Горякина Наталья Васильевна
Гендерный подход при ознакомлении с трудом взрослых и организации трудовой деятельности мальчиков и девочек
▼ Скачать + Заказать документы
Трудовое воспитания является одной из важнейших составляющих образовательного процесса. Проблема воспитания и обучения детей в соответствии с их полом является актуальной задачей педагогической работы с дошкольниками.
Начиная свою работу по теме «Гендерный подход при ознакомлении с трудом взрослых и организации трудовой деятельности мальчиков и девочек дошкольного возраста.», я изучила методическую литературу, познакомилась с опытом работы педагогов по теме в сетевых сообществах, обменялась педагогическим опытом через личный кабинет в системе «Интернет».
Публикация «Гендерный подход при ознакомлении с трудом взрослых и организации трудовой деятельности мальчиков и девочек» размещена в разделах
- Гендерное воспитание
- Мальчики и девочки. Конспекты занятий, НОД
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Профессии. Конспекты занятий «В мире профессий»
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2019
В начале учебного года я наблюдала за детьми в процессе трудовой деятельности, и заметила, что дети не умеют самостоятельно распределить обязанности с учетом пола ребенка. Мальчики не проявляли желание прийти на помощь девочкам тогда, когда нужна была физическая сила, а девочки не спешили помочь мальчикам там, где нужна аккуратность и тщательность. Все это позволило мне сделать выводы о необходимости создания в группе условий для гендерной социализации детей.
Реализация интересов мальчиков и девочек связана с организацией предметно-развивающей среды. Я в своей группе для игровой деятельности отвела разное пространство. Игрушки для детей подобранны с учетом полового признака. Мальчики любят играть в игры : «Водители», «Строители», «Полиция», «Пожарные» и т. д. Девочки играют чаще в такие игры как: «Ателье», «Салон красоты», «Больница» и «Магазин».
Трудовое воспитание детей осуществляется успешно при условии совместной работы детского сада и семьи. Мною совместно с родителями детей был оформлен альбом «Профессии наших родителей», где размещены фото родителей на своем рабочем месте. При составлении альбома дети приносили фотографии своих родителей и рассказывали друг другу кем работают их мамы и папы.
Мною был разработан конспект и проведен НОД по теме «Сколько профессий и все хороши, каждый способен найти для души» (Приложение 1).
Была проведена экскурсия в медицинский кабинет детского сада с целью ознакомления детей с профессией медсестры. Медработник показала свое рабочее место, мед. инструменты, рассказала детям о особенностях и важности работы медицинской сестры в детском саду.
С целью педагогического просвещения родителей по вопросам о трудовом воспитании мальчиков и девочек в «Уголке для родителей» мною была оформлена наглядная информация по теме: «О трудовом воспитании мальчиков и девочек в семье» (Приложение 2).
В группе была проведена выставка рукоделий мамочек и бабушек, где дети приносили изделия, которые они сделали совместно со своими мамами и бабушками.
Папы детей так же были вовлечены в совместную трудовую деятельность с детьми. Был организован кружек «Мастерская пап», где папы совместно с детьми, делали поделки своими руками.
В преддверии праздника «День матери» в нашей группе был оформлен фото стенд «Мамина помощница», где были размещены фото девочек, которые помогают родителям по хозяйству: моют посуду, управляются со шваброй и тряпкой, раскатывают тесто и готовят из него разные вкусности. Это показало, что дети дома вовлечены в трудовую деятельность семьи.
Всестороннее развитее детей невозможно без совместной работы педагогов и родителей. Поэтому я стараюсь привлекать родителей наших воспитанников к активному участию в жизни группы и к образовательному процессу. Примером такой работы является совместное оформление стенда приуроченного к празднику День Победы «Труженики тыла», где размещены фотографии и награды героев Великой Отечественной войны и тружеников тыла.
Овладению опытом мужского и женского поведения в хозяйственно бытовой деятельности способствуют трудовые поручения, которые также распределяются в зависимости от пола ребенка: мальчики выполняют работу, связанную с применением физической силы, девочки с аккуратностью. Руководя выполнением детьми трудовых поручений, я наблюдая за каждым ребенком, указываю им какие поручения подходят мальчикам, а какие лучше выполнять девочкам.
Одним из эффективных методов в организации воспитательного процесса с учетом гендерного подхода является совместное выполнение мальчиками и девочками трудовых поручений. Где существует разделение выполнения работ среди мальчиков и девочек.
Вывод :
Подводя итог, можно с уверенностью сказать, что влияние гендерного подхода в организации трудовой деятельности мальчиков и девочек дошкольного возраста очень велико. Дети учатся играть в разнообразные социальны роли (матери, отца, медсестры, пожарного, полицейского и т. д) в соответствии с гендерной принадлежностью. В процессе социализации у детей формируется умение соотносить себя с членами семьи в соответствии с половой принадлежностью. Через знакомство с названиями профессий родителей, названиями инструментов, необходимых людям разных профессий, у детей формируется связная речь, обогащается и развивается словарь. Эти знания помогают ребенку осознать свою половую принадлежность, определять свое место в современном обществе. Не мало важное значение при формировании понятия гендерной принадлежности у детей является сотрудничество ДОУ и родителей, которое на примере пап и мам формирует в сознании детей понятия мужской и женский труд, а также уважение к труду других людей и бережное отношение к результатам их трудовой деятельности.
Наработанный мною опыт будет углубляться и совершенствоваться в дальнейшем. Так же планирую продолжать активное сотрудничество с родителями по вопросам гендерного подхода в воспитании детей дошкольного возраста.