НИНА ОСЬКИНА
Формы работы по организации процесса адаптации ребенка к новым условиям
▼ Скачать + Заказать документы
Для того чтобы ребенок мог по возможности быстро и безболезненно
адаптироваться к условиям общественного воспитания, в семье необходимо
готовить его к поступлению в детский сад.
Многие родители стремятся правильно воспитывать детей, но у них не
всегда хватает на это знаний и опыта. В одних семьях излишне опекают
детей, считая, что в раннем возрасте ребенок ничего самостоятельно делать
не может. Родители предупреждают каждое его действие, любую попытку
Публикация «Формы работы по организации процесса адаптации ребенка к новым условиям» размещена в разделах
самостоятельности, ублажают любой каприз. В других семьях бытует
мнение, что воспитывать ребенка просто рано, необходим только уход за
ним. Есть такие родители, которые относятся к детям раннего возраста как к
маленьким взрослым, предъявляя к ним большие и часто непосильные
требования. Наконец, встречаются и такие родители, которые считают, что
основная роль в воспитании принадлежит яслям, саду, а они только могут
оценивать, хорошо или плохо работают воспитатели [30, с. 26].
Успешная адаптация ребенка к условиям детского сада во многом
зависит от взаимных установок семьи и детского сада. Наиболее оптимально
они складываются, если обе стороны осознают необходимость
целенаправленного воздействия на ребенка и доверяют друг другу. Важно,
чтобы родители были уверены в хорошем отношении педагога к ребенку;
чувствовали компетентность педагога в вопросах воспитания; но главное –
ценили его личностные качества (заботливость, внимание к людям, доброту).
Детский сад является тем педагогическим учреждением, которое может
и должно дать родителям квалифицированные рекомендации по подготовке
ребенка к условиям общественного воспитания. Но, к сожалению, нередко
родители встречаются с персоналом детского сада лишь тогда, когда впервые
приводят своего ребенка в группу. Подготовка ребенка к семье порой
ограничивается словами: «Тебе там будет хорошо!». Родители не всегда в
должной мере осознают, что, приходя в детский сад, ребенок попадает в
иные условия, существенно отличающиеся от семейных [52, с. 45].
В семье родители для ребенка являются постоянными воспитателями.
В детском саду же воспитатели сменяют один другого, могут быть различны
по характеру, требованиям, по тону общения. Если ребенок дома
капризничает, совершает нежелательные поступки, одни родители все
прощают, другие – наказывают, третьи – внимательно анализируют причины
такого поведения. При этом каждый рад и готов забыть все прегрешения
ребенка, если он проявит какое-то новое умение, навык, хотя это является
закономерным для развития малыша [38, с. 23].
В условиях воспитания детей раннего возраста в ДОО индивидуальный
подход к ребенку обусловливается, с одной стороны знанием психических и
физических его особенностей, да с учетом его эмоционального настроения в
данное время, состояния здоровья. С другой стороны воспитатель строго
согласует свои действия с программными задачами воспитания и развития
малыша. Различный характер реагирования на поступки ребенка — также
важная черта, которая отличает условия воспитания в семье от условий в
детском саду [39, с. 65].
Часто ребенок раннего возраста не может быстро и безболезненно
привыкнуть к изменениям, особенно если ему в этом не помогает взрослые.
Ведь в группе, как правило 20 и более человек, а он привык видеть не более
5-6 чел. в своей семье. Поэтому непременным условием благополучной
адаптации ребенка является единство требований, приемов и методов
воздействия, согласование тактики введения ребенка в систему
общественного воспитания [51, с. 34].
При поступлении ребенка в детский сад особое значение имеет его
физическая подготовленность. Организм детей первых лет жизни больше,
чем в старшем возрасте подвержен заболеваниям, родители должны закалять
их. Необходимо обеспечить малышу пребывание на свежем воздухе в любое
время года, проводить с ребенком гимнастику, учить выполнять физические
упражнения, развивать навыки ходьбы, бега, лазанья. Важным средством
закаливания являются воздушные ванны и водные процедуры, но их нужно
выполнять в соответствии с существующими правилами [20, с. 15].
