осмысляя сущность психолого-педагогического сопровождения, исследователи, как правило, сравнивают его с такими понятиями как: психолого-педагогическая поддержка, психолого-педагогическая помощь.
Публикация «Психологическое сопровождение подготовки дошкольников к обучению в начальной школе» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Начальная школа. 1-4 классы
- Работа психолога в ДОУ
- Темочки
Глуханюк Н. С., рассматривающая сопровождение как новую образовательную технологию в нашей стране, дает следующее определение сопровождению : «Под сопровождением понимается метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора. При этом под субъектом развития понимается как развивающийся человек, так и развивающаяся система. Ситуации жизненного выбора - множественные проблемные ситуации, при разрешении которых субъект определяет для себя путь прогрессивного или регрессивного развития.
Применительно к конкретной категории «субъекта развития» существуют следующие определения: Битянова М. Р., например, полагает, что психологическое сопровождение в дошкольном учреждении - это вся система профессиональной деятельности психолога, направленная на создание социально- психологических условий для успешного воспитания, обучения и развития ребенка в ситуациях образовательного взаимодействия.
Гуткина Н. И., определяет психолого-педагогическое сопровождение воспитанников в учреждениях дошкольного образования как разворачивающийся во времени процесс совместной деятельности педагога-психолога и ребенка, осуществляемый в диагностических, адаптационных, реабилитационных и контрольных целях, позволяющий своевременно выявлять проблемные ситуации воспитанников и оказывать им незамедлительную помощь и поддержку.
В вышеприведенных определениях сопровождение рассматривается как форма организации, как метод и как технология помощи, а также как процесс совместной деятельности.
Следует заметить, что сопровождение носит не разовый или случайный характер, а представляет собой планомерную работу в течение заранее определенного времени.
Цель психолого-педагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста в процессе их подготовки к школе заключается в том, чтобы содействовать развитию личностного и интеллектуального потенциала личности, способствующему эффективности школьного обучения будущего первоклассника, а также профилактики школьной неуспеваемости и дезадаптации.
Психолого-педагогическое сопровождение дошкольника сегодня является не просто суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с детьми, но выступает как комплексная технология поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания и социализации.
Это предполагает, что специалисты по психолого-педагогической поддержке владеют методиками диагностики, консультирования, коррекции, обладают способностью к системному анализу и планированию образовательной деятельности. Построение эффективной системы сопровождения дошкольников в период подготовки к школе позволяет решать проблемы развития и обучения детей внутри образовательной среды учреждения.
Результатом психологического сопровождения личности в процессе адаптации к жизни становится новое жизненное качество - адаптивность, то есть способность самостоятельно достигать относительного равновесия в отношениях с собой и с окружающими как в благоприятных, так и в экстремальных жизненных ситуациях.
Своевременная педагогическая и психологическая помощь является необходимой предпосылкой успешного обучения и воспитания. Доказано что, чем раньше начинается коррекционная работа с ребёнком, тем эффективнее результат. Профилактику трудностей в обучении и адаптации к школе детей целесообразно начинать в условиях детского сада в подготовительных к школе группах.
Всю работу педагога-психолога можно разделить на следующие основные этапы:
1 этап - подготовительный (сентябрь).
2 этап – первичная диагностика психологической готовности детей к школе (октябрь-декабрь).
3 этап - групповые и индивидуальные консультации родителей (по результатам диагностики). Формирование коррекционных групп. Определение детей, которым необходима индивидуальная коррекция. Разработка рекомендаций родителям и воспитателям для работы с детьми, которые не включены в коррекционные группы.
4 этап - психолого-педагогическая коррекционно-развивающая работа по повышению уровня школьной готовности (январь – март).
5 этап – заключительная диагностика психологической готовности детей к школе (март-апрель).
6 этап – продолжение развивающих занятий с детьми, которые имеют низкий уровень готовности. Рекомендации родителям (педагогам) на летний период.
Учитывая вышеизложенное, в целом психолого-педагогическое сопровождение дошкольников можно разделить на несколько блоков:
I блок – диагностический.
Диагностика психологической готовности детей к школе проводится 2 раза : первый раз в октябре-декабре, за год до поступления в школу.
Целью данной диагностики является определение имеющихся у будущих первоклассников отклонений и профилактика школьной дезадаптации. Результаты этой диагностики позволяют определить направления работы в течение последнего года пребывания в дошкольном учреждении, оказать необходимую психолого-педагогическую помощь детям.
