Елена Борисовна Яскевич
Формы взаимодействия воспитателя логопедической группы с родителями в условиях ДОО
▼ Скачать + Заказать документы
Полноценное развитие дошкольника происходит в обстоятельствах тесного партнерства семьи, а также дошкольного учреждения. Как известно семья считается первоначальным и важным институтом социализации детей. Однако, так как большая часть родителей вынуждено заниматься зарабатыванием денежных средств, дети проводят весьма большое количество времени в детских садах. По сути, их воспитанием занимаются педагоги, действующие по специально разработанным программам.
Публикация «Формы взаимодействия воспитателя логопедической группы с родителями в условиях ДОО» размещена в разделах
- Консультации логопеда для родителей
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
В условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования перед ДОО установлены цели, предполагающие доступность, тесная совместная работа а также взаимодействие вместе с родителями. Родители считаются активными участниками образовательного процесса, участниками абсолютно всех проектов, вне зависимости от того, которая работа в них доминирует, а не просто сторонними наблюдателями.
В ФГОС говорится, что работа с родителями обязана иметь дифференцированный аспект, принимать во внимание социальный статус, микроклимат семьи, родительские требования, а также уровень заинтересованности родителей работой ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи.
Семья и детский сад – две области жизни ребенка. Характеризующей особенностью взаимодействия детского сада и семьи считается то, что детский сад является концентрирующим средоточием в данной работе.
Наравне с общей проблемой повышения педагогической культуры родителей важной задачей настоящего времени считается реализация дошкольными учреждениями дифференцированного персонального подхода к работе с семьей.
Взаимосвязь детского сада и семьи, их реальные контакты учитывают систему подобного обучения, при котором педагоги и родители вводят в практику более подходящие способы воспитательного воздействия на детей.
1. Проблема воспитания в исследованиях отечественных ученых
1.1 Великие педагоги прошлых эпох о воспитании в семье
А. Н. Радищев полагал, что главной проблемой воспитания считается формирование человека, имеющего гражданское сознание, высоконравственные качества, любящий больше всего свою Родину. Радищев полагал, что взаимоотношения родителей с детьми должны быть основаны на обоюдном уважении, любви, рациональной требовательности; в этом одинаково заинтересованы все общество, а также любой самостоятельный гражданин.
Главное в формировании человека, в соответствии с А. Н. Радищевым, никак не его природные данные, а условия жизни, все эти социальные условия, какие охватывают человека. Он полагал, что в обстоятельствах изолированного от общества воспитание невозможно сформировать человека с общественными устремлениями, увлечениями либо наклонностями.
В. Г. Белинский – знаменитый писатель, мыслитель, автор педагогической концепции о слаженном формировании человека. Он заявлял, что сущность великодушно одаряет людей возможностями, дарованиями, а бездарные и глупые люди – подобное же уникальное исключение, как физические уроды.
В. Г. Белинский сделал педагогические заключения о потребности воспитания ребенка в атмосфере любви к собственной отчизне.
Много внимания уделял В. Г. Белинский проблемам домашнего воспитания. В любви родителей к детям не должны доминировать материнское самолюбие, эгоистичные, честолюбивые расчеты. Родители обязаны уважать в ребенке прежде всего будущего человека, и потому базой любви родителей к детям должна быть не любовь к себе, а любовь к правде и людям.
Правильные взаимоотношения между родителями и ребенком обязаны покоится в уважении старших к личности детей, к его человеческому достоинству.
А. С. Макаренко – педагог-новатор, пополнивший российскую педагогику значимыми педагогическими идеями, способами, а также приемами. Первостепеннейшим обстоятельством домашнего воспитания А. С. Макаренко полагал наличие полной семьи, стойкого коллектива, где отец и мать проживают дружно между собой и с детьми, в каком месте царствует любовь и обоюдное почтение, где имеет место четкий порядок и трудовая деятельность.
Педагогическое творчество В. А. Сухомлинского проникнуто сильным гуманизмом, теплой симпатией к детям, душевной заботой об их многостороннем формировании. Развитие ребенка он наблюдает в отдаче специальных сил, сил духовных. Индивид формируется любовью – любовью отца к матери и матери к отцу, любовью отца и матери к людям, глубочайшей верой в достоинство, а также красоту человека. Прекрасные дети растут в таких семьях, где мать и отец по-настоящему любят друг друга, а также вместе с тем любят и почитают людей. Адресуясь к родителям заявлял : «Уважайте детское стремление быть хорошим, оберегайте его, как наиболее тонкое движение человеческой души, не злоупотребляйте собственной властью, не превращайте мудрости человеческой власти в деспотическое своенравие. Не забывайте, что твой сын, ваша дочка – такой же человек, как и вы, его сердце явно протестует, если кто-то стремится сделать его игрушкой собственного произвола.»
