Рукижат Газиметовна
Формирование элементарных математических представлений через разные виды деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
1 слайд
Формирование элементарных математических представлений через разные виды деятельности»
2 слайд
«Человеческий разум является математическим : он стремится к точности, к измерению, к сравнению.. Без математического воспитания и образования невозможно ни понять прогресс нашей эпохи, ни принять в нём участие»
3 слайд
Задачи
4 слайд
Публикация «Формирование элементарных математических представлений через разные виды деятельности» размещена в разделах
Одной из составляющих образовательной области «Познавательное развитие» является формирование элементарных математических представлений дошкольников.
Приобретение этих представлений имеет существенное значение для умственного развития детей и оказывает активное влияние на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окружающего мира.
Знания по математике необходимы людям всегда. И поэтому, у детей ФЭМП необходимо проводить не только во время специально организованной образовательной деятельности, но и во всех других видах деятельности
5 слайд
Согласно программным требованиям, в старшем дошкольном возрасте ребёнок должен овладеть математическими представлениями по основным разделам:
- количество и счёт;
- цифры и знаки;
- счётные действия;
- величины;
- ориентировка в пространстве;
- ориентировка во времени;
- геометрические фигуры.
6 слайд
Для достижения положительного результата работы в данном направлении образовательный процесс осуществляется педагогами ДОУ через организацию различных видов детской деятельности на занятиях и в режимных моментах.
Работа проводится:
в течение дня;
индивидуально или подгруппами по 3 – 5 человек;
кратковременно(5 – 7 мин);
ежедневно – в группе или во время прогулки;
в соответствии с данными обследования, проводимого в начале учебного года индивидуально по каждому ребенку.
Математические представления должны осваиваться дошкольником последовательно, равномерно и систематически. Для достижения положительного результата в работе в данном направлении-образовательный процесс осуществляю через организацию различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения художественной литературы, так и в ходе режимных моментов; а также самостоятельную деятельность детей с применением разнообразных игровых средств. Так же, математическое развитие детей будет более эффективно при взаимодействии с семьями детей
7 слайд
Трудовая деятельность
Освоение математических представлений продолжается и в повседневной жизни.
Ребёнок с удовольствием принимает участие в трудовой деятельности, если она организована в виде игры с вопросами и заданиями.
Работу по формированию элементарных математических представлений осуществляем в разных формах, начиная с самого утра:
Утренний приё м детей: мы выясняем с детьми, кто пришёл первый, кто второй, сколько пришло девочек, сколько мальчиков, посчитали вместе Утренняя гимнастика: выполнение упражнений на счёт, построение детей в два или три ряда, или все встаем в круг, закрепляем понятие левая рука, правая рука
Дежурства по группе: ребенок считает полотенца – сравнивает с количеством присутствующих детей.
Перед приемом пищи: дежурные расставляют тарелки, обращаю внимание детей на форму предметов, - количество предметов,
Одевание (раздевание) на (с) прогулку: спрашиваю у детей, чего у вас по два: две руки, две ноги, значит нам надо две рукавицы, надо обуть два ботинка, 2 сапога. сравнивают шарфы, у кого шарф длиннее, а кого короче, поговариваем обязательно. Важно чтобы эти слова были в лексиконе у детей. Ребенок должен к школе пользоваться правильными словами для сравнения по величине.
Прогулка: постоянно упражняемся в счете: летом посчитали сколько зацвело цветов на клумбе, сравниваем по высоте, по дороге рассмотрели деревья определили (выше-ниже, толще-тоньше, в песке «налепили» куличики, сравнили их по форме и по размеру, осенью собрали листья, выбрали красные, желтые, зеленые так же посчитали и сравнили, Зимой- считаем сколько детей принесли лопатки, сколько надо взять лопаток в группе, чтобы хватило всем, сколько детей с ледянками.
8 слайд
Обучение детей математике в комплексе с иными видами дошкольной деятельности позволит, с одной стороны, детям лучше осознать математические представления, с другой - поможет решить различные проблемы и в других областях.
9 слайд
Конструирование
Конструирование из различных материалов — форма активности ребенка, которая развивает у него пространственное мышление, дает возможность для развития творчества, обогащает речь.
