Татьяна Завалишина
Формы и методы экологического воспитания
▼ Скачать + Заказать документы
Природа – важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного
возраста. Сколько открытий делает ребенок, общаясь с ней! Неповторимо
каждое живое существо, увиденное малышом. Разнообразны и природные
материалы (песок, глина, вода, снег и т. д., с которыми дети любят играть. Ни
один дидактический материал не сравнится с природой по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребенка.
Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Природа, планета Земля, экология
- Экология, природа. Консультации для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2023
впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни,
т. е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания,
закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит
это только при одном условии, если взрослые, воспитывающие ребенка, сами
обладают экологической культурой и грамотностью.
Экологическое воспитание это непрерывный процесс обучения,
воспитания и развития личности, направленный на формирование ценностных
ориентаций и нравственно этических и эстетических отношений,
обеспечивающих экологическую ответственность личности за состояние и
улучшение окружающей среды.
Экологическое образование дошкольников – это ознакомление детей с
природой, в основу которого положен экологический подход, при котором
педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия
экологии.
Уже с раннего детства необходимо объяснять детям, что природу нужно
беречь, любить и заботиться о ней, ведь в природе все взаимосвязано.
Маленькие дети не всегда понимают, что значит, и как нужно беречь природу,
поэтому основным содержанием экологического воспитания является
формирование у ребенка осознанно – правильного отношения к природным
явлениям и объектам, которые окружают его, и с которыми он знакомится в
дошкольном детстве.
– Система экологического воспитания – это создание условий, определенное
содержание, методы и формы работы с детьми и родителями.
– Экологические знания – это представления о растениях и животных, их
взаимосвязи; о временах года, о неживой природе, представления о
взаимосвязи между живыми существами и средой их обитания, и т. д.
Почему на ваш взгляд, экологическое воспитание необходимо начинать с
дошкольного возраста?
Дошкольный возраст – наиболее благоприятный период экологического
воспитания. Ребенок познает мир с открытой душой и сердцем. Именно в этом
возрасте накапливаются яркие, образные эмоциональные впечатления, первые природоведческие представления, закладывается фундамент правильного отношения к окружающему миру и ценностной ориентации в нем. Экологическое воспитание дошкольников должен осуществлять педагог, который сам владеет знаниями в области экологии, сам любит природу и заботится о ней. Он преподносит комплекс экологических знаний в доступной, увлекательной форме на основе принципа развивающего обучения и направленного на развитие личности ребенка. Учитывает интерес и возрастные особенности.
Экологическое воспитание осуществляется в двух направлениях:
• на обучающих занятиях;
• в повседневной жизни.
Нужно стремиться по мере возможности теоретические знания, полученные
на занятиях, закреплять в процессе предметно-преобразующей деятельности в природе. Детей следует привлекать к уходу за растениями и животными,
сохранению благоприятной экологической обстановки. В результате у
дошкольников формируется личный опыт воздействия на природу,
активизируются познавательные интересы, сформируется потребность к
деятельности в природе.
Организованные формы работы по эковоспитанию и совместную
деятельность воспитателя и детей.
• экскурсии (в лес, парк, луг, водоем и т. д.);
• занятия (познавательные, комбинированные, комплексные);
• наблюдения за животными и растениями, явлениями природы,
деятельностью людей в природе;
• наблюдения в уголке природы, труд в уголке природы;
• совместная трудовая деятельность по уборке и благоустройству
территории, работе на клумбах и участке;
• целевые прогулки на природе, походы;
• разработка проектов;
• чтение художественных произведений о природе (стихов, рассказов,
сказок).
• опыты, поисковая деятельность в экологическом кружке или лаборатории
юного исследователя;
• марафоны, аукционы, акции, уроки доброты;
• деятельность кружков и клубов;
• экологические тренинги с обсуждением и проигрыванием ситуаций
• игры (подвижные, дидактические, театрализованные, музыкальные,
интеллектуальные)
• различные виды изобразительной деятельности на экологическую
тематику Участие родителей в совместной работе с детьми повышает интерес
дошкольников к заданию, помогает наладить контакт между членами семьи,
сблизить их эмоционально, способствует формированию экологической
культуры и у взрослых. Главное заинтересовать родителей такой
деятельностью, предлагать им лично значимую экологическую информацию.
Очень важно показать детям, что по отношению к природе они занимают
позиции более сильной стороны и поэтому должны ей покровительствовать,
должны ее беречь и заботиться о ней, а также уметь замечать действия других
людей, сверстников и взрослых, давать им соответствующую нравственную
оценку и по мере своих сил и возможностей противостоять действиям
антигуманным и безнравственным. Необходимо помнить о том, что зачастую
небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется
отсутствием у них необходимых знаний. Очень полезно предлагать детям практические игры с такими предметами, как песок, вода, глина. Цель данных игр не только в том, чтобы повеселиться и слепить фигурку или сделать домик (брызгаться водой, пускать мыльные пузыри и т. д., но и познать свойства этих природных материалов. Воспитание – это искусство формирования личности, которое требует терпения, усилий и постоянной работы. Родители могут сделать многое, чтобы дать возможность своим детям стать успешными и счастливыми людьми. Но важно помнить, что каждый ребенок уникален, и подход к его воспитанию должен быть индивидуальным.