Знаменитый грузинский педагог Ш. А. Амонашвили полагает, что «характер воспитания ребенка в семье и в детском саду не должен противодействовать друг другу. Детский сад имеет право представлять родителям требования к домашнему воспитанию».
Цель педагогов и взрослых – добровольно расположить детей к нашим воспитательным планам в взаимосвязи с его переустройством, сделать его нашим союзником, а также товарищем в собственном же воспитании, посодействовать ему полюбить знания, пристраститься к независимой учебно-воспитательной работы.
Огромное значение Ш. А. Амонашвили дает характеру взаимоотношений родителей с ребенком. Адресуясь к отцу с матерью, он сообщает: «У нас два пути принудить, заставить детей повиноваться воле собственных воспитателей, либо же сосредоточить его на путь самовоспитания и самообразования. Я призываю вас, дорогие родители, выбрать второй путь!»
1.2 Воспитание детей с отклонением в развитии
Л. С. Выготский полагал общественное воспитание аномального ребенка, основанное в методах социальной компенсации, его естественного недостатка, одним-единственным научно состоятельным, а также правильным путем.
Чем раньше начинается специальное педагогическое воздействие, тем продуктивнее формируется корректировочный процесс. Коррекционно- воспитательная деятельность, сформированная в преждевременных стадиях развития, содействует формированию детей в хорошем направлении.
Имеется две ключевые формы дошкольного воспитания и обучения ребенка с отклонениями в развитии – в семье и в специальных дошкольных организациях. Как в упражнениях с целой командой в дошкольном учреждении, так и при персональной работе вместе с аномальными дошкольниками педагогам следует обладать способностью варьировать содержание и методы обучения ребенка с учетом всех аспектов коррекционного воздействия.
Педагогическая помощь аномальному ребенку, все пути его многостороннего формирования нуждаются в формировании, насыщении, увлекательном и действующем содержании. Это дает возможность сделать жизнь любого дошкольника с отклонениями в развитии наиболее удобной, чувственно обкрашенной и полезной.
Взрослые, находящийся вокруг аномального ребенка, обязаны заботится о результативности собственного воздействия. При этом немаловажно не забывать, что уровень воздействия и его результативность не всегда будут соответствовать.
Изучения, проведенные В. В. Ткачевой выявили, что «от этой либо другой позиции родителей находится в зависимости достигаемый ребенком уровень развития. Точка зрения педагогов, участвующих в ходе воспитания, а также обучения ребенка с отклонениями в развитии, подвергается воздействию социальных и профессиональных стандартов. Не вызывает сомнения, что точка зрения специалиста, его умения замечать трудности семьи, а также менять родительское отношение к ребенку имеют начальное значение с целью эффективного формирования детей с особыми нуждами».
Негативные социальные стандарты чаще всего объединены с соответствующими трудностями, какими страдают дети:
проблемами поведения;
нарушениями речи;
особенностями познавательной сферы;
высокими требованиями в области заботы и ухода.
Для того, чтобы сформировать в семье климат, содействующий формированию детей, профессионалу прежде всего необходимо изучить позиции, какие захватывают по отношению к ребенку с отклонениями в развитии его родители и ближайшие родственники, а также только уже после данного выбирать эту либо другую стратегию общения вместе с ним.
В случае если взаимоотношения были превосходными, то прогноз значительно лучше.
Весьма негативные воздействия в домашнюю атмосферу и в развитие детей с дефектом оказывают грубые, непочтительные отношения между супругами, использование физических наказаний.
В случае если в семье используются физические наказания по отношению к детям, отцу с матерью нужно попытаться изучить собственное отношение к наказываемому ребенку. Попробовать откровенно дать ответ на вопросы: не считаете ли вы детей хуже, чем он есть на самом деле? Вероятно, теплое материнское отношение к ребенку, вы пытаетесь заменить вниманием о его физическом благосостоянии? Подобным отношением вы доставляете ему понять, что он плохой и не достоин родительской любви. При этом родители причиняют ребенку большой ущерб. У детей формируется низкая самооценка, нерешительность в себе, пассивность, а в некоторых случаях и враждебность.
«Отверженные» дети зачастую мучаются задержкой развития речи и медлительно обретают социальные навыки.
Отцу с матерью необходимо посмотреть на собственный образ жизни и отношения в семье с точки зрения нужд детей, структурировать свое действия.
