Получи документы

«Формирование экологической культуры дошкольников посредством использования метода проектирования».

Светлана Мотненко
«Формирование экологической культуры дошкольников посредством использования метода проектирования».
▼ Скачать + Заказать документы

«Формирование экологической культуры дошкольников посредством использования метода проектирования».

Я сорвал цветок, и он завял.

Я поймал жука, и он умер у меня на ладони.

И тогда я понял: «Прикоснуться к природе можно только сердцем»

На протяжении своей педагогической деятельности, я заметила, что последние годы прослеживается такая тенденция, что наши дети стали мало общаться с живой природой. Редко у кого в доме встретишь домашнего любимца, если цветы, то почему-то искусст-венные, если едем отдыхать, то ни как не в деревню, а куда-нибудь на курорт. Поэтому, когда ребенок сталкивается с распустившимися цветами, то норовит сорвать их, не заду-мываясь, что тем самым губит их. Попадая в лес, наши дети ведут себя, как «неродивые хозяева», не понимая, что человек в лесу всего лишь гость.

Публикация «„Формирование экологической культуры дошкольников посредством использования метода проектирования“,» размещена в разделах

Взаимодействие человека и природы привело к глобальным экологическим проблемам, которые могут приблизить людей к полному экологическому кризису, к гибели природы и культуры. Планету может спасти лишь деятельность людей, осуществляемая с учетом глубокого понимания законов жизнедеятельности природы, многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознания того, что человек не властелин природы, а ее часть.

Поэтому немаловажным условием развития нашей страны, как самой благополучной и комфортабельной для проживания является формирование экологической культуры общества. На основе этой идеи был разработан проект «Национальной стратегии экологического образования РФ», целью которого является воспитание социально- активной личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним; формирование базовой системы ценностей, соответствующей задачам экологического воспитания.

Согласно же «Концепции модернизации российского дошкольного образования» основной задачей ставится: «Восстановление роли дошкольного образования как важнейшего общедоступного уровня системы образования, деятельность которого направлена на формирование у детей основополагающих свойств личности, духовного и физического здоровья, подготовку к получению общего и профессионального образования»

Также если мы обратимся к концепции развития образования РФ, то можно отметить, что одним из ведущих аспектов является развитие экологической компетенции дошкольников.

Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его, и с которыми он знакомиться в дошкольном детстве. И задача педагога заключается в том, чтобы ценностные позиции, открытые у ребенка с помощью взрослого, становились его личными. При этом формирующийся у ребенка нравственный опыт и положительные черты закладывают общую гуманистическую направленность его отношения к окружающему при условии, если объекты приобретают для ребенка личностный смысл.

В связи с этим особую значимость приобретает начальное экологическое образование как процесс, направленный на воспитание у ребенка основ экологической культуры.

Осознанно-правильное отношение детей к природе строится на чувственном ее восприятии, эмоциональном отношении к ней и знании особенностей жизни, роста и развития от-дельных живых существ, некоторых биоценозов, взаимосвязей внутри природных сообществ. Такие знания в процессе общения ребенка с природой обеспечивают ему понимание конкретных ситуаций в поведении животных, состоянии растений, правильную их оценку.

Процесс становления осознанно-правильного отношения к природе сопровождается определенными формами поведения ребенка, которые могут служить критерием оценки уровня его экологической воспитанности. Это самостоятельные наблюдения, проведение опытов, вопросы, стремление рассказать о переживаниях и впечатлениях, обсуждать их, воплощать в различной деятельности (отражать в игре, ИЗО-деятельности, ухаживании за растениями и животными).

Для усвоения экологических знаний используются разнообразные формы и методы, предложенные современной дидактикой. Учитывая большую эмоциональность и преобла-дание наглядно-образного мышления у детей дошкольного возраста, приоритет отдается чувственному восприятию природы и закреплению представлений о ней через практиче-скую деятельность и ведущее место среди разнообразных методов экологического воспи-тания следует отвести методу проектирования.

Суть «метода проектов» в образовании состоит в такой организации образовательного процесса, при которой обучающиеся приобретают знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к действительности в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов, имеющих не только познавательную, но и прагматичную ценность. «Все, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить» - вот основной тезис со-временного понимания метода проектов, который привлекает многие образовательные сис-темы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.

Так же метод проектов можно рассматривать как особый механизм взаимодействия семьи и ДОУ. Родители могут быть не только источниками информации, реальной по-мощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но так же стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успе-хов и успехов ребенка.

Таким образом, внедрение в образовательный процесс такой технологии как метод проекта способствует развитию свободной творческой личности, которая соответствует социальному заказу на современном этапе, с одной стороны, и делает образовательный процесс дошкольного учреждения открытым для активного участия родителей и других членов семьи.

Определяя для себя направление своей творческой работы, я основывалась на том, что под экологическим воспитанием детей я, прежде всего, понимаю воспитание человечности, т. е. доброты, ответственного отношения к природе, к людям, которые живут рядом.

Экологическая культура – это реальное каждодневное поведение человека в природе, и своей работой я хочу добиться того, чтобы наши дети были экологически культурными, и привили эту культуру своим детям. Чтобы в наших домах вновь появились кошки и соба-ки, рыбки и хомячки, и чтобы дети обменивались не только видеокассетами между собой, но и отростками растений.

Будущее нашей планеты в руках наших детей, и чтобы оно было светлым и радужным мы взрослые должны научить их любить и беречь ее, охранять ее природные богатства. Воспитание действенной любви к природе будет эффективным лишь тогда, когда дети ежедневно общаются с природой и когда это общение направлено взрослыми.

«Животное, родившись ото льва и львицы, делается львом без всяких стараний и усилий со стороны родителей, без всякого влияния счастливого стечения обстоятельств; но, человек, родившись не только львом или тигром, даже человеком в полном значении этого слова, может сделать-ся и волком, и ослом, и чем угодно»

В. Белинский

Публикации по теме:

«Формирование экологической культуры у старших дошкольников посредством игровой и проектной деятельности» Экологическому воспитанию и образованию детей дошкольного возраста всегда уделялось особое внимание, а сейчас, когда экологическое состояние.

Методическая разработка «Технология ознакомления дошкольников с окружающим миром посредством метода проектирования» Методическая разработка «Технология ознакомления дошкольников с окружающим миром посредствам метода проектирования» Данная методическая.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Формирование экологической культуры дошкольников посредством использования метода проектирования».
Опубликовано: 27 мая 2015 в 20:26
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Формирование экологической культуры дошкольников посредством использования метода проектирования».» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Мотненко (УИ 170927) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД