Екатерина Сапежинская
Гендерный подход в организации предметно-развивающей среды в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Оптимальная организация предметно – развивающей среды в дошкольных образовательных учреждениях является важнейшим условием осуществления образовательного процесса.
Предметно – развивающая среда, должна способствовать реализации задач образовательных областей в организации образовательного процесса, обеспечивающей выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющей ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально.
Публикация «Гендерный подход в организации предметно-развивающей среды в ДОУ» размещена в разделах
- Гендерное воспитание
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
Особый акцент в нормативно – правовых документах, касающихся реализации ФГОС, при организации предметно – развивающей среды делается на учет полоролевой специфики и обеспечение предметно-развивающей среды, как общим, так и специфичным материалом для девочек и мальчиков. Данный факт обусловлен тем, что именно в период раннего и дошкольного детства у всех детей, независимо от места их проживания, формируется гендерная идентичность и среда является одним из ведущих условий для её формирования и закрепления у девочек и мальчиков положительных стереотипов маскулинных и феминных качеств.
Гендерный подход в организации предметно-развивающей среды, нацелен на успешность гендерной социализации мальчиков и девочек дошкольного возраста, основываясь на ряде факторов:
• содержание среды должно быть построено в соответствии с основными элементами социальной культуры;
• ее основные объекты должны быть включены в разные виды деятельности (познавательную, игровую, речевую, коммуникативную, двигательную, учебную и др.);
• учитываются как возрастные, так и социально-психологические особенности ребенка; (обеспечивается оптимальный баланс совместной и самостоятельной деятельности детей);
• учитывается возрастная и гендерная адресованность оборудования и материалов.
Детский сад, являясь одним из факторов, влияющих на успешную социализацию ребенка с учётом гендерного подхода, выступает транслятором жестких социальных стереотипов. Общество динамично в своих изменениях, а предметно-развивающая, социальная и методическая среды детского сада изменяются медленно: неизменными остаются набор желательных ролей и игрушек для девочек и мальчиков, утвержденный список детской литературы для чтения в группе, рекомендации по оформлению группы.
Определены основные ориентиры, при организации предметно-развивающей среды, на основе гендерного подхода :
• учёт гендерного пространства группы (количество мальчиков и количество девочек);
• учёт этапов развития гендерной идентичности;
• учёт психологических особенностей развития девочек и мальчиков.