Не менее отрицательно воздействует на формирование излишняя протекция и надзор за ребенком. Дошкольник тонко воспринимает все аспекты и настроения. Эффективная напряженность матери не только плохо воздействует на супружеские отношения, но прежде всего причиняет вред самочувствию ребенка, испытывающего страдания теми либо другими отклонениями в развитии. Он обычно растет нервным, возбудимым и терроризирует всех находящихся вокруг, требуя к себе непрерывного внимания, не отпуская мать ни на шаг. Однако ее присутствие не успокаивает его, а возбуждает еще больше. А также в последующем у него фиксируют снижение адаптационных способностей.
Более подходящие отношения формируются в таких семьях, в которых мама стремится правильнее осознать проблемы собственного ребенка, не забыв при этом о нуждах здоровых членов семьи. При этом другие конечности семьи не обязаны полагать, что именно она полностью в их распоряжении, и не имеет права на собственные личные интересы.
По началу многие родители маленьких детей, страдающих серьезными речевыми расстройствами, в первую очередь взволнованы, сможет ли их дошкольник обучаться в массовой школе, а не в речевой.
Развитие в семье потребует крупных физических, а также духовных сил. По этой причине немаловажно, чтобы в течение жизни отец с матерью сохраняли физическое здоровье, внутренний баланс, а также оптимистичный взгляд на будущее.
2. Организационные формы и содержания работы ДОО с семьями воспитанников
Работа с детьми, имеющими речевое нарушение, включает в себя коррекционно-воспитательское воздействие со стороны специального дошкольного учреждения и отца с матерью. Совместная работа семьи и детского сада считается важным условием успешности воздействия на детей.
Постоянная взаимосвязь с родителями осуществляется с помощью коллективной, персональной и наглядной форм работы.
Коллективные формы
Совместная деятельность ведется в таких вариантах, если отца с матерью можно объединить по одинаковости проблем, образующихся в связи с серьезными нарушениями речи у детей. В работе ДОО коллективные формы работы – это единые и массовые собрания, конференции.
Цель общего собрания – обговорить с родителями трудности воспитания, имеющие существенное значение для увеличения педагогической культуры абсолютно всех родителей независимо от возраста их ребенка. Групповые собрания – целесообразная и эффективная модель работы педагогов вместе с коллективом родителей, форма созданного ознакомления их с проблемами, содержанием и способами воспитания ребенка конкретного возраста в обстоятельствах детского сада и семьи. На них перед родителями устанавливаются определенные задачи коррекционно-воспитательской деятельности, надлежащие стадии обучения детей в детском саду.
Приблизительные темы собраний:
1. «Развитие психических функций у дошкольников»
2. «Готовность к школе»
3. «Нарушения поведения»
4. «Развитие речи»
5. «Возрастные особенности ребенка. Ключевые проблемы воспитания»
Цель конференции – распространять лучший опыт домашнего воспитания. Она включает взаимообмен навыком родителей. В процессе конференции применяется совокупность способов – наглядные материалы, демонстрации, представления специалистов.
Индивидуальные формы
Индивидуальные формы работы считаются более результативными в установлении связи между ДОО и отца с матерью. Эти формы представлены :
– беседой;
– консультациями;
– личными советами.
Беседы педагогов вместе с родителями – наиболее доступная, а также популярная модель определения взаимосвязи с семьей, регулярного общения вместе с отцом и мамой детей, вместе с иными членами семьи.
Основная значимость в организации и проведении бесед относится педагогу. Активность логопеда и педагога порождает встречную активность отца с матерью. Рассматривать педагогические трудности, искать консультации и помощи становится потребностью отца с матерью. Отец с матерью обязаны получить в результате беседы новые познания согласно проблемам обучения и воспитания дошкольников, увеличить ощущение ответственности за развитие ребенка.
Беседа считается средством определения контакта с родителями, дает возможность исследовать формы домашнего воспитания детей, а также проявить воздействие на характер воспитания.
Консультации, как одна из форм персональной, дифференцированной деятельности с родителями, может помочь, с одной стороны, поближе выяснить жизнь семьи и оказать помощь там, где она более всего необходима, с другой, – стимулирует отца с матерью всерьез присматриваться к собственным детям, обнаруживать особенности их характера, размышлять надо тем, какими путями их правильнее всего воспитывать. При проведении консультации весьма немаловажно, чтобы отец с матерью ощущали неподдельную интерес педагога в формировании личности детей, чтобы были уверенны, что педагог не для любопытства расспрашивает и рекомендует, а желает посодействовать отцу с матерью взрастить ребенка хорошим человеком.
Любая консультация должна предоставлять отцу с матерью что-то новое, нужное, увеличивать их педагогические познания.
