Земфира Барадиновна Хапаева
«Гендерный подход в воспитании дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
О гендерном воспитании детей говорят сегодня много. Между тем изменения, происходящие в обществе, продолжают разрушать традиционные представления о мужском и женском поведении, происходит переориентирование отечественной педагогики в вопросах полового воспитания.
Актуальность гендерного воспитания обуславливается также и тем, что отечественная педагогика в основном ориентируются прежде всего на психоло-гические и возрастные особенности ребенка, хотя многие педагоги уже начали учитывать разницу психофизиологических особенностей, интеллектуальных способностей и способах восприятия, потребностей и социальном поведении детей разного пола.
Публикация «„Гендерный подход в воспитании дошкольников“» размещена в разделах
Система дошкольного воспитания сильно феминизирована, да и дома значительная часть семей растет в неполных семьях. Становление гендерной идентичности является серьезной проблемой. Мальчики больше времени проводят с матерью, чем с отцом. Многие мальчики воспитываются только мамой и бабушкой, в детском саду их тоже окружают женщины. Гендерное воспитание - комплексный процесс, который проявляется в любом виде деятельности. Именно в дошкольный период происходит определение и принятие гендерной роли. В возрасте 2-3 года дети начинают осознавать свой пол и идентифицируют себя. В период от 4 до 7 лет вырабатывается гендерная устойчивость. Малышам становится ясно, что гендер – явление постоянное, что из мальчиков вырастают мужчины, а из девочек – женщины. Приходит понимание, что принадлежность к тому или иному полу не меняется в зависимости от личных пожеланий ребенка или ситуации.
Программно-методическим обеспечением дошкольных программ гендерные особенности не учитываются. В результате содержание воспитания и образования ориентировано на возрастные и психологические особенности детей, а не на особенности мальчиков и девочек. Стратегия обучения, формы и методы работы с детьми чаще всего рассчитаны на девочек. Но женщина по определению не может правильно воспитать мальчика, т. к. у нее другой тип мышления.
Когда-то полоролевое воспитание детей в России осуществлялось легко и естественно. Девочки большую часть времени проводили с матерью, воспитанием мальчиков с 3-х лет руководил отец. Дети постоянно видели своих родителей, общались с ними, и в результате у них формировались стереотипы поведения, характерные для мужчин и женщин.
Откуда дети узнают, как необходимо себя вести с точки зрения того, мальчик ты или девочка? Конечно, путем наблюдения за взрослыми людьми, мужчинами и женщинами. Однако взрослые не всегда дают правильный образец, так как сами не всегда имеют четкое представление о своей гендерной роли. Кроме этого ребенок может оказаться свидетелем перегиба в гендерной роли, когда взрослый занимает жесткую жизненную позицию. К примеру, «Так должны вести себя мужики», «Ты женщина – сиди и молчи». Такие жесткие неверные жизненные позиции мы называем стереотипами. Задача гендерного воспитания состоит в том, чтобы разрушить эти стереотипы и дать ребенку возможность к проявлению большей свободы выбора и самореализации, помочь ему быть гибким и уметь применять различные способы поведения.
Гендерное воспитание состоит в индивидуальном подходе к проявлению своей идентичности. Еще одним важным моментом гендерного воспитания является необходимость показать ребенку равенство мужчины и женщины, что поможет им в дальнейшем более адекватно оценивать свои возможности и притязания, активизировать личностные ресурсы.
Как выражаются учё ные:
«Нельзя возвышать один пол над другим как более совершенный,
но также нельзя и уравнивать их». Ж. -Ж. Руссо
Конечно, учет анатомических и биологических особенностей обязателен, так как нельзя отбрасывать потенциальные возможности психических различий полов. Однако, идя от врожденных данных, мы переходим к формированию со-циальной роли. Для реализации всех этих целей большое значение имеют игры по гендерному воспитанию. Игры по гендерному воспитанию для дошкольников. Все игры по гендерному воспитанию имеют целью работу над стереотипами, показ ребенку широту мужской и женской ролей, их схожесть и гибкость.
Гендерное воспитание детей в условиях детского сада и в семейном кругу станет хорошей предпосылкой для оздоровления общества и восстановления семейных ценностей.
Памятка для педагогов при общении с мальчиками и девочками.
Никогда не забывайте, что перед вами не просто ребенок, а мальчик или девочка с присущими им особенностями восприятия, мышления, эмоций. Воспитывать, обучать и даже любить их надо по-разному. Но обязательно очень любить.
Никогда не сравнивай мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: они такие разные даже по биологическому возрасту – девочки обычно старше ровесников – мальчиков.
Не забывайте, что мальчики и девочки по разному видят, слышат, осязают, по разному воспринимают пространство и ориентируются в нем, а главное по разному осмысливают все, с чем сталкиваются в этом мире. И уж, конечно, не так, как мы взрослые.
Помните, что, когда женщина воспитывает и обучает мальчиков (а мужчина – девочек, ей мало пригодится собственный детский опыт и сравнивать себя в детстве с ними – неверно и бесполезно.
Не переусердствуйте, требуя от мальчиков аккуратности и тщательности выполнения вашего задания.
Старайтесь, давая задание мальчикам, как в детском саду, в школе, в быту, включать в них момент поиска, требующий сообразительности. Не надо заранее рассказывать и показывать, что и как делать. Следует подтолкнуть ребенка к тому, чтобы он сам открыл принцип решения, пусть даже наделав ошибок.