Эффективным средством развития математических знаний у дошкольников можно считать конструирование. Конструирование интенсивно развивается в дошкольном возрасте благодаря потребности ребенка в этом виде деятельности.
В своей работе я успешно использую цветные палочки Кюизенера. Палочки доступны для работы с детьми от 3х лет. Они интересны тем, что с ними можно работать как в горизонтальной, так и в вертикальной плоскости. Это дает возможность упражнять ребят в перенесении изображаемой модели из одной плоскости в другую.
В процессе строительства различных конструкций, конструирования из бумаги, картона, из природного материала, из готовых форм, при формулировании заданий и анализе детских работ обращаю внимание детей на математические отношения, а именно:
- предлагаю сгруппировать детали, обращаю внимание на то, каких деталей много, а какая деталь одна, давайте сравним;
- обращаю внимание на отличие деталей по форме, прошу правильно называть форму деталей, обращаю внимание на характерные признаки геометрических фигур;
- обращаю внимание на отличие поделок и деталей по величине, учу сравнивать следующими методами: приложения, наложения, глазомера, условной мерки;
- обращаю внимание на пространственные отношения между деталями.
В любую свободную минутку дети любят поиграть в конструктор Лего.
10 слайд
«Речевое развитие»,
Формирование элементарных математических представлений непосредственно связанно с образовательной областью «Речевое развитие», где основной задачей является развитие математического словаря у детей. В процессе интеграции осуществляется практическое усвоение детьми лексико-грамматических категорий и отрабатывается правильное звукопроизношение. Процесс формирования математического словаря предполагает планомерное усвоение, постепенное его расширение.
На занятиях дети учатся не только распознавать величину предметов, но, и правильно отражать свои представления («шире — уже», «выше — ниже»); находить более сложные ориентировки в величине предметов («высокий», «ниже», «самый низкий»); осваивать существительные, обозначающие предметы, геометрические фигуры («круг», «квадрат», «треугольник», а также пространственные отношения и временные обозначения («утро», «день», «вечер», «ночь», «сегодня», «завтра»; названия дней недели, месяцев).
11 слайд
Математика в художественной литературе
Восприятие художественной литературы — форма активности ребенка, которая воплощается во внутреннем содействии, сопереживании героям, в результате чего возникает эффект личного присутствия, личного участия в событиях.
Во время чтения художественной литературы и составления небольших рассказов, обращается внимание на количество частей того или иного произведения.
Математика в театрализованной деятельности
В любой из сказок, будь она народная или авторская, присутствует целый ряд математических понятий. «Колобок» познакомит с порядковым счетом, «Теремок» и «Репка» помогут запомнить количественный и порядковый счет, да еще и основы арифметических действий. С помощью сказки «Три медведя» легко усвоить понятие о размере.
12 слайд
Сожетно-ролевая игра
В разнообразных сюжетно-ролевых играх также закрепляются пространственные, количественные и временные представления детей. Например, организуя сюжетно-ролевую игру «МАГАЗИН», «Кафе» или «Аптека» дети считают предметы, которые будут продавать, ставят к ним ценники (цифры, готовят денежные купюры, проводят манипуляции с ними.
У нас имеется кассовый аппарат, весы, наборы овощей и фруктов. На занятие по Финансовой грамотности дети познакомились с деньгами, что они бывают наличные и безналичные и как обращаться с ними при игре.
Принципиально важно, чтобы математика вошла в жизнь детей не как теория, а как знакомство с интересным новым явлением окружающего мира.
13 слайд
Рисование
Изобразительная деятельность — форма активности ребенка, в результате которой создается материальный или идеальный продукт.
На занятиях по изобразительной деятельности часто необходимо определить, каких деталей много, а какая деталь одна. Например, у дерева один ствол, а веточек много; для изображения цветка нужно много лепестков - овалов и одну серединку - круг.
На некоторых занятиях по изобразительной деятельности возможно решение программных задач из области временных представлений. Формировать представления о временах года можно в процессе рисования следующих тем: «Яблоня с золотыми яблоками", «Что нам осень принесла», «Осенний лес», «Зима», «Волшебные снежинки», «Наша нарядная елочка».
14 слайд
Лепка
На занятиях по лепке обращаю внимание - на сколько частей и какого размера нужно разделить кусок пластилина. В процессе работы дети могут практическим путем установить отличие плоских и объемных фигур, объемных фигур между собой. Особенно ценно то, что в ходе изготовления предметов дети могут самостоятельно сделать маленькие открытия, например, может ли катиться конус. Дети могут рассмотреть, какой формы основания у объемных фигур и сделать вывод о том, чем они похожи на плоские фигуры.
15 слайд
Аппликация
В ходе выполнения заданий ребята видоизменяют фигуры: из квадрата получают круг-срезая уголки, из прямоугольника - квадрат, тем самым воочию познавая свойства фигур. Часто встречаются на занятиях задания по определению формы предмета в целом и отдельных его частей, что способствует аналитическому мышлению.
В процессе аппликации возникает необходимость сосчитать или отсчитать нужное количество деталей. Часто нужно применить знание порядкового счета. Особенно успешно в процессе аппликации формируется умение делить предметы на части, т. к. задания такого рода встречаются очень часто. Дети убеждаются в том, что части могут быть равными и неравными, закрепляют названия равных частей: "половина", "четверть"
16 слайд
Игровая деятельность
Игровая деятельность — форма активности ребенка, направленная не на результат, а на процесс действия и способы осуществления и характеризующаяся принятием ребенком условной позиции.
В самостоятельной игровой деятельности дети используют различные настольные, дидактические игры: мозаики, пазлы,
«Геометрическое лото», домино «Изучаем цвета», д/игра «Найди пару».
Так в простой беседе во время
коммуникативной деятельности ребёнка в течение дня без труда можно закрепить понятия «утро», «день», «вечер», «ночь», «вчера», «сегодня», «завтра», время года, порядковый счёт, умение отвечать на вопрос: «Сколько?»
17 слайд
Математика в двигательной деятельности
Двигательная деятельность — форма активности ребенка, позволяющая ему решать двигательные задачи путем реализации двигательной функции.
В двигательной деятельности дети активно воспринимают новые предметы, их свойства. В ходе занятий по математике разнообразная двигательная активность снимает утомление, активизирует память, мышление.
В процессе всех физкультурных занятий дети встречаются с математическими отношениями : необходимо сравнить предмет по величине и форме или распознать, где левая сторона, а где правая и т. д. Предлагая различные упражнения, нужно не только давать им физическую нагрузку, но и обращать внимание на разные математические отношения. С этой целью в формулировке упражнений нужно делать акцент на специальные слова, побуждать детей использовать их в речи. Необходимо учить сравнивать предметы по величине (дуги, мячи, ленты и др. Надо побуждать детей учитывать левую и правую стороны тела и предлагать выполнять упражнения не по образцу, а по устной инструкции.
18 слайд
Музыкальная деятельность
Музыкальная деятельность — это форма активности ребенка, дающая ему возможность выбирать наиболее близкие и успешные в реализации позиции слушателя, исполнителя, сочинителя.
На музыкальных занятиях используются музыкально-дидактические игры на развитие чувства ритма, которые способствуют развитию и закреплению некоторых математических определений. Дети узнают, что звук бывает длинным и коротким, высоким и низким Музыкальные подвижные игры способствует закреплению знания цвета, формы предмета. А так же закрепляется навык ориентировки в пространстве. (игра «Найди свой листик», «Веселый круг», игра-танец «Мы вместе» и т. п.).Таким образом, элементарные математические представления у дошкольников усваиваются, закрепляются и развиваются посредством музыкального материала
19 слайд
Картотека
/ 20 слайд
Заключение
Опыт работы показал, что ФЭМП через разные виды деятельности. благотворно влияет на усвоение материала у дошкольников и способствует повышению уровня математического развития детей.
Элементарные знания по математике, определенные современными требованиями, в основном усваиваются детьми, но необходимо углубление и дифференциация индивидуальной работы с каждым ребенком. Обновление и качественное улучшение системы математического развития дошкольников позволяет мне, как педагогу, искать наиболее интересные формы работы, что способствует развитию элементарных математических представлений
Конец!