Успех консультаций во многом зависит от такта, чуткости и отзывчивости педагога по отношению к отцу с матерью, от умения убеждать.
Приблизительные темы консультаций:
1. Воспитание единственного ребенка в семье.
2. Какие книги приобретать ребенку.
3. Какие игрушки необходимы детям.
4. Родительский авторитет, с чего он формируется.
Наглядные формы
Особенное место в пропаганде педагогических познаний захватывают наглядные ресурсы, какие представляют родителей с условиями, вопросами, содержанием и способами воспитания ребенка в детском саду, содействуют преодолению у части родителей неглубокого суждения о значимости детского сада в жизни дошкольников, проявляют фактическую помощь семье.
Наглядное ознакомление родителей с жизнью ребенка в детском саду осуществляется при проведении дней открытых дверей.
Родители показывают огромный интерес к тому, как проживают дети в детском саду, чем занимаются. В данные дни отец с матерью имеют все шансы легко посетить в своей группе детского сада.
Время открытых дверей дают возможность старшим членам семьи познакомиться с воспитательной работой детского сада, ее содержанием, способами.
Классические средства наглядной педагогической пропаганды – различные стенды. В любой группе имеется уголочек для отца с матерью, в каком месте вмещаются материалы информационного характера : данные о антропометрических информации ребенка; режим дня группы; правила для отца с матерью; список работников, какие трудятся с ребенком в этой группе; объявления разного характера. На стенде помещают сжатое представление наиболее увлекательных игр, экскурсий, определенные советы родителям.
Родительский уголок притягивает интерес отца с матерью, в случае если он периодически дополняется.
Особенной конфигурацией и значимым средством наглядной пропаганды считаются предметные выставки, задача каковых расширить вербальную информацию для родителей узорами, снимками, поделками, произведенными руками ребенка, родителей, педагогов. Они имеют все шансы являться организованны около разными рубриками: «Осенний букет», «Поделки с овощей», «Кормушка с целью птиц», а также прочие.
Данные выставки расширяются определенными советами для отца с матерью с целью исполнения этого задания дома.
К оформлению выставок привлекаются семьи воспитанников, им рекомендована литература (печатные издания, журналы, книги).
Наиболее детально познакомить родителей с этим либо другим проблемой обучения дают возможность папки–передвижки. В практике деятельность дошкольных органов применяются различные формы выбора материалов для папок. В папках помещают материалы по различным вопросам воспитания ребенка конкретного возраста.
Нетрадиционные формы.
В настоящее время имеется большое количество увлекательных современных форм деятельности ДОО вместе с родителями :
• Информационно-умозаключительные (производство стенгазет, формирование
микроскопический-библиотек, социологические срезы, выборочные опросы, опрос, веб-сайты ДОО а также педагогов) предусмотрены с целью раскрытия интересов, запросов, нужд отца с матерью для уровня их педагогической грамотности.
• Досуговые (общие праздничные дни, отдых, клубы выходящего дня, содействие отца с матерью в выставках, состязаниях, промоакциях, спартакиады, общие зарядки и так далее) нужны для определения эмоционального контакта между педагогами, отца с матерью и ребенком.
• Познавательные (мастер-классы, практикумы) – сформировывают у отца с матерью фактические навыки в воспитании ребенка.
Совокупность абсолютно всех форм наглядной пропаганды содействует увеличению педагогических познаний отца с матерью, а также интереса к процессу воспитания, стимулирует их пересматривать способы и приемы дошкольного воспитания, грамотно оценивать разностороннюю деятельность детского сада.
Вывод: исследование координационных конфигураций деятельность ДОО позволило установить последующие разновидности течений работы с родителями :
коллективные формы;
индивидуальные формы;
наглядные формы.
3. Рекомендации педагогам по совершенствованию работы с родителями
Работа воспитателя с родителями в ДОО.
В группах для детей с единым недоразвитием речи, как в абсолютно всех группах компенсирующего вида, имеется два тенденции работы педагогов – коррекционно-формирующее и общеобразовательное, при этом первое считается основным.
Почти каждый день педагог знакомит родителей с трудностями ребенка: нарушениями пальцевой моторики, как собирать мозаику, трудиться вместе с конструктором, как скреплять и расстегивать пуговицы в отсутствии поддержки старшего, собирать разбросанные небольшие объекты и т. п. В группе для данного снабжен подходящий уголок, в котором дошкольник всегда может выбрать игру либо занятие по душе. В таком случае же должно быть выполнено и дома.