С девочками, если им трудно, надо вместе, до начала работы, разобрать принцип выполнения задания, что и как надо сделать. Вместе с тем, девочек надо постепенно учить действовать самостоятельно, а не только по заранее известным схемам подталкивать к поиску собственных решений незнакомых, нетиповых заданий.
Не забывайте, не только рассказывать, но и показывать. Особенно это важно для мальчиков.
Никогда не ругайте ребенка обидными словами за неспособность что-то понять или сделать, глядя на него при этом с высоты своего авторитета. Это сейчас он знает и умеет хуже вас. Придёт время, и, по крайней мере, в каких-то областях, он будет знать, и уметь больше вас. А если тогда он повторит в ваш адрес те же слова, что сейчас говорите ему вы?
Помните, что мы часто недооцениваем эмоциональную чувствительность и тревожность мальчиков.
Если вам надо отругать девочку, не спешите высказывать своё отношение к ней, – бурная эмоциональная реакция помешает ей понять, за что её ругают. Сначала разберитесь, в чем ошибка.
Ругая мальчиков, изложите кратко и четко, чем вы недовольны, т. к. они не могут долго удерживать эмоциональное напряжение. Их мозг как бы отключает слуховой канал, и ребенок перестаёт вас слушать и слышать.
Знайте, что девочки могут капризничать, казалось бы, без причины или по незначительным поводам из-за усталости (истощение правого “эмоционального” полушария мозга). Мальчик в этом случае истощается интеллектуально (снижение активности левого “рационально-логического” полушария). Ругать их за это не только бесполезно, но и безнравственно.
Никогда не забывайте, что мы ещё очень мало знаем о том, как несмышленое дитя превращается во взрослого человека. Есть множество тайн в развитии мозга и психики, которые пока не доступны нашему пониманию. Поэтому главной своей заповедью сделайте – “не навреди!”
Беседа с детьми младшего дошкольного возраста.
Беседа направлена на уточнение знаний детей о своей половой принадлежности. Понятий о внешности человека. В беседе совершенствуется речевая активность детей и осуществляется попытка привлечения внимания детей к половым и возрастным различиям людей. При анализе учитывается понимание ребёнком роли мужчины и женщины.
Кто такой человек? Кто мальчик, девочка? Чем, по –вашему, мальчик отличается от девочки? Важно ли выглядеть внешне привлекательным? На кого бы вы хотели быть похожими, на красивую маму или красивого папу? Почему? Когда вы вырастите. То, кем станете: юношей или девушкой, дядей или тётей, мужчиной или женщиной, мамой или папой?
У мальчиков и девочек, мужчин и женщин есть много общего. Назовите, что одинаковое у мальчиков и девочек? (глаза, нос, уши, руки, ноги)
С какой девочкой вам хотелось бы дружить? С драчливой, крикливой, неаккуратной или доброй, нежной, внимательной? О девочках и женщинах говорят, что они женственные. Они ухаживают за малышами, животными, учатся быть заботливыми, внимательными.
Что значит быть мужественным мальчиком, мужчиной? Мужественность – это уважительное отношение к девочке как к будущей маме, это смелость, умение отвечать за свои поступки, защищать слабых. Мальчики берут на себя сложные, трудные, не всегда интересные, но необходимые обязанности и поручения.
Составление рассказов. Для составления рассказов дети разделены на две группы по половым различиям. Девочкам предлагается составить рассказ о мальчиках, с помощью которого выясняется понимание девочками маскулинных черт мальчиков.
Мальчикам предлагается составить рассказ о девочках для выяснения понимания мальчиками феминных черт девочек.
Примерный рассказ о мальчиках.
Мальчики — это мужчины. У них короткие волосы, нет платьев, а есть костюм и брюки. У них нет каблуков, и они не носят красивых серёжек, бантиков. Мальчики всегда играют в мальчишеские игры, в машинки, конструкторы. Нам не нравится, когда мальчики дерутся между собой и могут обидеть девочку.
Вообще мальчики относятся к девочкам хорошо. Они живут дружно. Когда их просят, помогают маме и папе. Они красивые. Они должны защищать девочек, уступать место. Они должны быть как папа. Но девочки всегда послушнее мальчиков.
Примерный рассказ о девочках.
У девочек длинные волосы. Они ходят в платьях и юбках. У них туфли с каблуком. Девчонки любят рисовать, играть в куклы. Они любят играть в мамочек. Они качают кукол, кормят их, и играют как будто они – воспитательница наша. У них красивые глаза. Но они часто плачут, они плаксы. Их надо защищать.
Не последнюю роль в воспитании будущих женщин и мужчин играет детская художественная литература и фольклор. Нужно вдумчиво отобрать сказку или художественное произведение, которое полезно в первую очередь мальчику или, наоборот, девочке.
От родителей, в большей степени зависит, какой девушкой и женщиной станет дочка, каким мужчиной вступит во взрослую жизнь сын. Этот итог обеспечит родителям спокойную жизнь во второй ее половине или, наоборот, сделает ее беспокойно горькой.
Конечно, идеальным вариантом работы в этом направлении было бы привлечение мужчин в сферу образования и воспитания. Но реальность сегодняшнего дня не дает такой возможности. Профессия педагога остается практически женской прерогативой. Именно поэтому необходимо повышение компетентности родителей воспитанников в вопросах гендерного воспитания, что предполагает овладение ими различными аспектами руководства детской деятельностью с учетом психофизиологических и индивидуальных особенностей ребенка с акцентом на гендерную идентичность. Хотелось бы, что бы родители были не зрителями и наблюдателями педагогического процесса, а активными участники различных мероприятий и даже инициаторами некоторых из них.