Вторая диагностика (заключительная) проводится в марте - апреле. Она позволяет определить динамику уровня готовности детей к школе в целом и динамику развития каждого ребёнка. По результатам сравнительной диагностики проводится психолого-педагогический консилиум, основной целью которого является оглашение результатов диагностики педагогам и принятие решения о выпуске ребенка из детского сада и переходе в школу. При необходимости составление программы индивидуальной помощи детям, которые недостаточно готовы к школьному обучению. В эти программы входит углублённая диагностика, наблюдение за ребёнком в процессе его учебной и внеучебной деятельности, проведение коррекционных занятий (май-август).
Используемые методики:
1. Оценка внимания и умственной работоспособности:
Методика: Корректурные таблицы (кольца Ландольта)
Назначение: для исследования произвольного внимания и для оценки темпа психомоторной деятельности, работоспособности и устойчивости к монотонной деятельности, требующей постоянного сосредоточения внимания.
2. Оценка наглядно-действенного мышления и способности к комбинированию:
Методика «Сложи квадрат» (по П. Кеэсу)
Назначение: оценка способности к комбинированию целого из частей, наглядно-действенное мышление.
3. Определение уровня сформированности наглядно-образного мышления, умения устанавливать причинно-следственные связи:
Методика «Картинки» П. Я. Кеэса
4. Оценка словесно-логического мышления:
Методика «Интеллектуальная готовность»
Назначение: диагностика интеллектуальной готовности к обучению в школе, сформированность мыслительных операций классификации, обобщения по существенным признакам, способности делать умозаключения по аналогии.
5. Оценка кратковременной слуховой памяти
Методика «Бусы» (И. Аргунская)
Назначение: оценка уровня развития слухового восприятия и внимания, и кратковременной слуховой памяти.
Методика «Зрительная память» (фигуры и их условные знаки по Кеэсу)
Назначение: для изучения уровня развития зрительной опосредованной памяти.
Методика "10 слов" (А. Р. Лурия, Леонтьев)
Назначение: для изучения уровня развития слухо-речевой произвольной памяти.
6. Оценка зрительно-моторной координации, произвольной регуляции действий:
Методика «Графический диктант» (по Д. Эльконину)
Назначение: оценка произвольной регуляции, зрительно-моторной координации, ориентировки на листе бумаги, умения действовать по инструкции.
Результаты диагностики позволяют определить прогноз дальнейшего развития ребенка и направления развивающей работы с ним.
II блок – развивающий.
Для развивающей работы с детьми используется комплексные коррекционно-развивающие программы. Задания и упражнения используются психологом дифференцированно, учитывая психофизиологические особенности и индивидуальные возможности детей, психолог по своему усмотрению компонует и дозирует их в рамках курса.
К таким занятиям и упражнениям относятся следующие:
- Занятие «Давайте познакомимся»
Цель: знакомство, снятие эмоционального напряжения, включение детей в работу.
- Занятие «Угадай на ощупь»
Цель: развитие тактильного восприятия.
- Занятие «Загадки от Мудреца»
Цель: развитие логического мышления.
- Занятие «Школьные правила»
Цели: знакомство со школьными правилами.
- Занятие «Рассказ»
Цели: научить детей рассуждать и правильно формулировать свою речь, продолжение изучения школьных правил.
- Занятие «Собирание портфеля»
Цель: развитие внимания, мышления, умения действовать по образцу, подчиняться правилам.
- Занятие «Буквы, цифры в ряд»
Цель: развитие произвольного внимания, умение сосредотачиваться на задании.
- Занятие «Схема рисунка»
Цель: диагностика пространственных представлений.
- Занятие «Цветные дорожки»
Цель: повторение геометрических фигур, ориентация в пространстве, повторение цветов.
- Занятие «Что ты знаешь о мире, в котором живешь?»
Цель: развитие кругозора, развитие слухового и зрительного анализаторов, мелких мышц руки, пространственной, количественной ориентации, развитие мыслительных процессов.
- Занятие «Первоклассник»
Цель: воспитывать желание учиться в школе, формировать собранность, аккуратность.
- Занятие «Загадочное слово»
Цель: развитие скорости мышления, расширение словарного запаса.
- Занятие «Спрятанные буквы»
Цель: развитие концентрации и устойчивости внимания.
- Занятие «Какие школьные принадлежности вы знаете?»
Цель: общие сведения о школьных принадлежностях.
- Занятие «Сочиняем сказку»
Цель: развитие речи, создание благоприятного психологического климата, заинтересовать детей к подготовке к школе.
- Занятие «Правильно-неправильно»
Цель: развитие образного двигательного представления, координации, кооперации, сотрудничества между участниками группы, умения совершать воображаемые действия.