Возраст с пяти до шести лет – новый важный период в формировании и воспитании детей-дошкольника. Но он далеко не всегда правильно оценивается родителями, не представляется им настолько важным, как, к примеру, седьмой год жизни. Между тем изменение структуры школы и изменение ее работы увеличивают значимость этого возрастного этапа, готовящего детей к поступлению в среднее учебное заведение, с одной стороны, с другой – который обеспечивает его последующее формирование и развитие.
Шестой год жизни дошкольника характерен нарастанием физических и умственных сил, формированием способности к направленной регулярной коллективной работе, свободной регуляции собственного действия.
Применяя различные фигуры педагогического общения, педагог разъясняет родителям, то что развитие пятилетних детей считается качественно новой ступенью согласно сопоставлению с воспитанием ребенка среднего дошкольного возраста, невозможно упускать данные новые способности. Достижения их детей в предварительной группе либо школе в значительном станут находиться в зависимости от того, в какой степени внимательно родители станут иметь отношение к решению воспитательно-образовательных задач в этом году.
В докладах, беседах, в консультациях педагоги демонстрируют значимость игр, работы, а также иных разновидностей детской деятельности в формировании личности детей, как организуются они в детском саду, то что рационально выполнять здания.
Рекомендации воспитателям.
Педагог любой возрастной категории детского сада применяет при организации педагогических контактов с родителями единые формы работы (собрания, беседы, формирование педагогических стендов).
Воспитатель обязан придерживаться следующих условий :
быть постоянно добродушным, чутким, объективным по отношению к абсолютно всем детям и родителям;
быть бдительным и долготерпеливым с любой семьей воспитанников, но и не разрешать фамильярности в отношении с родителями;
быть активным в взаимосвязи с родителями, то есть организатором контактов;
быть бдительным, внимательным, абсолютно всем собственным действием педагог выделяет, то что он чтит родителей, относится к ним как к равным коллегам, навык которых ему кроме того значим, как и свой собственный;
не давать негативную оценку деятельности ребенка. Ребенку нельзя заявлять: «Ты не умеешь строить, рисовать» и так далее. В данных вариантах дошкольник не способен сохранить побуждение к данному виду деятельности, теряет решительность в себе, это перекрывает развитие детей, а также создает совокупность неполноценности. Невротическое развитие детей наступает с переживания низкой самооценки, порожденной отношением взрослых;
воспитателю неприемлемо сопоставлять детей (его процесса, действия) с кем-то иным, его нельзя никому сравнивать, подобные сопоставления считаются, с одной стороны, психотравмирующими, а с иной, они сформировывают расстройство, эгоизм и зависть;
регулировать уровень эмоциональной перегрузки на детей, что не должна превышать его способностей;
рекомендовать родителям не позволять в отношениях к ребенку стремительный переход с только положительных оценок к стремительно негативным, с приказного тона к нежному задабриванию.
Необходимо установить перед родителями вопросы, принуждающие думать о правильности собственных методов влияния на поведение ребенка, к примеру:
1. Понаблюдайте за ребенком и выясните, в каких случаях он показывает неорганизованность.
2. Проанализируйте собственное действия в определенном случае, призвавшее неорганизованность детей.
3. Какие меры (одобрения, наказания) помогли вам исправить действия сына либо дочери?
Возможно заинтересовать отца с матерью литературой по этому проблеме, предложив, к примеру, книги Л. Ф. Островской «Почему ребенок не слушается» М., 1989. А. Луговская «Если ребенок плачет» М., 2001., В. В, Ткачева «Гармонизация внутрисемейных отношений» М., 2000.
Заключение
Используемые формы организации работы являются достаточными для оказания оптимальной коррекционной помощи детям и их родителям.
Формирование специалистами ДОО адекватной родительской позиции по отношению к речевому дефекту детей заметно улучшает, как внутрисемейную атмосферу, межличностные отношения, так и условия развития детей.
В структуре коррекционно-образовательной работы воспитателей должно быть четко определено и детализировано содержание работы с родителями.
Об эффективности, проводимой в дошкольном учреждении работы с родителями, свидетельствуют:
проявление у родителей интереса к содержанию образовательного процесса с детьми;
увеличение количества вопросов к педагогу, касающихся личности ребенка, его внутреннего мира;
стремление взрослых к индивидуальным контактам с воспитателем;
размышление родителей о правильности использования тех или иных методов воспитания;
повышение их активности в совместных мероприятиях.
В соответствии с ФГОС детский сад обязан:
Информировать родителей и общественность с целями дошкольного образования, о Программе;
Обеспечить и создать условия для участия родителей в образовательной деятельности;
поддерживать родителей в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья;
вовлечь семьи в образовательную деятельность;
поддерживать образовательную инициативу семьи;
создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов для обеспечения реализации Программы, в том числе в информационной среде.