Одежде ребенка также следует уделять внимание. Если его излишне
кутать, то вследствие несовершенства терморегуляции малыш может легко
вспотеть, а это ведет к охлаждению организма и простудным заболеваниям.
А слишком легкая одежда также может стать причиной заболевания.
Одним из факторов, который очень важен для процесса привыкания,
является режим дня ребенка в семье. Если в семье дети спят, едят, гуляют в
разное время, то они с трудом привыкают к распорядку дня детского сада.
Несовпадения домашнего режима с режимом детского учреждения
отрицательно влияет на состояние ребенка, он становится вялым, капризным,
безразличным к происходящему [29, с. 10].
Для самочувствия ребенка в адаптационный период большое значение
имеет то, в какой мере сформированы у него необходимые культурно –
гигиенические навыки и привычки, навыки самообслуживания (одевания,
еды и др., между тем не во всех семьях уделяется достаточное внимание
формированию указанных навыков и привычек. Нередко дети двух и
трехлетнего возраста приходят в детский сад, не умея самостоятельно есть,
не просятся на горшок, не умеют одеваться и раздеваться.
Проводя беседы с родителями будущих воспитанников детского сада,
педагог должен обращать их внимание на эту сторону воспитания, раскрыть
основные закономерности формирования навыков и привычек, их
последовательность. Он может показать характерные ошибки, дать советы,
как отучить малыша от нежелательных привычек, раскрыть значение
своевременного формирования необходимых навыков и полезных привычек
для общего развития ребенка и для его хорошего самочувствия в
адаптационный период [47, с. 34].
Воспитатель сам должен проявлять терпение и настойчивость в
воспитании навыков и привычек. Но нельзя требовать от ребенка, чтобы он
сразу отказался от той или иной привычки, необходимо время. Необходимо
вырабатывать у детей культурно-гигиенические навыки терпеливо, спокойно,
постепенно усложняя требования. Иначе у ребенка может сложиться
отрицательное отношение ко всем режимным процессам. Взрослый должен
сначала показать ребенку, где и как сделать что-либо, поупражнять его в
действии, а затем давать указания [10, с. 54].
Научить ребенка вступать в общение с взрослыми и детьми — одна из
основных задач родителей при подготовке малыша к поступлению в детское
учреждение. На это должна быть направлена работа детского сада с семьей.
В период адаптации ребенка к новым условиям жизни происходит
своеобразная ломка, переделка сформированных ранее динамических
стереотипов, касающихся определенного режима: укладывание, кормление и
т. д., а также стереотипов общения.
У родителей остается время, чтобы помочь малышу без особых
трудностей перейти от одних условий жизни к другим. Родители
приглашаются посетить детский сад вместе с ребенком, чтобы посмотреть в
каких условиях он будет находиться, знакомят малыша с детьми, дается ему
возможность познакомиться с помещениями группы, показываются игрушки,
место для прогулок, занятий физкультурой и т. д. При этом воспитатель
старается, как можно больше внимания уделять новому ребенку, старается
«влюбить» в себя малыша, чтобы он понял, что если рядом не будет мамы, то
ее на время заменит внимательная и добрая «тетя». Даются советы мамам,
чтобы они приучали малыша самостоятельности и доступному для его
возраста самообслуживанию. Напоминается родителям, что в играх с
другими детьми необходимо учить его делиться игрушками, ждать своей
очереди на качелях или чтобы поездить на велосипеде и т. п. [18, с. 32].
Вопрос о том, как подготовить ребенка к поступлению в детский сад,
волнует многих родителей. Но, к сожалению, его задают большей частью
слишком поздно: когда непосредственно сталкиваются с трудностями
адаптации или когда до первого посещения ребенком детского сада, яслей
остается совсем мало времени.