- Занятие «Школа – какие чувства»
Цель: знакомство с эмоциями, учиться различать, называть и описывать различные эмоции.
- Занятие «Узор из фигур»
Цель: создание эмоционального комфорта, развитие мышления, произвольность поведения, повторение геометрических фигур.
- Занятие «Нарисуй»
Цель: развитие моторики рук, произвольность поведения, усидчивости.
- Занятие «Назови противоположное»
Цель: развитие речи, умение последовательно раскладывать картинки, развитие мышления.
- Занятие «Скоро в школу»
Цель: развитие усидчивости, моторики рук, произвольность поведения, повторение чисел, развитие внимания, краткое повторение всего материала.
Одним из составных психолого-педагогического сопровождения является летняя площадка для поступающих в первый класс. Цель данной площадки заключается в создании условий для успешной социально-психологической адаптации ребёнка к школе. При планировании занятий нужно учитывать результаты диагностики.
Развивающая программа на лето включает в себя:
• занятия на развитие внимания, памяти, мышления, воображения, речи;
• занятия на развитие мелкой моторики руки;
• занятия по развитию навыков общения;
• занятия на развитие учебной мотивации.
Задания и упражнения представляются преимущественно в игровой форме.
III блок - работа с педагогами.
Данный блок включает обсуждение и рекомендации по таким темам как:
- Мотивационная готовность детей к школе.
-Интеллектуальная готовность ребенка к школе.
-Эмоционально-волевая готовность ребенка к школьному обучению.
-Психофизические особенности и развитие познавательной сферы.
-Что делать если ребенок гиперактивный.
-Если ребенок – левша.
-Психогимнастика, как средство развития и формирования эмоционального благополучия дошкольников.
-Значение игры в формировании психологической готовности ребенка к обучению в школе.
Данный блок включает также проведение анкетирования и круглых столов с педагогами:
1. Круглый стол «К школе готов».
2. Памятка «Задания и игровые упражнения для детей по подготовке к школе».
3. Тест «Как Вы оцениваете психологическую готовность детей к обучению в школе?»
4. Памятка «Краткое описание дидактических игр, используемых в процессе развития познавательных процессов дошкольников».
5. Тест «Оценка уровня коммуникабельности педагога с родителями».
IV блок – работа с родителями.
Специально организованные занятия помогают детям подготовиться к школе, но без помощи родителей такая подготовка не будет качественной. Поэтому в рамках консультативно-просветительской работы для родителей детей подготовительной группы рекомендуется организовать образовательно-игровой цикл. На первой встрече по результатам диагностики для родителей проводится групповая консультация. Родителям выдаются характеристики их детей и даются объяснения, как ими пользоваться: объясняется смысл каждого психологического качества, его влияние на успеваемость и самочувствие ребёнка в зависимости от того, в какой графе стоит крестик, говорится о том, с какими проблемами может столкнуться ребёнок и что надо предпринять в том или ином случае. Таким образом, слушая психолога, родители могут сами оценить проблемы и возможности своего ребёнка.
Для родителей, чьи дети показали низкие результаты в процессе тестирования, проводятся индивидуальные консультации.
В дальнейшем с родителями проводятся практические занятия, на которых они узнают о важной роли семьи в подготовке детей к школе, что только совместными усилиями с дошкольным учреждением можно получить желаемый результат.
На занятиях взрослые узнают, как можно просто, без принуждения, с радостью для себя и для ребёнка развить его речь, мышление, память, внимание, воображение, подготовить руку к письму, как развить у ребёнка желание учиться. Занятия организовываются в интерактивной форме для того, чтобы родители не только слушали специалиста, но и активно включались в игры, задавали вопросы.
Четвертый блок также подразумевает проведение родительских собраний и семинаров:
1. Родительское собрание «Портрет будущего первоклассника».
2. Родительское собрание «Что такое психологическая готовность ребенка к школе?»
3. Семинар: Вопросы - ответы на тему: «Подготовка детей к школе».
4. Родительское собрание для детей старших групп: «Критерии готовности детей к школе».
5. Родительское собрание: «Ваш ребенок – будущий школьник».
6. Семинар- практикум «Скоро в школу».
7. Мастер-класс «Обучение эффективным приемам по развитию высших психических функций : память, внимание, мышление, познавательные процессы, которые позволяют подготовить ребенка к школе»
8. Родительское собрание: «Подготовка ребенка к школе : рекомендации».
9. Родительское собрание: «Значение мелкой моторики».
10. Семинар-практикум «Играем вместе – играем от души».
11. Семинар: «А ваш ребенок к школе готов?»
12. Использование стендовой информации для родителей.